Легенды о Быйаа (Якутская легенда)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и предания Якутии
Страница 1 из 1
Легенды о Быйаа (Якутская легенда)
Легенды о Быйаа
В древности в Мытахском наслеге нашего улуса (горный Мытаах расположен по притокам речки Сини на Вилюе-Ленском плоскогорье) жили старик и старуха; до 50-летнего возраста они не имели детей.
Однажды старик куда-то отлучился, старуха ночевала одна. Ночью вдруг она проснулась и заметила у себя на постели человека; глаза и тело у него были белые, как соль, бедра и голени были подобны только что очищенным от коры обрубкам бревна, ощущение его тела было приятное.
Затем поднялся с постели и, сидя, стал обуваться. При этом он будто бы сказал:
«Я — сын Юрюнг-Айыы. Ты родишь от меня ребенка мужского пола с белыми, как соль, глазами и телом; он будет человеком, не знающим неудачи и случайной гибели, счастливым и богатым. Назовите его Быйангнаах-Быйаа (изобильно одаренный Быйаа)».
После этих слов он исчез. Старуха рассказала о ночном госте своему мужу. Старик сказал:
«Значит, от тебя родится ребенок, предопределенный волей свыше, от Юрюнг-Айыы. Теперь наша жизнь повернется к лучшему, молчи и громко не говори». (У якутов существует поверье громко не говорить о какой-либо особой удаче, счастье, чтобы они не изменили.)
На будущий год в урочное время действительно родился ребенок с указанными признаками. Через три дня после родов отпраздновали проводы Айыысыт. При этом старик-отец по завету отца-небожителя дал сыну имя Быйангнаах-Быйаа.
Ребенок благополучно вырос, возмужал, стал во всех отношениях превосходным человеком и обладал замечательным умом.
Позже он стал шаманом и одновременно был князцом (главой своего наслега). Имел он будто бы семь жен.
Однажды он наткнулся на гнездо орла и там нашел «орлиное счастье» в виде светло-желтого прозрачного камня, похожего на утиное яйцо.
Когда Быйаа подошел к дереву, сам орел выпустил этот камень из своих когтей. Благодаря этому «орлиному счастью» род Быйаа был богат и счастлив в течение семи поколений. В продолжение четырех поколений потомки Быйаа были наследственными князцами и шаманами. Сын Быйаа — Догой-Кинээс, сын последнего — Борчугунаан-Кинээс, от него происходит Ньукуус-Кинээс.
Известный мытахский шаман Боруочаан, кажется сын Догоя, тоже был из того же рода. Этот рассказ я слышал от ныне живого мытахского шамана Келлюенэ.
Со слов К. Амосова, 35 лет, I Малтанский наслег Кангаласского района. Записал Г.В. Ксенофонтов [1977, с. 104].
Однажды старик куда-то отлучился, старуха ночевала одна. Ночью вдруг она проснулась и заметила у себя на постели человека; глаза и тело у него были белые, как соль, бедра и голени были подобны только что очищенным от коры обрубкам бревна, ощущение его тела было приятное.
Затем поднялся с постели и, сидя, стал обуваться. При этом он будто бы сказал:
«Я — сын Юрюнг-Айыы. Ты родишь от меня ребенка мужского пола с белыми, как соль, глазами и телом; он будет человеком, не знающим неудачи и случайной гибели, счастливым и богатым. Назовите его Быйангнаах-Быйаа (изобильно одаренный Быйаа)».
После этих слов он исчез. Старуха рассказала о ночном госте своему мужу. Старик сказал:
«Значит, от тебя родится ребенок, предопределенный волей свыше, от Юрюнг-Айыы. Теперь наша жизнь повернется к лучшему, молчи и громко не говори». (У якутов существует поверье громко не говорить о какой-либо особой удаче, счастье, чтобы они не изменили.)
На будущий год в урочное время действительно родился ребенок с указанными признаками. Через три дня после родов отпраздновали проводы Айыысыт. При этом старик-отец по завету отца-небожителя дал сыну имя Быйангнаах-Быйаа.
Ребенок благополучно вырос, возмужал, стал во всех отношениях превосходным человеком и обладал замечательным умом.
Позже он стал шаманом и одновременно был князцом (главой своего наслега). Имел он будто бы семь жен.
Однажды он наткнулся на гнездо орла и там нашел «орлиное счастье» в виде светло-желтого прозрачного камня, похожего на утиное яйцо.
Когда Быйаа подошел к дереву, сам орел выпустил этот камень из своих когтей. Благодаря этому «орлиному счастью» род Быйаа был богат и счастлив в течение семи поколений. В продолжение четырех поколений потомки Быйаа были наследственными князцами и шаманами. Сын Быйаа — Догой-Кинээс, сын последнего — Борчугунаан-Кинээс, от него происходит Ньукуус-Кинээс.
Известный мытахский шаман Боруочаан, кажется сын Догоя, тоже был из того же рода. Этот рассказ я слышал от ныне живого мытахского шамана Келлюенэ.
Со слов К. Амосова, 35 лет, I Малтанский наслег Кангаласского района. Записал Г.В. Ксенофонтов [1977, с. 104].
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» ЛЕГЕНДА О КУРОПАТКЕ (Якутская легенда)
» О куропатке (якутская легенда)
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРОНШНЕПА (Якутская легенда)
» Гагара и ворон. Якутская легенда
» Байанай и Иэйиэхсит (Якутская легенда)
» О куропатке (якутская легенда)
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ КРОНШНЕПА (Якутская легенда)
» Гагара и ворон. Якутская легенда
» Байанай и Иэйиэхсит (Якутская легенда)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и предания Якутии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения