СЕМАНТИКА ШАМАНСКОГО БУБНА И ЕГО ФУНКЦИИ В ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования хакасов
Страница 1 из 1
СЕМАНТИКА ШАМАНСКОГО БУБНА И ЕГО ФУНКЦИИ В ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ
СЕМАНТИКА ШАМАНСКОГО БУБНА И ЕГО ФУНКЦИИ В ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Звучание бубна (у хакасов бубен именуется «туур»; в русской огласовке - тюр) связано с ритуальным действом. Без бубна (тюра) не было настоящего шамана. Бубен («укороченная модификация барабана») доносил до духов сообщения людей и позволял принять информацию от жителей сакральных миров.
Л. П. Потапов, говоря о значении бубна, утверждает, что все основные культовые действия шамана были связаны с его использованием. Повторяющиеся удары барабана - главное условие работы шамана. Американский учёный М. Харнер монотонный ритм барабанного боя называет несущей в ШСС (шаманское состояние сознания) волной, которая поддерживает его на протяжении всего путешествия. Более того, исследования в области шаманских ритуальных танцев показали, что барабанный бой вызывает определённые изменения в центральной нервной системе. Такая ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга. Это частично объяснятся тем, что звук барабана содержит целую гамму звуковых частот и соответственно возбуждает импульсы во многих нервных окончаниях. Кроме того, удары барабана имеют низкую частоту, поэтому они передают в мозг больше энергии, чем высокочастотные инструменты. Отметим, что перкуссия бубна или погремушки, используемая неошаманами для перехода в измененные состояния сознания (ИСС), была разработана американским антропологом М. Харнером. Учёный в своих трудах утверждает, что шаманизм в первую очередь - это практика, которой может овладеть любой человек благодаря разработанным последовательным упражнениям. И в этом действе огромную роль играет именно монотонная барабанная дробь в равномерном темпе с интенсивностью 205-220 ударов в минуту. Научные исследования также указывают на то, что повторяющиеся ритмы с определённой частотой ударов вызывают гипнотическое состояние. При этом ритм ударов в бубен должен быть не постоянным, а плавающим: частота ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны быть разной динамики, в зависимости от состояния сознания шамана в опредёленный момент ритуального действа]. Таким образом, бой шаманского бубна изменяет состояние сознания человека.
Ю. Пентикайнен называет бубен своеобразной «литургической записной книжкой шаманизма». Данное мнение небезосновательно. Ведь шаманский обряд - это многосенсорный комплекс движения, ритма и звуков в обрядовом контексте. Музыка, как отмечает М. Уолкер, более чем другая форма, является прочувствованием знания. По мнению западного исследователя, голос шамана, звуки бубна и других ударных инструментов (например, металлических частичек на одежде шамана) в комбинации с движениями тела шамана производят «ритмический звуковой мост, на котором шаман путешествует в другой мир в поисках знаний, которые привнесёт людям» [4, с. 277-278]. Этот «звуковой мост» является своего рода переносом знаний и силы между мирами и сознанием.
Заметим, что шаманы часто свои обрядовые и музыкальные инструменты, особенно бубен, соотносят с ездовым животным (лошадью, маралом), так как бубен уносит их в путешествие. Бубен и колотушка могли превращаться в руках во время камлания в лошадь, птиц, зайца, лодку. При этом у данного инструмента есть и другие функции: звуковой резонатор, показ образа как в зеркале, оружие в форме тарана, щит в непосредственном бою, лодка при погружении в Нижний мир и пр. В птиц же превращались колокольчики на костюме шамана в путешествии служителя культа в сакральной реальности.
Более того, бубен, по мнению А. М. Сагалаева и И. В. Октябрьской, мог выступать и в качестве брачного партнёра и защитника интересов людского сообщества. Как отмечают исследователи, до освящения бубна свою причастность к нему активно демонстрировали мужчины. Женской части коллектива (рода) и детям запрещалось прикасаться к инструменту. С нанесением же ударов (универсально связанных с эротической символикой) бубен получал новое качество, «наполнялся» силой плодородия. Приобретая жизненную силу посредством ритуального «оплодотворения», инструмент, как предполагают А. М. Сагалаев и И. В. Октябрьская, понимался как носитель женского начала. Об этом говорит и Л. Я. Штернберг, считая, что бубен, выступая брачным партнёром шамана, является воплощением женского начала, становясь символом природного лона. Именно поэтому бубен, как утверждают названные учёные, в последней своей «жизни» мог служить вместилищем «зародышей» (кут), посылаемых божествами людям.
Следует упомянуть о том, что в тюркском мире, как считают исследователи И. В. Октябрьская и А. М. Сагалаев, шаманами использовались в равной мере как ударные инструменты, так и струнные. При камлании шаманы использовали не только бубен, но и чатхан и хомыс. Эти музыкальные инструменты предназначены в первую очередь для созыва духов-помощников в начале обряда, а также «...предвещали приближение кама к тому или иному этапу камлания». Л. П. Потапов также отмечает, что «частотой, силой и звуком ударов кам имитирует или символизирует, например, бег коня, ловлю вышедшего из человека двойника, стрельбу из лука и т. п.» . Таким образом, звучание хакасских народных музыкальных инструментов, сопровождавших пение или речитатив камлающего шамана, воспринималось как ритуальный аккомпанемент.
Инструмент мог использоваться и как оберег. Звуки шумовых инструментов - бубенцов, колокольчиков, металлических подвесок, которыми увешан костюм шамана и его ритуальный инструмент бубен, - отгоняли, отпугивали враждебные для человека силы, не позволяли проникнуть в жилище человека. Сам же бубен, как отмечает Л. П. Потапов, ассоциировался и с луком, при помощи которого кам сражался со злыми духами, с враждебными шаманами». По мнению западного исследователя О. Диксона, в ритуальном обряде до бубнов использовались «поющие луки». Действительно, шаман стреляет по враждебным духам из бубна в образе лука. На это указывают наскальные изображения шаманов с бубном в одной руке и с луком в другой, что свидетельствует о равнозначности данных инструментов в ритуальном обряде.
Отметим, что звук в мировоззрении хакасов понимался как часть мирового единства, как одно из качеств мироздания. Такое единство мирового пространства не только выражалось в пении (песнопениях шамана или сказаниях хайджи), но и изображалось на корпусе музыкального инструмента. Круглая форма бубна символизировала Вселенную. Как отмечает исследователь Олард Диксон, бубен - это отражение всех миров Вселенной, пронизанных Мировым Деревом [8, с. 283-284]. На инструменте отразились вертикальная и горизонтальная структуры мира. Как правило, на мембране бубна изображены духи, их жилища, дороги, по которым к ним можно попасть. По мнению О. Диксона, реже символизируется какое-то одно понятие - солнце, молния, главный дух-покровитель и пр..
Устройство шаманского бубна у многих народов чрезвычайно семантично. У хакасов строение бубна, которое дошло до наших дней, представляет круглую форму с двумя перекладинами внутри, «из которых одна (рукоятка) - вертикальная, а вторая - горизонтальная, поперечная», что указывает на отражение в строении данного инструмента представлений о вертикальной и горизонтальной структуре мира. Более того, рисунки на бубне обнаруживают определённое сходство с календарями 12-летнего цикла у алтайцев, а также присутствие элементов мифологической модели Вселенной, в основе которой лежат идеи мирового дерева и трёхчленности мира.
Игрой на обрядовых и музыкальных инструментах иллюстрировались картины сотворения мира и человека. И. В. Октябрьская и А. М. Сагалаев в алтайских мифах в бубне находят черты Эрлика - духа Нижнего мира, сближающего его с духами-покровителями эпических певцов (у алтайцев кай-ээзи). Заметим, что мифы о происхождении музыкальных инструментов исследователи также связывают с иным миром, а зачастую и нечистой силой, которая могла выступать и носителем музыкальных традиций. Таков, например, персонаж дельбеген -чудовище, имеющее семь голов, одна из которых камлает, другая говорит сказки, третья поёт хаем (каем), четвёртая хохочет... Обладание музыкальными инструментами обитателями Нижнего мира И. В. Октябрьская и А. М. Сагалаев объясняют образом жизни этих обитателей (музицированием, весельем, играми).
В шаманской практике существуют и обряды, связанные с созданием музыкального инструмента и игрой на нем. Так, при изготовлении первого бубна, как отмечает Л. П. Потапов, собиралось много народа. Гости обязательно приносили с собой угощение, а самому шаману дарили деньги. Когда бубен был обтянут шкурой, его ставили у порога дома шамана и ударяли по натянутой коже прутиками тальника. Происходило гротескное камлание и нанесение рисунков, после чего бубен обретал законченный облик и шаман совершал его освящение.
Поскольку бубен отражает всю Вселенную, являясь пространством, в него должны поместиться и силы четырёх первоэлементов. Освящение бубна происходит по небесному кругу. Восток - юг - запад - север соотносятся со стихиями огня - воздуха - воды - земли. При этом каждой из сторон света (и первоэлементов) соответствует опредёленный этап обряда: разогрев бубна, очищение, окропление и помазание. Только после этого, по мнению шаманов, музыкальный инструмент пригоден для магических действий.
Интересный современный обряд освящения бубна описывает канадская исследовательница К. Ван Дузен, который проводился современной хакасской шаманкой Т. Кобежиковой. Посреди треугольника из трёх свечей стояла хозяйка бубна - Алиса Кызласова. Бубен и владелец были окурены дымом можжевельника и других
трав. Далее шаманка долго била в бубен и наблюдала за его владелицей. Т. Кобежикова приводила звуки и духа тюра (бубна) в соответствие с энергетикой нового шамана. Позже А. Кызласова рассказала, что видела духа бубна в образе животного, после чего почувствовала себя в гармонии со звуками тюра.
Итак, исходя из всего сказанного ранее, можно заключить, что функции шаманского бубна в обрядовой культуре хакасского народа многообразны. Шаманский бубен в хакасской культуре выступает в следующих функциях:
- ездовое животное (лошадь, марал);
- звуковой резонатор;
- показ образа как в зеркале;
- оружие в форме тарана;
- щит в непосредственном бою;
- лодка при погружении в Нижний мир;
- изменение состояния сознания;
- брачный партнёр;
- защитник интересов людского сообщества.
Таким образом, хакасский бубен устанавливает связь со сверхъестественной реальностью, на что указывают анализ места музыки в ритуальном обряде, единство шамана и музыканта, а также легенды о происхождении обрядовых и музыкальных инструментов.
В современной хакасской культуре шаманский бубен как символ культуры по-прежнему имеет сакральное значение и является неотъемлемым атрибутом обряда камлания. Звучание инструмента также включено в спектакли, отражающие быт и традиции народа. При этом на сцене он может звучать как музыкальный инструмент, ритмически и тембрально поддерживая музыкальную ткань сценического действия. Шаманский бубен в наше время активно применяется при реконструкции календарных праздников, в церемониях торжественных открытий ключевых для региона форумов и симпозиумов, при кормлении огня в воссоздаваемых народных обрядах.
Звучание бубна (у хакасов бубен именуется «туур»; в русской огласовке - тюр) связано с ритуальным действом. Без бубна (тюра) не было настоящего шамана. Бубен («укороченная модификация барабана») доносил до духов сообщения людей и позволял принять информацию от жителей сакральных миров.
Л. П. Потапов, говоря о значении бубна, утверждает, что все основные культовые действия шамана были связаны с его использованием. Повторяющиеся удары барабана - главное условие работы шамана. Американский учёный М. Харнер монотонный ритм барабанного боя называет несущей в ШСС (шаманское состояние сознания) волной, которая поддерживает его на протяжении всего путешествия. Более того, исследования в области шаманских ритуальных танцев показали, что барабанный бой вызывает определённые изменения в центральной нервной системе. Такая ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга. Это частично объяснятся тем, что звук барабана содержит целую гамму звуковых частот и соответственно возбуждает импульсы во многих нервных окончаниях. Кроме того, удары барабана имеют низкую частоту, поэтому они передают в мозг больше энергии, чем высокочастотные инструменты. Отметим, что перкуссия бубна или погремушки, используемая неошаманами для перехода в измененные состояния сознания (ИСС), была разработана американским антропологом М. Харнером. Учёный в своих трудах утверждает, что шаманизм в первую очередь - это практика, которой может овладеть любой человек благодаря разработанным последовательным упражнениям. И в этом действе огромную роль играет именно монотонная барабанная дробь в равномерном темпе с интенсивностью 205-220 ударов в минуту. Научные исследования также указывают на то, что повторяющиеся ритмы с определённой частотой ударов вызывают гипнотическое состояние. При этом ритм ударов в бубен должен быть не постоянным, а плавающим: частота ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны быть разной динамики, в зависимости от состояния сознания шамана в опредёленный момент ритуального действа]. Таким образом, бой шаманского бубна изменяет состояние сознания человека.
Ю. Пентикайнен называет бубен своеобразной «литургической записной книжкой шаманизма». Данное мнение небезосновательно. Ведь шаманский обряд - это многосенсорный комплекс движения, ритма и звуков в обрядовом контексте. Музыка, как отмечает М. Уолкер, более чем другая форма, является прочувствованием знания. По мнению западного исследователя, голос шамана, звуки бубна и других ударных инструментов (например, металлических частичек на одежде шамана) в комбинации с движениями тела шамана производят «ритмический звуковой мост, на котором шаман путешествует в другой мир в поисках знаний, которые привнесёт людям» [4, с. 277-278]. Этот «звуковой мост» является своего рода переносом знаний и силы между мирами и сознанием.
Заметим, что шаманы часто свои обрядовые и музыкальные инструменты, особенно бубен, соотносят с ездовым животным (лошадью, маралом), так как бубен уносит их в путешествие. Бубен и колотушка могли превращаться в руках во время камлания в лошадь, птиц, зайца, лодку. При этом у данного инструмента есть и другие функции: звуковой резонатор, показ образа как в зеркале, оружие в форме тарана, щит в непосредственном бою, лодка при погружении в Нижний мир и пр. В птиц же превращались колокольчики на костюме шамана в путешествии служителя культа в сакральной реальности.
Более того, бубен, по мнению А. М. Сагалаева и И. В. Октябрьской, мог выступать и в качестве брачного партнёра и защитника интересов людского сообщества. Как отмечают исследователи, до освящения бубна свою причастность к нему активно демонстрировали мужчины. Женской части коллектива (рода) и детям запрещалось прикасаться к инструменту. С нанесением же ударов (универсально связанных с эротической символикой) бубен получал новое качество, «наполнялся» силой плодородия. Приобретая жизненную силу посредством ритуального «оплодотворения», инструмент, как предполагают А. М. Сагалаев и И. В. Октябрьская, понимался как носитель женского начала. Об этом говорит и Л. Я. Штернберг, считая, что бубен, выступая брачным партнёром шамана, является воплощением женского начала, становясь символом природного лона. Именно поэтому бубен, как утверждают названные учёные, в последней своей «жизни» мог служить вместилищем «зародышей» (кут), посылаемых божествами людям.
Следует упомянуть о том, что в тюркском мире, как считают исследователи И. В. Октябрьская и А. М. Сагалаев, шаманами использовались в равной мере как ударные инструменты, так и струнные. При камлании шаманы использовали не только бубен, но и чатхан и хомыс. Эти музыкальные инструменты предназначены в первую очередь для созыва духов-помощников в начале обряда, а также «...предвещали приближение кама к тому или иному этапу камлания». Л. П. Потапов также отмечает, что «частотой, силой и звуком ударов кам имитирует или символизирует, например, бег коня, ловлю вышедшего из человека двойника, стрельбу из лука и т. п.» . Таким образом, звучание хакасских народных музыкальных инструментов, сопровождавших пение или речитатив камлающего шамана, воспринималось как ритуальный аккомпанемент.
Инструмент мог использоваться и как оберег. Звуки шумовых инструментов - бубенцов, колокольчиков, металлических подвесок, которыми увешан костюм шамана и его ритуальный инструмент бубен, - отгоняли, отпугивали враждебные для человека силы, не позволяли проникнуть в жилище человека. Сам же бубен, как отмечает Л. П. Потапов, ассоциировался и с луком, при помощи которого кам сражался со злыми духами, с враждебными шаманами». По мнению западного исследователя О. Диксона, в ритуальном обряде до бубнов использовались «поющие луки». Действительно, шаман стреляет по враждебным духам из бубна в образе лука. На это указывают наскальные изображения шаманов с бубном в одной руке и с луком в другой, что свидетельствует о равнозначности данных инструментов в ритуальном обряде.
Отметим, что звук в мировоззрении хакасов понимался как часть мирового единства, как одно из качеств мироздания. Такое единство мирового пространства не только выражалось в пении (песнопениях шамана или сказаниях хайджи), но и изображалось на корпусе музыкального инструмента. Круглая форма бубна символизировала Вселенную. Как отмечает исследователь Олард Диксон, бубен - это отражение всех миров Вселенной, пронизанных Мировым Деревом [8, с. 283-284]. На инструменте отразились вертикальная и горизонтальная структуры мира. Как правило, на мембране бубна изображены духи, их жилища, дороги, по которым к ним можно попасть. По мнению О. Диксона, реже символизируется какое-то одно понятие - солнце, молния, главный дух-покровитель и пр..
Устройство шаманского бубна у многих народов чрезвычайно семантично. У хакасов строение бубна, которое дошло до наших дней, представляет круглую форму с двумя перекладинами внутри, «из которых одна (рукоятка) - вертикальная, а вторая - горизонтальная, поперечная», что указывает на отражение в строении данного инструмента представлений о вертикальной и горизонтальной структуре мира. Более того, рисунки на бубне обнаруживают определённое сходство с календарями 12-летнего цикла у алтайцев, а также присутствие элементов мифологической модели Вселенной, в основе которой лежат идеи мирового дерева и трёхчленности мира.
Игрой на обрядовых и музыкальных инструментах иллюстрировались картины сотворения мира и человека. И. В. Октябрьская и А. М. Сагалаев в алтайских мифах в бубне находят черты Эрлика - духа Нижнего мира, сближающего его с духами-покровителями эпических певцов (у алтайцев кай-ээзи). Заметим, что мифы о происхождении музыкальных инструментов исследователи также связывают с иным миром, а зачастую и нечистой силой, которая могла выступать и носителем музыкальных традиций. Таков, например, персонаж дельбеген -чудовище, имеющее семь голов, одна из которых камлает, другая говорит сказки, третья поёт хаем (каем), четвёртая хохочет... Обладание музыкальными инструментами обитателями Нижнего мира И. В. Октябрьская и А. М. Сагалаев объясняют образом жизни этих обитателей (музицированием, весельем, играми).
В шаманской практике существуют и обряды, связанные с созданием музыкального инструмента и игрой на нем. Так, при изготовлении первого бубна, как отмечает Л. П. Потапов, собиралось много народа. Гости обязательно приносили с собой угощение, а самому шаману дарили деньги. Когда бубен был обтянут шкурой, его ставили у порога дома шамана и ударяли по натянутой коже прутиками тальника. Происходило гротескное камлание и нанесение рисунков, после чего бубен обретал законченный облик и шаман совершал его освящение.
Поскольку бубен отражает всю Вселенную, являясь пространством, в него должны поместиться и силы четырёх первоэлементов. Освящение бубна происходит по небесному кругу. Восток - юг - запад - север соотносятся со стихиями огня - воздуха - воды - земли. При этом каждой из сторон света (и первоэлементов) соответствует опредёленный этап обряда: разогрев бубна, очищение, окропление и помазание. Только после этого, по мнению шаманов, музыкальный инструмент пригоден для магических действий.
Интересный современный обряд освящения бубна описывает канадская исследовательница К. Ван Дузен, который проводился современной хакасской шаманкой Т. Кобежиковой. Посреди треугольника из трёх свечей стояла хозяйка бубна - Алиса Кызласова. Бубен и владелец были окурены дымом можжевельника и других
трав. Далее шаманка долго била в бубен и наблюдала за его владелицей. Т. Кобежикова приводила звуки и духа тюра (бубна) в соответствие с энергетикой нового шамана. Позже А. Кызласова рассказала, что видела духа бубна в образе животного, после чего почувствовала себя в гармонии со звуками тюра.
Итак, исходя из всего сказанного ранее, можно заключить, что функции шаманского бубна в обрядовой культуре хакасского народа многообразны. Шаманский бубен в хакасской культуре выступает в следующих функциях:
- ездовое животное (лошадь, марал);
- звуковой резонатор;
- показ образа как в зеркале;
- оружие в форме тарана;
- щит в непосредственном бою;
- лодка при погружении в Нижний мир;
- изменение состояния сознания;
- брачный партнёр;
- защитник интересов людского сообщества.
Таким образом, хакасский бубен устанавливает связь со сверхъестественной реальностью, на что указывают анализ места музыки в ритуальном обряде, единство шамана и музыканта, а также легенды о происхождении обрядовых и музыкальных инструментов.
В современной хакасской культуре шаманский бубен как символ культуры по-прежнему имеет сакральное значение и является неотъемлемым атрибутом обряда камлания. Звучание инструмента также включено в спектакли, отражающие быт и традиции народа. При этом на сцене он может звучать как музыкальный инструмент, ритмически и тембрально поддерживая музыкальную ткань сценического действия. Шаманский бубен в наше время активно применяется при реконструкции календарных праздников, в церемониях торжественных открытий ключевых для региона форумов и симпозиумов, при кормлении огня в воссоздаваемых народных обрядах.
Irene поставил(а) лайк
Похожие темы
» Функции бубна в культуре камчатских коряков XX - начала XXI вв
» СЕМАНТИКА ОБРАЗА ОРЛА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ
» Функции шамана в алтайском шаманизме
» Хозяин бубна
» ТЫН-БУРА ИЛИ ДУША БУБНА
» СЕМАНТИКА ОБРАЗА ОРЛА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ
» Функции шамана в алтайском шаманизме
» Хозяин бубна
» ТЫН-БУРА ИЛИ ДУША БУБНА
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования хакасов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения