Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Жаба в мифологии и шаманизме

Перейти вниз

Жаба в мифологии и шаманизме Empty Жаба в мифологии и шаманизме

Сообщение автор Wizard Сб Сен 15, 2018 9:17 pm

Жаба: народов Африки мифология
В Того жаба считалась не только хтоническим животным, связанным со зловредными духами, но и связником между миром людей и миром духом. "Когда среди жителей Того возникла ужасная эпидемия гриппа (1892), они сочли это проделками злых духов и решили изгнать их. Для этого они протащили по улицам жабу, а вслед за ней шел старейшина, окроплявший улицы святой водой. Таким образом эпидемия была перенесена в жабу, которую затем выбросили в ближайший лес".


Жаба: индейцев Южной Америки мифология
В мифологических представлениях индейцев Южной Америки образ жабы ассоциировался с духом воды и земного плодородия и играл главную роль в процессах возрождения. Такая тесная связь с землей, водой и реинкарнационными циклами, сделала жабу объектом глубокого почитания. ”Пейн (“Histiry of New World Called America”) отмечает, что «во всем Новом Свете от Флориды до Чили, жабу и лягушку почитали как дитя воды и символ водяного духа, помогающего возделывать маис”. Одну из разновидностей водяной жабы чилийские арауканы называли “genco”, что значит «Хозяин Вод». Они верили, что жабы ведают сохранностью вод и очищают их». Существовало почитание богини жабы как жены бога солнца. В космогонических представлениях индейцев куна жабе отводилось место в нижнем ярусе мира, насыщенном подземными водами и являющимся местом посмертного обитания сородичей. Связь между разными уровнями мироздания выражается в представлениях о Мировом древе, при этом место обитания жабы, змеи и ягуара определялось у подножия дерева.

Индейцы чибча, проживающие в Колумбии, почитали воду, как священную стихию. Соответственно, такие животные как жаба и змея, связанные с водой, также были объектами почитания и рассматривались в качестве "связников" между мирами. Вместе с ними такую же роль играл и попугай, считавшийся способным передавать сообщения благодаря умению "разговаривать". При этом жаба считалась "самым священным животным, находящимся в прямом контакте с солнцем и водой". Ее образ играл главную роль в представлениях о реинкарнационных циклах. Если у ацтеков умершие переправлялись в места последнего упокоения с помощью собачки, то у чибча умершие проделывали этот путь в теле жабы. "Чибча полагали, что души жаб являлись душами умерших людей, которые ожидали своего рождения. Жаба умирала в момент рождения человека, передавая младенцу его бессмертную душу".

Индейцы санема, живущие в Венесуэле, тоже видели в жабе благодетельное существо. Миф о братьях-близнецах Омао и Соао повествует о том, как жаба вынула детей из чрева убитой и съеденной ягуаром матери и воспитала их. Выросшие братья убили ягуара и изготовили людей, вырезая их из дерева. Из-за того, что Соао выбрал непрочную древесину, люди стали умирать. Затем братья поймали рыбу, которая превратилась в женщину, ставшую женой Омао. Впоследствии Омао, рассердившись на то, что бестолковый Соао дал убежать его жене, удалился на небо.

В представлениях перуанских кечуа жаба была связана не только с землей, но и "вознесена" на небо, дав свое название астрономическому объекту. Именно такое название получило одно из темных облаков в созвездии Млечного Пути: "В нагорьях Перу Млечный Путь связан со сменой сезонов еще и через черные облака межзвездной пыли, частично закрывающие его нижнюю половину. Кечуа делают "созвездия" из этих чернильных туманностей, темных силуэтов, в которых они видят формы животных. ...Угольный Мешок, расположенный рядом с Южным Крестом, наверное, является наиболее известным темным облаком". Перуанские горцы, живущие в окрестностях Куско, дали ему название птицы Юту, а другому темному облаку, тоже вблизи Южного Креста, название Жабы. "Птица Юту постоянно преследует Жабу, а та вечно убегает от нее. Связь земных жаб со своей небесной представительницей, заключается в том, что лучше всего Жаба видна на небе в начале октября, и именно в это время "земные жабы выходят из спячки и начинают очередной брачный сезон".

Использованные материалы:

Энциклопедия суеверий;
Барбара Уокер Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства;
Мифы народов мира, т. I, II;
Г.Г. Ершова Древняя Америка: полет во времени и пространстве;
Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания;

Источник: Источник
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3017
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Жаба в мифологии и шаманизме Empty Re: Жаба в мифологии и шаманизме

Сообщение автор Wizard Сб Сен 15, 2018 9:30 pm

Жаба: нанайцев, нивхов, орочей мифология

"Мифп'идь – это одно из существующих в нивхском языке названий жабы (букв.: "в земле находящаяся"). "...на юге Дальнего Востока водятся два вида жаб – серая и монгольская жаба (Buffo raddei); у последней имеются специфические черты во внешнем виде и повадках: один из четырех пальцев на передних лапах намного короче прочих трех, окраска кожи спины – красно-бурая, жаба способна подниматься высоко в горы. Похоже, что обитателем горного мира признается из них второй вид – монгольская жаба". Три длинных пальца сближают монгольскую жабу с трехлапой лунной жабой древнекитайских мифологических представлений, но буквальный перевод ее нивхского имени указывает на нее, как на хтоническое животное.

Словом мифп’идь нивхи обозначали "монгольскую жабу, способную подниматься в горы, а слово мири предназначалось для серых жаб». Интересно, что в лечебной магии мужчинам следовало для излечения носить на шее деревянное изображение мири, а заболевшим женщинам - мифп’идь. "Известны онгоны, представляющие собой изображения жаб, различающихся количеством пальцев: у одной жабы четыре, у другой – три пальца". В мифологических текстах жабы мифп'идь выступают вместе с простыми лягушками в качестве обитателей жилища старика - хозяина горной страны и играют важную роль в медвежьем празднике.

Как только амурские нивхи вносили через окно голову убитого медведя, на нее наклеивали вырезанное из бересты изображение жабы. Сахалинские нивхи такое же изображение оставляли снаружи у дымового отверстия, через которое в землянку опускалась голова медведя. Отличительной чертой онгона, использовавшегося в ритуале медвежьего праздника, был "пояс с изображенной на нем жабой". Из того, что "изображение жабы привлекалось только на втором этапе всего ритуала, когда уже произошло освобождение души горного человека от его медвежьего тела, но она еще сосредоточена в голове зверя", следует, что жаба представлялась тем "транспортным" средством, которое должно было доставить душу в горний мир.

Из мифологических представлений ульчей, связанных с ритуалами медвежьего праздника, известно, что "средством передвижения в таежный мир служит Красная жаба", которая, что интересно - выходит из огня "в ответ на жертвоприношение пищей огню". Роль жабы как посредника между мирами видна и в том, что ее изображения наносились на шаманские дымокуры-алтари, что определенно указывает на нее как на помощника шамана при его "посещениях" другого мира, возможно, даже на то, что жаба являлась матерью-зверем шамана. По материалам якутской мифологии "из пламени вышла жаба; именно от этого животного произошли «демоны», давшие, в свою очередь, якутам выдающихся шаманов и шаманок".

Орочи считали жабу очень сильным охотничьим духом. Считалось, что в процессе создания души шамана высшее божество Хадау "выковывает" душу будущего шамана на наковальне в виде безрогого лося, а "горном" служит железная жаба. "Бучу надувает ее через задний проход мехами, и изо рта ее вырывается пламя".

У гольдов "лягушка и жаба считались существами, связанными с силой плодородия. Гольды верили, что помогает не только само животное, но и его изображение. Например, если женщина страдала бесплодием, вырезали из березовой коры изображения лягушек и привязывали их к рукам и ногам женщины".

Использованные материалы:

А.Б. Островский. Мифология и верования нивхов;
С.В. Березницкий. Мифология и верования орочей;
Л.Я. Штернберг Первобытная религия в свете этнографии
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3017
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения