ТЫН-БУРА ИЛИ ДУША БУБНА
Участников: 2
Страница 1 из 1
ТЫН-БУРА ИЛИ ДУША БУБНА
ТЫН-БУРА ИЛИ ДУША БУБНА
Бубен - не только ездовое животное шамана. Верования алтайцев, изученные Потаповым, раскрывают другую, более важную и древнюю функцию бубна. Когда начинающий шорский шаман получал от духа родовой горы Мустаг (покровителя шаманов) указание изготовить бубен, он устраивал моление наследственному духу - хозяину бубна. Дух подробно рассказывал, где растет и какие приметы имеет дерево, из которого надо сделать обод, какой должна быть форма отдельных частей бубна. Эти предписания шаман передавал присутствующим на обряде, после чего группа мужчин и парней отправлялась в лес. Дерево для обода валили, вырубали полосу необходимого размера, распаривали ее над огнем, сгибали в круг. Рубили и другое дерево (обычно березу) для рукоятки. Нужна была не засохшая, "живая" береза. У некоторых групп алтайцев от березы откалывали лишь кусок, нужный для рукоятки. Дерево запрещалось губить, чтобы не вызвать скорую смерть шамана. На третий день бубен обтягивали кожей, и вечером шаман совершал с ним моление хозяину бубна. Шаман воспроизводил полную картину заготовления деревянных частей бубна в лесу. Он повторял отдельные фразы и телодвижения участников работы. Как полагали шорцы, шаман делал это все с помощью духа-хозяина бубна.
Наконец шаман приступал к оживлению бубна. Он брызгал жертвенной брагой на обод. Обод оживал и через шамана "рассказывал" о том, как он жил в лесу, будучи деревом, страдал от мороза и т. д. Рассказ обода заканчивался обещанием хорошо служить шаману. Затем шаман брызгал жертвенной брагой на кожу бубна. Тогда оживал марал или олень, смотря по тому, чьей кожей был обтянут бубен, устами шамана также "рассказывал" о себе. Он говорил о своем рождении, детских годах, зрелом возрасте о том, как питался, по каким шаманам ходил. Шаман, изображая животное, как бы "превращался" в него. Он воспроизводил его крик и движения, показывал, как оно ест траву, пьет воду, роет копытами землю. Шаман инсценировал и охоту на него. "Оживленный" марал или олень доводил свой рассказ до того момента, когда он погиб от руки охотника, и тоже заканчивал свое повествование обещанием хорошо служить шаману. После этого шаман передавал бубен присутствующим. Теперь всю ночь до рассвета находящиеся здесь мужчины, юноши, подростки поочередно шаманили с бубном, не давая ему отдыхать. На рассвете кто-либо из мужчин разрисовывал бубен под руководством шамана, которому дух - хозяин бубна указал, какие рисунки следовало изобразить. Затем к бубну подвешивали металлические подвески и клали его сушить на печь или к очагу. Теперь никто не мог шаманить с этим бубном. Вечером снова начиналось камлание. Шаман "показывал" бубен духу родовой горы Мустагу. Мустаг давал осматривать бубен и другим духам, своим сыновьям. Спустя три дня вечером шорский шаман устраивал моление духу Эрику, повелителю подземного мира, и показывал ему новый бубен. Шаманы телеутов показывали свой бубен самому Ульгеню. После того, как "оживленный" бубен получал одобрение духов и божеств, он был готов к ритуальному употреблению. Животное, шкурой которого был обтянут бубен, шорский шаман называл таг-бура и считал его своим главным духом-покровителем.
В алтайском обряде для нас понятна необходимость путешествия в мир духов: камлая с новым бубном, шаман показывал его своим духам-покровителям, почитаемым духам родовых гор. Но, пожалуй, основная ценность алтайских материалов состоит в том, что они разъясняют истинную, главную роль отождествленного с бубном животного. Это не просто верховное животное. Это внешняя душа-двойник шамана. "Шаман всячески оберегал своего таг-бура, оберегая тем самым свою шаманскую силу и жизнь... Враждующие шорские шаманы старались выведать друг про друга, где шаман прячет своего таг-бура, подстрелить его, чтобы таким образом лишить противника жизни. У тубаларов шаманы во время камлания при оживлении марала или курана, шкурой которого обтягивался бубен, сразу же старались обеспечить безопасность оживленного животного и отправляли его в далекую тайгу, где прятали в глухом месте. Шаман при этом исходил также из того, что его жизнь воплощена в оживленном животном. И если другой шаман узнавал, где находится этот марал или куран, легко мог погубить своего коллегу. У алтайских телеутов душа шамана, она же, животное, отождествленное с бубном, называлась тын-бура. (тын-жизнь, жизненная сила, душа). При камлании тын-бура приходил и вселялся в шамана, по окончании обряда удалялся. Шаманы настолько тщательно скрывали местопребывание тын-бура, что не вызывали его вслух при посторонних...
(по Басилов В. "Избранники Духов")
Бубен - не только ездовое животное шамана. Верования алтайцев, изученные Потаповым, раскрывают другую, более важную и древнюю функцию бубна. Когда начинающий шорский шаман получал от духа родовой горы Мустаг (покровителя шаманов) указание изготовить бубен, он устраивал моление наследственному духу - хозяину бубна. Дух подробно рассказывал, где растет и какие приметы имеет дерево, из которого надо сделать обод, какой должна быть форма отдельных частей бубна. Эти предписания шаман передавал присутствующим на обряде, после чего группа мужчин и парней отправлялась в лес. Дерево для обода валили, вырубали полосу необходимого размера, распаривали ее над огнем, сгибали в круг. Рубили и другое дерево (обычно березу) для рукоятки. Нужна была не засохшая, "живая" береза. У некоторых групп алтайцев от березы откалывали лишь кусок, нужный для рукоятки. Дерево запрещалось губить, чтобы не вызвать скорую смерть шамана. На третий день бубен обтягивали кожей, и вечером шаман совершал с ним моление хозяину бубна. Шаман воспроизводил полную картину заготовления деревянных частей бубна в лесу. Он повторял отдельные фразы и телодвижения участников работы. Как полагали шорцы, шаман делал это все с помощью духа-хозяина бубна.
Наконец шаман приступал к оживлению бубна. Он брызгал жертвенной брагой на обод. Обод оживал и через шамана "рассказывал" о том, как он жил в лесу, будучи деревом, страдал от мороза и т. д. Рассказ обода заканчивался обещанием хорошо служить шаману. Затем шаман брызгал жертвенной брагой на кожу бубна. Тогда оживал марал или олень, смотря по тому, чьей кожей был обтянут бубен, устами шамана также "рассказывал" о себе. Он говорил о своем рождении, детских годах, зрелом возрасте о том, как питался, по каким шаманам ходил. Шаман, изображая животное, как бы "превращался" в него. Он воспроизводил его крик и движения, показывал, как оно ест траву, пьет воду, роет копытами землю. Шаман инсценировал и охоту на него. "Оживленный" марал или олень доводил свой рассказ до того момента, когда он погиб от руки охотника, и тоже заканчивал свое повествование обещанием хорошо служить шаману. После этого шаман передавал бубен присутствующим. Теперь всю ночь до рассвета находящиеся здесь мужчины, юноши, подростки поочередно шаманили с бубном, не давая ему отдыхать. На рассвете кто-либо из мужчин разрисовывал бубен под руководством шамана, которому дух - хозяин бубна указал, какие рисунки следовало изобразить. Затем к бубну подвешивали металлические подвески и клали его сушить на печь или к очагу. Теперь никто не мог шаманить с этим бубном. Вечером снова начиналось камлание. Шаман "показывал" бубен духу родовой горы Мустагу. Мустаг давал осматривать бубен и другим духам, своим сыновьям. Спустя три дня вечером шорский шаман устраивал моление духу Эрику, повелителю подземного мира, и показывал ему новый бубен. Шаманы телеутов показывали свой бубен самому Ульгеню. После того, как "оживленный" бубен получал одобрение духов и божеств, он был готов к ритуальному употреблению. Животное, шкурой которого был обтянут бубен, шорский шаман называл таг-бура и считал его своим главным духом-покровителем.
В алтайском обряде для нас понятна необходимость путешествия в мир духов: камлая с новым бубном, шаман показывал его своим духам-покровителям, почитаемым духам родовых гор. Но, пожалуй, основная ценность алтайских материалов состоит в том, что они разъясняют истинную, главную роль отождествленного с бубном животного. Это не просто верховное животное. Это внешняя душа-двойник шамана. "Шаман всячески оберегал своего таг-бура, оберегая тем самым свою шаманскую силу и жизнь... Враждующие шорские шаманы старались выведать друг про друга, где шаман прячет своего таг-бура, подстрелить его, чтобы таким образом лишить противника жизни. У тубаларов шаманы во время камлания при оживлении марала или курана, шкурой которого обтягивался бубен, сразу же старались обеспечить безопасность оживленного животного и отправляли его в далекую тайгу, где прятали в глухом месте. Шаман при этом исходил также из того, что его жизнь воплощена в оживленном животном. И если другой шаман узнавал, где находится этот марал или куран, легко мог погубить своего коллегу. У алтайских телеутов душа шамана, она же, животное, отождествленное с бубном, называлась тын-бура. (тын-жизнь, жизненная сила, душа). При камлании тын-бура приходил и вселялся в шамана, по окончании обряда удалялся. Шаманы настолько тщательно скрывали местопребывание тын-бура, что не вызывали его вслух при посторонних...
(по Басилов В. "Избранники Духов")
Хан Калмык поставил(а) лайк
Re: ТЫН-БУРА ИЛИ ДУША БУБНА
Дым, все верно. В каждом бубне заключена душа...
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Хозяин бубна
» Медитация с использование бубна
» Процесс создания алтайского бубна
» Душа у нанайцев
» Душа младенца
» Медитация с использование бубна
» Процесс создания алтайского бубна
» Душа у нанайцев
» Душа младенца
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения