Феномен отосута-лекаря в системе народной медицины Саха (Якутов): культурологический анализ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Феномен отосута-лекаря в системе народной медицины Саха (Якутов): культурологический анализ
Феномен отосута-лекаря в системе народной медицины Саха (Якутов): культурологический анализ
Феномен отосута-лекаря в свете народной медицины саха (якутов) изучали Д.С. Макаров [1], А.М. Григорьева [2], Е.Д. Андросов [3], А.И. Гоголев [4], С.С. Протопопов [5] и др. Ими была предпринята попытка классификации методов и специализации лечения народных лекарей и целителей.
Цель исследования заключается в культурологическом анализе феномена отосута-лекаря в системе народной медицины саха (якутов). Для достижения этой цели решаются задачи:
- рассмотреть истоки терминологии феномена отосута-лекаря;
- раскрыть профессиональные качества и навыки отосута-лекаря в практике народной медицины;
- определить роль и функции известных отосутов-лекарей и целителей-шаманов в становлении народной медицины Якутии.
Для решения поставленных задач используются следующие методы: описательный, системный, сравнительно-исторический, биографический, метод классификации, полевой материал, беседа, экспертное интервью.
Практическая значимость работы. Ирина Петровна Прокопьева - Omohym QpYY»3 (26.11. 1939) родилась в Бетюн-ском наслеге Вилюйского улуса. В ходе апробации исследования мы провели с ней беседу и экспертную интервью. Наблюдали, фиксировали на видеозаписи, вели фотосъемку и аудиозапись. Записали в дневнике. Omohym QpYY»3 (83 лет) рассказывала и показывала практические навыки и умения травничества. Она ученица известного народного целителя и великого шамана Васильева Н.А. - Ньыыкан. С 1980 г. занимается трав-ничеством: сама собирает, сушит и делает различные мази, отвары (настои) и настойки. Основной метод ее лечения - это фитотерапия. она в своей практике использует безопасные для экологии способы получения растительного сырья. В основном собирает только цветы и плоды, не нарушая корневой системы, чтобы растение могло развиваться. Травяные лекарства она готовит по простой и довольно легкой традиционной технологии.
Значительное количество методов и рецептов лекарственных трав, в которых содержатся в арсенале (рационе) ирины Петровны, имеют ценные сведения.
В рамках практической значимости работы рассмотрены биографии известных отосутов-лекарей и целителей-шаманов нашей республики, занимавшихся лечением людей примерно в период 1919-1985 гг. и по сей день [6].
Истоки терминологии феномена отосута-лекаря
Культурологический комплекс народных знаний саха (якутов) включает также и термины, которые обозначают категории различных специализаций. Общим для них термином является "omohym" (травник, лекарь, знахарь, костоправ, врачеватель).
Термин "omohym" был отмечен в трудах Д.С. Макарова [1], А.М. Григорьевой [2], Е.Д. Андросова [3], А.И. Гоголева [4], Р.И. Бравиной [7], и др.
В советское время данный термин был несколько забыт. Тем не менее, в некоторых научно-популярных изданиях можно отметить данное слово в качестве обозначения народного лекаря: "Лекари, как объясняют П.А. Петров и Н.С. Ягья, специализировались в лечении той или иной болезни. Так, например, "среди них были "специалисты" по главным болезням, костоправы "унуох тута-аччылар", массажисты "илбииhиmmэр"", кровопускатели "хаанньыттар", лечащие мушками "mYвнньYmmэр" [8, с. 3]. Все они пользовались разнообразными средствами, взятыми из растительного и животного мира. Среди них сравнительно богато представлена фитотерапия, без сомнения, обогащенная влиянием русской народной медицины.
В словаре Э.К. Пекарского: "термин отоhут сранивался с уйгурским ото-сула, отачи (др.тюрк.), лекарь, костоправ; с монгольским отачи, маньчжурским октаси, врач, лекарь. А само слово "отоhут" переводится как знахарь, костоправ" [9, Стб. 1897].
В Большом толковом словаре якутского языка: "отоhут" (аат., эргэр.) -анал YePЭ5Э суох, Y0PYЙэххэ оло^уран эмтиир кики, унуох тутар кики. Якутский народный лекарь, костоправ". В Якутско-русском словаре: "отоhут" -якутский народный лекарь, костоправ, врачеватель" [11].
с точки зрения терминообразова-ния весьма примечательно и другое якутское слово "эм-эмп". В словаре Э.К. Пекарского находим к нему следующие параллели: "тюркское эм, монгольское ем, которые переводятся, как и якутское эм, "лекарство, снадобье, врачебное средство". С этим связан и другой якутский термин "эм-чит" ("тот, кто профессионально лечит больных, лекарь, врач, фельдшер") [12].
Профессиональные качества и навыки отосута-лекаря в практике народной медицины
Профессиональные отосуты-лекари пользовались специальными самодельными инструментами. При лечении изредка вместо наркоза пользовались гипнозом, иногда сеанс заканчивали кодовыми словами "кYЛYYC тыллар" -заклинаниями.
Профессия отосута-лекаря наследовалась, многие секреты и приемы врачевания оберегались от непосвященных. Лекарям обычно приписывались феноменальные способности, в том числе сенситивные и экстрасенсорные. Известный таттинский ото-сут-лекарь В.К. Хоноехов-Сытымсах (букв. улавливающий запах) отличался острым обонянием. Интересно, что состяние больного многие отосуты-лекари определяли и по запаху изо рта - "свежего" до "смердящего".
Культурное наследие отосутов-ле-карей передавались из поколения в поколение. Большинство якутских ото-сутов-лекарей были искренне преданы своему делу и уверены, что они помогают страждущим, и, надо признаться, во многих случаях вылечивали их [4, с. 100]. А целитель - это человек, который практикует искусство исцеления, используя традиционные глубинные сакральные знания, растительные лекарственные средства и силу внушения, которыми они руководствовались в ма-гико-медицинских практиках.
Наивысшим мастерством шамана-целителя считалось владение тайным методом "сYллэрдээhин", т.е. проведение хирургической операции без видимых следов на теле человека. Искусные лекари удаляли из организма пострадавшего инородные тела (рыбьи кости, наконечники стрел и т.д.), а также "плохую" кровь и гнойные выделения, в большинстве случаев высасывания их через рога и полые кости животных или птиц [7, с. 90]. Отосуты-лекари и шаманы-целители издавна пользовались почетом и уважением, их услуги оплачивались достаточно дорого. Среди отосутов-лекарей выделялись люди, обладавшие простейшими хирургическими приемами лечения. В набор операционных инструментов входил деревянный зажим "тылбыы", которым пользовались вместо жгута
Участник Якутской экспедиции АН СССР И.П. Сойкконен в 1928 г. писал, что некоторые отосуты-акушеры, спасая рожениц, извлекали плод или расчленив его, или сделав разрез на животе, наподобие кесарева сечения. По данным врача П.М. Буш-кова, в 1910-1920-х гг. вилюйские лекари проводили единичные операции по удалению аппендицита "мунурдаах" и злокачественной опухоли пищевода "ас барбат", при этом "больные якобы выздоравливали, рецидивов не наблюдалось".
При хирургических операциях якутские отосуты-лекари не применяли никаких средств обезболивания, хотя шаманы-целители перед процедурой произносили магические заклинания, что служило успокаивающим и отвлекающим средством, а в тяжелых случаях больных усыпляли посредством гипноза. Операционные раны зашивали тонкими нитками из телячьей жилы и обработывали настоем из растений с антисептическими и ранозаживляющи-ми свойствами.
Якутские отосуты-лекари больных ревматизмом и неврологическими болезнями лечили посредством припарок листьями ("угymmaahun"). Когда березовые листья становились размером язычок карася, Ньыыкан просил собрать несколко мешков. В яме, глубиной 50-70 см, разводил огонь, на появившиеся угли расстилал слой листьев толщиной в 15 см. Уложенного на них больного укрывал толстым слоем листьев и плотно укутывал одеялом. Процедура длилась 15-20 минут - до появления обильного пота, затем еще 30 минут при постоянном контроле пульса. После сеанса больного тщательно укутывал и советовал предостерегаться от сквозняка в течение месяца. Этот метод он применял к людям только со здоровым сердцем. Таким образом Ньыы-кан лечил 5-6 больных в день. После каждого сеанса остатки золы тщательно убирали, так как считалось, что листья березы вбирают в себя все "нечистоты" болезни. При необходимости повторный сеанс назначался на следующее лето.
Для лечения заболеваний кишечно-желудочного тракта в ведре отваривались пучки трав кочкарника и ставился теплый компресс в течение нескольких дней. В конце процедуры делался активный массаж, вызывая у больного рвоту, выводя скопившиеся в организме гной и слизь. При воспалении легких больную сторону растирали маслом 20-30-летней давности "кур арии"; при истощении почек в поясничные позвонки втирали масло с добавлением струи кабарги, а при болезни суставов, аллергии, диатезе использовали лошадиные мозги "суорака" .
Якуты издавна знали и пользовались лечебными свойствами некоторых озер. По сообщению врача Н.Е. Олейникова, в летнее время многие переселялись к таким озерам, "купались или облаживались грязью, подолгу сидели при различных заболеваниях, особенно при ревматизме" [7, с. 88].
отосут-лекарь после постановки диагноза определяет рецепт лекарства. Соблюдая точную дозировку и пропорции необходимых ингредиентов, он изготавливает лекарственное средство. В народной медицине лечение травами основано на научных принципах, и при этом учитываются взаимоотношения между внутренними органами человека, поэтому рецептура лекарств часто бывает очень сложной и может состоять из нескольких десятков компонентов. особенность лекарственных растений, используемых в народной медицине саха, заключается в том, что многие из них эффективны при различных симптомах.
Роль и функции известных ото-сутов-лекарей и целителей-шаманов в становлении народной медицины Якутии одним из самых талантливых ото-сутов-лекарей народа саха был Фома Петрович Чашкин - Куома Чааскын (1878-1966). Родился II Игидейском наслеге Байагантайского (ныне Таттинского) улуса. обладал ясновидением, телепатией, сильным гипнозом и иногда подшучивал над людьми, устраивая непредвиденные препятствия на пути. Считался очень сильным целителем, отосутом-лекарем. Успешно лечил многие болезни, в том числе так называемые неизлечимые. В целительской практике использовал кровопускание, высасывание болезни - "сYллэрдээhин", различные растения и травы, а также вырезанные из тонкой бересты фигурные бляшки, которые сам заговаривал. он говорил, что травы целебны, но без его заговора помогут только наполовину. Фома Чашкин завещал людям осторожнее обращаться со словами, так как слова имеют силу воплощения, а также бережнее относиться к окружающей природе, понимая, что растения живые и знают, и понимают все [6].
Известный целитель-шаман Никон Алексеевич Васильев - Ньыыкан (1879-1984) родился в с. Ботулу Верх-невилюйского улуса. обладал всеми видами хирургическими и физиотерапевтическими методами лечения, применял секретные слова-заговоры. Он мог излечить все болезни. В целитель-ской практике широко использовал снадобья из таежных растений и трав, делал кровопускания, использовал гипноз. В благодарной памяти тысяч исцеленных людей осталось тепло его души и сердца [6]. никон Алексеевич является не только народным целителем, но и мудрым человеком, краеведом, добрым, много знающим, всесторонне развитым человеком.
Константин Иванович Чирков (1879-1974) родился в Эльгесском (ныне Абыйском) улусе, в местности Арыылаах в долине р. Индигирка и его называли Абыйским старцем. Считался очень сильным отосутом-лекарем и шаманом-целителем. С первых шагов це-лительской практики он нес людям добро, шел на помощь бедным и больным, постепенно завоевывая признание и любовь. обладая пророческим даром, заранее всех предупреждал о переменах погоды, предостерегал от несчастных случаев. В совершенстве владел мастерством словесного лечения, был отличным костоправом, легко купировал боли: лечил наложением рук, а также с помощью гипноза ("ап", "хомуhун"). Многие лечились от алкогольной зависимости. [14, с. 16].
Шамана Чиркова К.И. в народе любили "...называли ласково "Эhэккэ", что по-русски ближе к понятию "наш милый дедушка". Исподволь, за чашкой чая беседуя с больными, он мог рассказать о человеке всю его родословную. "Эhэккэ" говорил о существовании святых мест, о том, что прежде чем что-то брать от земли, пусть даже малое, нужно попросить разрешения уважительно и почтительно, свою просьбу следует передать через алгыс - заклинание и благословение духов местности, не забывать приносить им дары [6].
Вера Михайловна Рожина - Эдь-иий Биэрэ (1898-1977) родилась в Оспехском наслеге Дюпсюнского (ныне Усть-Алданского) улуса. Народ ее называл - "Чэриктэй Биэрэтэ", так как их семья проживала в с. Чэриктяй. Она была очень добрым человеком. Свой необычный природный дар целителя и провидца старалась использовать только во благо людей. Она общалась с духами-хозяевами природы, растениями и животными. Это они передают ей все нужные сведения. При необходимости она могла разговаривать со своими единомышленниками на большом расстоянии. Например, со своими коллегами, с таттинским лекарем-целителем (Фомой Чашкиным) и верхневилюйским старцем-целителем (Никоном Васильевым), они постоянно советовались, беседовали друг с другом. Целительница всегда знала про потаенные мысли больного, от чего его болезнь происходит. Лечила она травами, над которыми сначала произносила заклинание, потом брызгала водкой, только затем передавала их больному. [14, с. 148-149].
Георгий Герасимович Герасимов -Бадыл ойуун (1899-1969) родился в семье шамана Герасима Кюлбюсэх в 1-м Едюгейском наслеге (ныне - с. Манаас) Верхневилюйского улуса. От природы был очень щедро одарен: имел представительную внешность, проницательные глаза и голос - низкий и могучий бас. Лечебную практику начал с осени 1967 г. Лечение начал с общего благословения. Потом он каждого пациента коротко лечил индивидуально. Очень интересно было, как он определял по присланной одежде, чем страдает человек [14, с. 144-145].
Анна Ивановна Павловна -Алъардаах удаган (1846-1933) родилась Лючинском наслеге Средневи-люйского (ныне Мукучинском наслеге Кобяйского) улуса. В те времена о ее могуществе говорили по всему Якутскому краю. Шаманка Анна лечила старинным якутским методом "сYллэрдээhин" - "высасывание болезни" специальными трубками, сделанными из костей птиц. Не было ей равных среди шаманов в этом виде лечения. Легенда гласит, что рожала она три раза и каждый раз разных животных. Первый раз ворона, второй раз окуня (по якутски "алы^ар" - отсюда ее прозвище), третий раз птичку. Она часто призывала их к себе на помощь [6].
Гурий Иванович Турантаев -Боро^он о^онньоро (1929-2017) родился с. Бээрийэ Усть-Алданского улуса. Уникальный природный дар лекаря всегда служил людям. известный костоправ помогал знаменитым гимнасткам, олимпийским медалисткам Алине Кабаевой, Лейсян Утяшевой и др. он при помощи массажа собирал разбившуюся на мелкие кусочки кость, которую не смогли операционно собрать хирурги [6].
Владимир Алексеевич Кондаков (1939-2009) родился в Жемконском наслеге Вилюйского улуса. Большим толчком для этого была встреча с великим шаманом и целителем Г.Г. Герасимовым - Бадыл ойуун. Он долгое время посещал лечебные сеансы великого целителя-шамана, изучал тайны шаманских методов лечения, гипнотического воздействия на человека, занимался фитотерапией. В 1990 году была создана Ассоциация народной медицины Республики саха (Якутия). Владимир Алексеевич был избран президентом этой ассоциации. В эти годы под руководством В.А. Кондакова проведена большая системная целенаправленная поиско-исследовательная работа. По крупицам были собраны народные методы лечения и целитель-ской практики [15].
Федот Петрович Иванов - Седует эмчит (18.12.1963) родился в Жемкон-ском наслеге Вилюйского улуса. С 26 лет начал лечить людей. Основной метод его лечения - это лечение при помощи лекарственных трав Якутии, он использует метод благословения. Своими наставниками он считает самых сильных шаманов Якутии - Н.А. Васильева, Захара Прокопьева, который жил на участке Май в селе Мэйик, Матрену Кульбертинову, С.С. Васильева - Са-вея. Постоянно общался с ними, получал от них советы. С Савеем был знаком с 2000 г., и с тех пор учился у него секретам и тайнам своего ремесла.
Одним из самых ярких моментов своей жизни Федот считает получение в 1995 году благословения у Матрены Кульбертиновой и с вступление в ряды Ассоциации народных целителей РС(Я). С В.А. Кондаковым он был знаком с 1981 года и дружил. Сейчас перед лечением он всегда выполняет священный ритуал, благословляет и обращается к своим предкам, чтобы помогали ему в лечении и благословении - "ал-гыс". [16, с. 288].
Заключение
Таким образом, культурологический анализ феномена отосута-лекаря в системе народной медицины саха (якутов) является уникальным явлением, непохожим на другие этносы. На основе данного исследования можно сделать следующие выводы:
- рассмотрены истоки терминологии феномена отосута-лекаря;
- раскрыты профессиональные качества и навыки отосута-лекаря в практике народной медицины;
- определен роль и функции известных отосутов-лекарей и целителей-шаманов в становлении народной медицины Якутии.
В перспективе стоит задача - составление информационной базы якутских отосутов-лекарей и целителей-шаманов, понятийно-терминологического словаря по народной медицине саха (якутов) в системе региональной культурологии.
Источник
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Алгысы саха (якутов) в системе шаманской практики народов Сибири
» Шаманизм обских угров как историко-культурологический феномен
» Алгысы в системе культово-обрядовой поэзии якутов: общие черты эпитетации
» Киргизский шаманизм и феномен одержимости
» Medicine Guardian, El Guardian Médico (Хранитель Медицины)
» Шаманизм обских угров как историко-культурологический феномен
» Алгысы в системе культово-обрядовой поэзии якутов: общие черты эпитетации
» Киргизский шаманизм и феномен одержимости
» Medicine Guardian, El Guardian Médico (Хранитель Медицины)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения