Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ИЗ ПОЛЕВОГО ОТЧЕТА ЭКСПЕДИЦИИ 2022 Г.: КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ОЗЕРЕ МОМЧИК

Перейти вниз

ИЗ ПОЛЕВОГО ОТЧЕТА ЭКСПЕДИЦИИ 2022 Г.: КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ОЗЕРЕ МОМЧИК Empty ИЗ ПОЛЕВОГО ОТЧЕТА ЭКСПЕДИЦИИ 2022 Г.: КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ОЗЕРЕ МОМЧИК

Сообщение автор Медуза Вс Июн 23, 2024 3:37 pm

автор научной работы — Степанова Ольга Борисовна, Галеева Наиля Фазыловна, Сумин Виталий Викторович, Рябицев Артур Вадимович

В августе-сентябре 2022 г. на базе Научного центра изучения Арктики (г. Салехард) и при поддержке Департамента внешних связей ЯНАО была реализована полевая часть проекта «Комплексные этнографические исследования селькупов в Ямало-Ненецком автономном округе». В экспедиционный отряд вошли авторы данной статьи. Маршрут экспедиции включал озеро Момчик, где планировалось собрать материалы о предположительно имеющемся там порге - одном из изображений духов, которые селькупы вытесывали на деревьях. Порге посвящались родовым духам, «ответственным» за промысловую удачу рода, и считались их воплощением. Каждый селькупский род раньше имел своих порге.

Для селькупской традиции характерно утаивание сакральных объектов. До сих пор фиксируются такие явления, как массовый страх селькупов перед старыми порге и избегание мест, где они находятся. Много затерянных в лесу порге погибли под воздействием природной стихии - сгорели в лесных пожарах, упали в реки при подмывании и обрушении берегов водой, сгнили от старости. Предположительно, сегодня в районе проживания селькупов осталось лишь несколько подобных памятников культуры. Обнаружить порге, добраться до них и сделать их научное описание - трудная, но важная научная задача.

Библиография порге не очень обширна. Непосредственно этому элементу культуры посвящены статьи Иг.В. и Ир.В. Беличей [1] и О.Б. Степановой [5]. В ряде этнографических трудов содержатся разного объема материалы о порге.

Озеро Момчик входит в речную систему Таза, из него вытекает одноименная впадающая в Таз речка. Озеро расположено в междуречье Таза и реки Турухан - левого притока Енисея. Летом, при передвижении по воде, озеро труднодоступно - верховья извилистой р. Момчик за последние два десятилетия сильно заросли и обмелели, сейчас доехать до озера на моторной лодке невозможно. Зимой добраться до озера проще - на снегоходе от Красноселькупа (116 км), Совречки (57 км) или Сидоровска (40 км). Тем не менее, экспедиционный отряд был заброшен на озеро именно летом (на вертолете), поскольку зимой изучаемые объекты завалены снегом и работать с ними сложно.

Момчик - озеро богатое рыбой. В месте истока р. Момчик - много родников, поэтому зимой там нет замора и возможен круглогодичный лов рыбы. Далеко не все водоемы округи обладают таким достоинством. Можно уверенно говорить о том, что на землях вокруг озера Момчик издревле жили люди. В XVII в. берега о. Момчик принадлежали Мангазее - первому русскому городу за Полярным кругом. Озеро лежало на середине пути от тазовской Мангазеи к ее наследнице - Мангазее туруханско-енисейской. По этому пути русские служилые люди передвигались на восток и, переправляясь через Енисей, осваивали просторы Восточной Сибири. Однако утверждать, что на Момчике когда-то было русское население, данные не позволяют. С середины XVII в. территорию между старой и новой Мангазеями, включая оз. Момчик, стали осваивать переселявшиеся на север со Среднего Приобья селькупы, соперничая за промысловые угодья с ненцами.

В самом начале XX в. на Момчике и расположенных к востоку от него Боговых (Советских) озерах обосновалось несколько эвенкийских родов. На землях вокруг Момчика осели эвенки Аркадьевы, принадлежащие к роду Чоноко, переселившиеся с Верхнего Таза, где появились за 5060 лет до того, как покинули бассейн Подкаменной Тунгуски [8, с. 164-165]. В 1929 г. род Аркадьевых с озера Момчик образовал колхозное объединение «Красный эвенк» из 8 хозяйств [9, с. 14]. Известные данные о проживающих на Момчике эвенках, умалчивающие о его селькупском населении, обычно порождают сомнения в наличии такого населения. Однако это ошибочный взгляд: селькупы появились на Момчике намного раньше эвенков и впоследствии оттуда никуда не уходили. При изучении изображения духа с озера Момчик устанавливается неизбежная связь с вопросом этнического состава населения, которому оно принадлежало. Экспедиция 2022 г. получила множество доказательств исторического присутствия здесь селькупов.

Нашим проводником и информантом в поездке на Момчик был Виктор Никанорович Оягир (1959 г.р.) - эвенк, родившийся в Совречке и женатый на селькупке, родом с Момчика - Любови Ивановне Аркадьевой (ум. в 2021 г.). В семье Любови Ивановны было много эвенкийско-селькупских браков, но и она, и ее отец, и дед (Аркадьевы) всегда твердо относили себя к селькупам. Виктор Оягир после женитьбы на Любе пришел жить в ее семью. Дед Любы, Сергей Аркадьев (Виктор его не застал) был большим шаманом и носил селькупское имя Коптык Ира, которое в переводе означало «низенький, маленький человек». В 2001 г. чета Оягиров продала Окружному музейно-выставочному комплексу им. И.С. Шемановского содержимое его шаманской нарты, включавшее костюм и комплекс многочисленных железных изображений духов, хранящихся отдельно от костюма. Большую часть жизни Виктор и Люба прожили на Момчике, работая рыбаками сначала Туруханского промхоза, а затем красноселькупской рыбодобывающей компании «Алькор». Несмотря на привязку к Момчику, Виктор хорошо знает всю область водораздела Таза и Енисея (по параллели от Игарки до Туруханска). Оягир одинаково владеет двумя языками - эвенкийским и селькупским, понимает ненецкий и кетский, однако языком повседневного использования для него является русский. Данных о порге, которые сообщил Виктор, оказалось немного, но их достоверность сомнений не вызывает. Важными для исследования порге стали сведения о селькупской семье Аркадьевых, чьи родовые угодья находились на Момчике. Они подтверждают принадлежность изображения духа селькупам.

Порге, которому была посвящена наша поездка, располагается близ места, где река Момчик вытекает из озера, - на небольшой возвышенности, образованной берегом, в маленькой березовой роще. Расстояние от порге до русла реки составляет около 10 метров, до старого запора, который перегораживает русло реки, 20 метров, до озера 50 метров, до рыбацких домиков 100 метров (Фото 1). Порге представляет собой две личины, два антропоморфных изображения, вырубленных топором на стволе большой лиственницы (Фото 2). Лиственница давно упала. Ее лежащий на земле трухлявый ствол сохранился фрагментарно. При падении дерева пень расщепился на несколько крупных коряг. Сила падения и время раздвинули комель и немного развернули осколки пня, создав из них причудливую композицию. На двух осколках находятся изображения духов.

Рис. 1. Вид на озеро Момчик в месте выхода из него одноименной реки и на рыбацкие домики и хозпостройки. В роще, расположенной на левом берегу реки, находится порге Водяного старика. В правой стороне снимка, на берегу озера видна верхушка лиственницы-лестницы на небо. Красноселькупский район ЯНАО. 2022 г. Фото А. В. Рябицева.

Рис. 2. Порге на озере Момчик. Красноселькупский район ЯНАО. 2022 г. Фото О.Б. Степановой.

По некоторым сведениям, одна часть ствола сломавшейся лиственницы, на которой находится одна из личин, была перенесена сюда с другого берега реки Момчик. Но не вполне ясно,

можно ли доверять этому. Директор Красноселькупского музея М.И. Федорова, ездившая с нами на Момчик, предположила, что личина на меньшем осколке пня младше другой личины, заросшей корой и разместившейся на крупном осколке с видимым комлем. Возможно, младшая личина и была перенесена вместе с куском дерева с правого берега - комель у этого куска не виден.

Изображения выполнены в едином стиле: обе личины остроголовые (остроголовость характерна для селькупской антропоморфной культовой скульптуры, у эвенков она не распространена), лоб и нос сделаны в одной плоскости, скуловые части слегка углублены. Правое изображение (если стоять к порге лицом) наполовину заросло корой. На нем можно разглядеть еще отверстие, обозначающее глаз, и рот с широкими приоткрытыми губами. У левой личины на лбу сделана зарубка, позволяющая предположить, что на духе надета шапка, глаза-бусины посажены глубоко и близко к носу (одна бусина выпала), вместо рта также вставлена бусина. От крыльев носа вниз, расширяясь, идут две борозды-зарубки, обозначающие бороду. Другие части тела, помимо головы, у обеих личин отсутствуют. Правое порге, расположенное на самом крупном осколке пня, смотрит на север. По-видимому, туда же была обращена раньше и вторая личина, сейчас немного развернутая на восток. Вероятно также, что порге были ориентированы на русло реки - обе личины смотрят прямо на реку.

Состояние ближайшего к порге пространства мешает испытывать трепет перед священным изображением - вокруг разбросаны топляки, куски строительной сетки, сломанный короб от нарты, по-видимому, используемый для перевозки рыбы и множество других предметов.

На вопрос о половой принадлежности порге информант В. Оягир ответил так: «Это лиственница сделанная, старичок рисованный, в землю врос. Порге его называют, идол. Есть ира - это мужик, има - это женщина. Он Ира, потому что с бородой» (ПМА 2022). В научной литературе порге с Момчика упоминается единожды - в работе И.Н. Гемуева, и называется Водяным стариком [2, с. 108-109]. Название «лиственница сделанная», которое В. Оягир дал порге в одной из своих фраз, наводит на мысль, что духом представлялось само дерево [6]. Эту мысль подтверждает рассказ В. Оягира о том, что по соседству с Момчиком, на Парусовом озере, стоит «лиственница здоровенная, тряпками обмотанная, ее кормят, дымокур делают - чтобы рыба была, хорошо попадалась» (ПМА 2022). Несмотря на то, что личин на дереве две, о порге все информанты говорят в единственном числе. Из этого можно заключить, что дух воплощается в двух личинах сразу, и неважно, была ли вторая личина вырезана на одном дереве с первой, или ее перенесли с другого берега.

Личины духов сохранили следы кормления - вокруг ртов у них явно видны жирные пятна, у левого изображения старый жир образовал толстую черную корку. Как пишет И.Н. Гемуев: «Водяному старику» - идолу на озере Момчик - табак в рот кладут, добытую рыбу в рот суют». Во время нашей экспедиции состоялся характерный разговор на тему кормления духа с нашим информантом:

- Виктор Никанорович, а их что, кровью обмазывают?

- Они, как его, рыбу едят.

- А оленьим жиром?

- Нет, рыбьим. Зачем оленьим?

- А рыбьим зачем?

- Чтобы рыба ловилась.

- А оленьим - чтобы олени ловились.

- Оленя что - вышел в стадо, забил, да и все. А он по рыбному делу. Щуку добудешь, вон, жир налей, или отсюда ложишь (имеется ввиду - налить ухи в миску в доме и отнести к изображению божка - О.С.) (ПМА 2022).

То есть главное предназначение духа на Момчике - обеспечивать удачу в рыбном промысле. И неспроста он находится рядом с местом, где испокон веков стоял рыбный запор. Об «урожайности» этого запора В. Оягир много рассказывал: за зиму рыбаки вычерпывают из него десятки тонн рыбы.

Помимо рыбы, рыбьего жира и табака, порге приносятся, как мы убедились в ходе экспедиции, и другие жертвы. При осмотре порге были обнаружены многочисленные приклады -повязанные на сам пень и на ветви стоящих рядом деревьев ленты из хлопковой ткани, главным образом белого цвета. На выступах пня висела также пара современных часов на металлических браслетах, действующая пятирублевая монета на нитке, продетой в просверленное в ней отверстие, низка бисера и «гантели ненецкие» (как сказал информант) - старинная бронзовая подвеска с крестовиной внутри. У подножия пня лежал старинный закопченный котелок (из литой меди), нужный для совершения традиционного жертвоприношения. В нем следует разводить костер, дым от которого служит духу пищей. Кроме того, в жертву порге приносят монеты, сигареты или «серьги в уши вешают»; если есть, духа поят алкоголем.

Многочисленные пожертвования, которые украшают порге сегодня, говорят о том, что вера в силу духа по-прежнему жива. Наш информант на вопрос об его отношении к духу ответил, что тоже верит в его чары. Тем не менее, во время нашего визита к духу В. Оягир отказался повязывать ему ленты и кидать монеты, сославшись на то, что уже стар для этого. Возможно, он не стал приносить жертвы, потому что больше не участвует в рыбном промысле и (или) ему, как бывалому рыбаку, не подходит наш способ принесения жертв. Не исключено также, что для совершения обряда ему показалась неподходящей компания. В разговоре с ним выяснилось, что «женщины на личину не ходят», но в то же время ходят - если попадают сюда не специально, а бывают здесь, например, проездом: «Там женщина проезжала, ненка, она просила сводить к нему... Она приехала, здесь переночевала, я их по дороге встретил, они с проводником на буранах ехали. Она сказала, что едет к своей сестре, там поселок есть, прямо возле моря. Здесь переночевала и утром пошла туда, где идол. Бутылку ребятам дала, а остальное туда унесла. И налила, я смотрю, туда унесла, бутылку вылила, там костерчик, видимо, развела, чтобы костерчик был, костерчик обязательно разводить» (ПМА 2022). Данные сведения позволяют сделать следующий вывод: к порге на Момчике позволено обращаться и женщинам, и чужим людям, никак не связанным с рыбацкой профессией, и дух волен выполнить или не выполнить их просьбы. Однако основное предназначение духа - обеспечивать удачный рыбный промысел именно в этом месте; чтобы дух мог выполнить свой долг, обращаться к нему нужно согласно определенным правилам, имеющим тесную связь только с рыбой.

К существенной информации, связанной с порге, следует отнести замечание М.И. Федоровой о том, что нельзя подходить к сакральным объектам вечером и ночью.

Интересен вопрос о возрасте порге на Момчике. Нам его не удалось определить даже примерно. Ясно, что возраст лиственницы, на которой вырезан дух, составляет несколько сотен лет. Сам порге тоже очень древний, о чем можно судить по наплывам коры на одной из личин, но дерево должно быть значительно старше, так как порге вырезают, как правило, на выдающихся по своим размерам деревьях.

Второй культовый объект на озере Момчик - шаманское дерево «лестница на небо» - тоже присутствовал в нашей рабочей программе, но на «вторых ролях». Никто особо не рассчитывал, что объект сохранился, и когда мы его нашли, были приятно удивлены. Дерево-лестница на небо оказалось старой засохшей лиственницей с зарубками на стволе (Фото 3).

Фото 3. Вид сверху на шаманское дерево-лестницу на небо, стоящее на берегу озера Момчик. Красноселькупский район ЯНАО. 2022 г. Фото А. В. Рябицева.

Когда-то ствол лиственницы был раздвоенным, но потом одна из его половин сломалась. Лиственница стоит почти у самой воды, расстояние от нее до порге, насчитывает около 300 метров (Фото 1).

В научной литературе шаманское дерево с зарубками, по которому шаман поднимался на небо, упоминается лишь однажды - первыми учеными-селькуповедами Г.Н. и Е.Д. Прокофьевыми (термин «дерево-лестница, ведущая на небо» принадлежит им), и вполне вероятно, что они писали именно о дереве на оз. Момчик, поскольку поселок Янов Стан, где этнографы в 1925-1928 гг. собирали свой материал, расположен сравнительно недалеко от Момчика, в том же районе.

Согласно сведениям В. Оягира, шаман во время камлания поднимался по ступеням-зарубкам на вершину этого дерева, прыгал оттуда в воду озера и выныривал у острова, расположенного в 150 метрах от него. «Ну, один шаман там прыгал, я не знаю, кто. Он нырял там. Зарубки, по которым он туда поднимался - чтоб нога не скользила. Прыгал с дерева в воду и возле острова выныривал, метров 150 под водой проплывал, как гагара. Это не дедушка Любы нырял, а другой какой-то шаман, который умеет плавать. Дедушка Любы, шаман, плавать не умел. Не знаю, каким духом... тут рассказывают, что натурально нырял, там же зарубки, по ним он поднимался и оттуда нырял. Ну, без скафандра, без всего нырял. И вылазил возле острова, ну, рассказывают. Как дыхания у него хватало, еще же надо подняться на лиственницу, в воду упасть точно надо и правильно, не расшибиться. Хы-хы, вдруг животом упадет, живот сразу лопнет, говорят, лопается живот. Оттого ныряют то ногами вниз, то головой вниз - спортсмены же вот, по телевизору видишь» (ПМА 2022).

Интерпретируя сведения информанта, можно утверждать, что эта лиственница являлась не только лестницей на небо, но еще и средством попадания в подводный мир, и шаману, который с нее нырял, были подвластны путешествия по подводному миру. К сожалению, имя шамана, который совершал все эти чудеса, В. Оягир назвать не смог.

В ходе экспедиции была проведена тщательная фотофиксация обоих памятников, сняты их координаты и в форме обращения к главе Красноселькупского района Ю.В. Фишеру сделана заявка на внесение их в реестр охраняемых законом культурных объектов.

Итак, исследование аккумулировало и в первом приближении осмыслило уникальные материалы о культовых объектах северных селькупов, собранные в экспедиции 2022 г. Итогом исследования стали следующие результаты. Было установлено, что изображение духа, вырезанное на дереве на берегу озера Момчик, и шаманская лиственница-лестница на небо принадлежат именно селькупам, но почитаются и другими проживающими в этой местности народами -эвенками и ненцами. Изображенный на дереве дух представляется бородатым дедом, отвечающим только за рыбный промысел. Для обеспечения удачи в рыбном промысле к нему полагается обратиться по определенным правилам - накормить рыбой, ухой или дымом. Выполнять просьбы людей, не связанных с рыбным промыслом и обращающихся к нему не по форме, он может, но это не является его долгом. Вера в силу порге, стоящего на Момчике, по-прежнему сильна у тех, кто там живет или проезжает мимо. Авторам не удалось выяснить возраст изображения порге и записать связанное с ним предание (каждый порге изначально имел свою легенду), однако они надеются, что полученные ими сведения найдут свое место в будущих этнографических исследованиях, а также внесут свою лепту в сохранение и возрождение культурного наследия северных селькупов.
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2323
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения