ОТЕЦ БОЛЕЗНЕЙ (Нганасанское предание)
Страница 1 из 1
ОТЕЦ БОЛЕЗНЕЙ (Нганасанское предание)
Отец болезней
Один наш человек промышлять ушел пешком. Диких ищет.
Ничего не нашел. День какой-то туманный стал. Чум свой найти не может. Искал, искал — нигде не нашел. Одну речку нашел. Тальником заросла речка. Прыгнул через речку. Не смог перепрыгнуть до другого берега. В воду упал. Погрузился в воду и долго опускался. Под самую воду ушел. Земля широкая открылась. Земля широкая, и будто снегу на ней нет. Только верхушки травы лепного замерзли, побелели от инея. Теперь пошел по этой земле. Позади себя вдаль посмотрел, разыскивая
чум.
— Позади меня на учаге одна девка едет.
Потом обогнала его эта девка. Едет эта девка по большой дороге. Учаг — пестрый бык, как шашечная доска. Самая добрая девка. За девкой побежал, хочет поймать ее. Сошли оба на дороге.
Подошел наш человек к учагу и говорит:
-— Ой! Какой человек?
Девка не слушает, не обращает внимания. Дернул наш человек ее за плечо:
— Кто ты?
Тут девка закричала от боли:
— Почему в плече колет, очень болит?
«Что это за девка? Видом девка как девка»,— подумал наш человек. Что ни говорил ей — не понимает. Снова тронул ее за плечо. Опять она закричала:
— Какая болезнь меня поймала?
— У, какой это человек,— говорит наш человек.— Сзади нее пойду. Пусть вперед едет.
Пошел, пошел за ней. Девка все время кричит, хворает. Наконец многих, пяти, что ли, чумов дошли. Чумы тунгусские89. Чумов дойдя, девка зашла в один из них. Учага не отпустила девка — так хворает. Крикнула только:
— Учага пустите, я захворала дорогой.
Наш человек зашел в чум вслед за девкой и позади нее, за спиной у шестов чума, сел.
Люди спрашивают девку:
— Почему хвораешь?
Девка кричит, болеет. Огонь все время щелкает. Наш человек девку за парку тихонько ухватил. Девка сильно закричала.
Огонь все время щелкает.
Люди в чуме говорят:
— Почему это огонь такой? Почему это огонь щелкает?
В наш чум что-то вошло. Однако, болезнь пришла. Теперь что будем делать? Однако, наша девка живой не будет.
У девки на пальце был большой серебряный перстень. Наш человек, взяв девку за руку, стал его снимать. У девки отец и мать есть, младшие братья и сестры есть. Один большой парень.
Парню говорит старик:
— Твоя сестра живой не будет. Очень хворает. Где-то здесь старый шаман есть. Привести бы его сюда хорошо.
Парень ушел. Вечером пришел шаман. Старый шаман. У!
Теперь-то шаман-старик говорит:
— Три дня пройдет, и девка поправится.
Перестал шаманить шаман и ушел в свой чум. После ухода старика девка все время кричит. День и ночь все время хворает.
Отец и мать ее нашего человека совсем не видят.
Прошло, как говорил старик шаман, три дня. Девка еще хуже стала.
Говорит старик отец:
— Пропала девка, ничего старик не помог. Где-то молодой парень-сирота есть. Нынче он шаман стал, говорят. Бубен имеет, говорят. Его позови.
Парень, сын старика, опять ушел. Привел молодого шамана.
Уселся молодой шаман близко от девки. Сперва стал закусывать. Шаманскую одежду и бубен за очагом положил, приготовил. Поев, шаман сел около одежды и стал надевать шаманские бакари. Когда стал завязывать завязки бакарей, посмотрел в сторону нашего человека. Надев остальную главную одежду, стал завязывать завязки на груди и опять в сторону нашего человека посмотрел.
Наш человек думает: «Однако, меня увидел этот шаман».
Шаман всю одежду одел, взял бубен. Но еще не бьет в него.
Наш человек за девку спрятался. Тут теперь шаман, бубен взяв, поставил его на колено и за девку заглянул. Наш человек свое лицо к спине девки прижал. Шаман сперва с одной, потом с другой стороны заглянул за девку и ударил в бубен.
Ударил шаман в бубен и говорит:
— Болезнь пришла. Дорогой она пришла к тебе и за левое плечо схватила. Верно ли я говорю?
Девка говорит:
— Верно.
— Дорогой ехала и болезни бога нашла,— сказал шаман и обратился к нашему человеку: — Как так, человек, ты словно болезнь гостишь? Почему сильно хватаешь? Так душу оторвешь. Однако, чего-то надо тебе, говори. Девку за это отпусти. Ну, что надо тебе?
— Пестрого учага, которого я у девки дорогой видел,— этого дайте. Учага этого пестрого дадите, я отпущу ее и уйду.
Шаман отца девки спрашивает:
— Ну, учага пестрого просит. Такой учаг есть, говорит. Есть такой?
— Верно. Есть, есть.
— Гость его просит.
— Пусть дочь поправится, я его отдам.
Теперь шаман говорит:
— Ну ладно, раз дал. Из дерева делайте оленя с рогами и ногами.
Теперь стали из дерева делать. Сделали деревянного оленя.
Углем из костра разрисовали его пестрым. Когда оленя сделали, говорит шаман:
— Вынесите его на улицу.
Когда деревянного оленя вынесли на улицу, встал шаман на ноги. Сильно стал бить в бубен и запрыгал на месте, словно бежит.
От сильных ударов бубна и прыжков шамана наш человек
совсем ум потерял, на улицу вышел. Думает: «Давно ведь учага приготовили, привязали». Сел он на привязанного учага. Шаман все время в бубен бьет и прыгает. Наш человек, сев на учага, поехал и поехал. Как ветер, помчался. Наконец учаг
остановился. Оглянулся наш человек. Когда он кружал, то
речку находил. Смотрит сейчас: на самом берегу этой речки
стоит учаг.
Тут к нашему человеку ум вернулся.
— Куда это я пришел? Землю совсем не знаю.
Олень его между двух деревьев стоит. Посмотрел на него: олень деревянный под ним. Захотел взятое кольцо посмотреть, снял рукавицу, кольца нет.
— Какого это шамана я нашел мудреного? Другой старик шаман плохой был. Меня совсем не видел. Какой это молодой
сильный шаман. Я совсем ум потерял.
Теперь пешком ушел. Деревянного оленя оставил на берегу речки. Теперь дошел до своего чума,
Говорят ему товарищи:
— Где был?
— Не знаю, где я был. Каких-то людей я нашел. Говорю им, они не слышат. В чум зашел — не видят меня. Девка силь
но заболела, когда я ее за шею взял. Очень сильно заболела. Ее отец сказал: «Старика шамана приведи, сын». Старик шаман
сказал, что на третий день поправится девка. На меня ни разу не взглянул. Огонь щелкает, они говорят, что болезнь пришла.
На третий день девка еще сильнее заболела. Тогда отец девки говорит: «Сирота-шаман есть, молодой». Теперь молодой шаман
пришел. Пока одевался, на меня два раза взглянул. Бубен взяв, на меня третий раз посмотрел. После этого со мной гово
рил: «Почему эту девку ты сильно поймал? Ее душа близка к гибели». Потом спросил меня, что я прошу, что мне надо. «За
это,— говорит,— девку отпусти». Я сказал: «Пестрого доброго учага давай». Отец девки говорит: «Дам». Шаман тут деревян
ного оленя сделал и углем раскрасил. Потом на ноги встал шаман и побежал. Тут я ум потерял. Шаман прыгал, а я на сильного учага сел и, как ветер, ушел. То место на реке, где заблудился, нашел. На берегу этой реки учаг встал. Землю я совсем не узнал, будто впервые в новую землю пришел. Серебряного кольца не нашел. Тот шаман украл. Теперь учаг подо мной деревянный оказался. Он меня привез. Теперь несколько вас, товарищей, у меня. Один из вас, моих товарищей,— это колющая болезнь. Другой из вас — это горячащая болезнь. Сам наш хозяин — большая оспа. Кто из нас, может быть, в ту сторону попадет, того молодой сирота-шаман не пустит. Шибко мудре
ного шамана нашел. Старик шаман плохой, ничего не видел.
Тут все эти люди разными болезнями стали. Тут не наши люди они стали, а разные болезни.
Говорят:
— Когда кто-нибудь болен, это один из нас пришел. Когда шаман не помогает, это значит, что это такой шаман, как тот старик. Гостить захотим и к тому молодому шаману, может быть, попадем. Увидит он нас — тогда душу не отыщем мы.
Но не большая оспа это гостевала. Она только товарищам своим сказала:
— Я бы если ходила, как ты, кого-нибудь схватив, не отпустила бы. Кого-нибудь принесла б. Я по реке бы пошла. Может быть, когда-нибудь я по твоей дороге пойду.
Теперь все.
Один наш человек промышлять ушел пешком. Диких ищет.
Ничего не нашел. День какой-то туманный стал. Чум свой найти не может. Искал, искал — нигде не нашел. Одну речку нашел. Тальником заросла речка. Прыгнул через речку. Не смог перепрыгнуть до другого берега. В воду упал. Погрузился в воду и долго опускался. Под самую воду ушел. Земля широкая открылась. Земля широкая, и будто снегу на ней нет. Только верхушки травы лепного замерзли, побелели от инея. Теперь пошел по этой земле. Позади себя вдаль посмотрел, разыскивая
чум.
— Позади меня на учаге одна девка едет.
Потом обогнала его эта девка. Едет эта девка по большой дороге. Учаг — пестрый бык, как шашечная доска. Самая добрая девка. За девкой побежал, хочет поймать ее. Сошли оба на дороге.
Подошел наш человек к учагу и говорит:
-— Ой! Какой человек?
Девка не слушает, не обращает внимания. Дернул наш человек ее за плечо:
— Кто ты?
Тут девка закричала от боли:
— Почему в плече колет, очень болит?
«Что это за девка? Видом девка как девка»,— подумал наш человек. Что ни говорил ей — не понимает. Снова тронул ее за плечо. Опять она закричала:
— Какая болезнь меня поймала?
— У, какой это человек,— говорит наш человек.— Сзади нее пойду. Пусть вперед едет.
Пошел, пошел за ней. Девка все время кричит, хворает. Наконец многих, пяти, что ли, чумов дошли. Чумы тунгусские89. Чумов дойдя, девка зашла в один из них. Учага не отпустила девка — так хворает. Крикнула только:
— Учага пустите, я захворала дорогой.
Наш человек зашел в чум вслед за девкой и позади нее, за спиной у шестов чума, сел.
Люди спрашивают девку:
— Почему хвораешь?
Девка кричит, болеет. Огонь все время щелкает. Наш человек девку за парку тихонько ухватил. Девка сильно закричала.
Огонь все время щелкает.
Люди в чуме говорят:
— Почему это огонь такой? Почему это огонь щелкает?
В наш чум что-то вошло. Однако, болезнь пришла. Теперь что будем делать? Однако, наша девка живой не будет.
У девки на пальце был большой серебряный перстень. Наш человек, взяв девку за руку, стал его снимать. У девки отец и мать есть, младшие братья и сестры есть. Один большой парень.
Парню говорит старик:
— Твоя сестра живой не будет. Очень хворает. Где-то здесь старый шаман есть. Привести бы его сюда хорошо.
Парень ушел. Вечером пришел шаман. Старый шаман. У!
Теперь-то шаман-старик говорит:
— Три дня пройдет, и девка поправится.
Перестал шаманить шаман и ушел в свой чум. После ухода старика девка все время кричит. День и ночь все время хворает.
Отец и мать ее нашего человека совсем не видят.
Прошло, как говорил старик шаман, три дня. Девка еще хуже стала.
Говорит старик отец:
— Пропала девка, ничего старик не помог. Где-то молодой парень-сирота есть. Нынче он шаман стал, говорят. Бубен имеет, говорят. Его позови.
Парень, сын старика, опять ушел. Привел молодого шамана.
Уселся молодой шаман близко от девки. Сперва стал закусывать. Шаманскую одежду и бубен за очагом положил, приготовил. Поев, шаман сел около одежды и стал надевать шаманские бакари. Когда стал завязывать завязки бакарей, посмотрел в сторону нашего человека. Надев остальную главную одежду, стал завязывать завязки на груди и опять в сторону нашего человека посмотрел.
Наш человек думает: «Однако, меня увидел этот шаман».
Шаман всю одежду одел, взял бубен. Но еще не бьет в него.
Наш человек за девку спрятался. Тут теперь шаман, бубен взяв, поставил его на колено и за девку заглянул. Наш человек свое лицо к спине девки прижал. Шаман сперва с одной, потом с другой стороны заглянул за девку и ударил в бубен.
Ударил шаман в бубен и говорит:
— Болезнь пришла. Дорогой она пришла к тебе и за левое плечо схватила. Верно ли я говорю?
Девка говорит:
— Верно.
— Дорогой ехала и болезни бога нашла,— сказал шаман и обратился к нашему человеку: — Как так, человек, ты словно болезнь гостишь? Почему сильно хватаешь? Так душу оторвешь. Однако, чего-то надо тебе, говори. Девку за это отпусти. Ну, что надо тебе?
— Пестрого учага, которого я у девки дорогой видел,— этого дайте. Учага этого пестрого дадите, я отпущу ее и уйду.
Шаман отца девки спрашивает:
— Ну, учага пестрого просит. Такой учаг есть, говорит. Есть такой?
— Верно. Есть, есть.
— Гость его просит.
— Пусть дочь поправится, я его отдам.
Теперь шаман говорит:
— Ну ладно, раз дал. Из дерева делайте оленя с рогами и ногами.
Теперь стали из дерева делать. Сделали деревянного оленя.
Углем из костра разрисовали его пестрым. Когда оленя сделали, говорит шаман:
— Вынесите его на улицу.
Когда деревянного оленя вынесли на улицу, встал шаман на ноги. Сильно стал бить в бубен и запрыгал на месте, словно бежит.
От сильных ударов бубна и прыжков шамана наш человек
совсем ум потерял, на улицу вышел. Думает: «Давно ведь учага приготовили, привязали». Сел он на привязанного учага. Шаман все время в бубен бьет и прыгает. Наш человек, сев на учага, поехал и поехал. Как ветер, помчался. Наконец учаг
остановился. Оглянулся наш человек. Когда он кружал, то
речку находил. Смотрит сейчас: на самом берегу этой речки
стоит учаг.
Тут к нашему человеку ум вернулся.
— Куда это я пришел? Землю совсем не знаю.
Олень его между двух деревьев стоит. Посмотрел на него: олень деревянный под ним. Захотел взятое кольцо посмотреть, снял рукавицу, кольца нет.
— Какого это шамана я нашел мудреного? Другой старик шаман плохой был. Меня совсем не видел. Какой это молодой
сильный шаман. Я совсем ум потерял.
Теперь пешком ушел. Деревянного оленя оставил на берегу речки. Теперь дошел до своего чума,
Говорят ему товарищи:
— Где был?
— Не знаю, где я был. Каких-то людей я нашел. Говорю им, они не слышат. В чум зашел — не видят меня. Девка силь
но заболела, когда я ее за шею взял. Очень сильно заболела. Ее отец сказал: «Старика шамана приведи, сын». Старик шаман
сказал, что на третий день поправится девка. На меня ни разу не взглянул. Огонь щелкает, они говорят, что болезнь пришла.
На третий день девка еще сильнее заболела. Тогда отец девки говорит: «Сирота-шаман есть, молодой». Теперь молодой шаман
пришел. Пока одевался, на меня два раза взглянул. Бубен взяв, на меня третий раз посмотрел. После этого со мной гово
рил: «Почему эту девку ты сильно поймал? Ее душа близка к гибели». Потом спросил меня, что я прошу, что мне надо. «За
это,— говорит,— девку отпусти». Я сказал: «Пестрого доброго учага давай». Отец девки говорит: «Дам». Шаман тут деревян
ного оленя сделал и углем раскрасил. Потом на ноги встал шаман и побежал. Тут я ум потерял. Шаман прыгал, а я на сильного учага сел и, как ветер, ушел. То место на реке, где заблудился, нашел. На берегу этой реки учаг встал. Землю я совсем не узнал, будто впервые в новую землю пришел. Серебряного кольца не нашел. Тот шаман украл. Теперь учаг подо мной деревянный оказался. Он меня привез. Теперь несколько вас, товарищей, у меня. Один из вас, моих товарищей,— это колющая болезнь. Другой из вас — это горячащая болезнь. Сам наш хозяин — большая оспа. Кто из нас, может быть, в ту сторону попадет, того молодой сирота-шаман не пустит. Шибко мудре
ного шамана нашел. Старик шаман плохой, ничего не видел.
Тут все эти люди разными болезнями стали. Тут не наши люди они стали, а разные болезни.
Говорят:
— Когда кто-нибудь болен, это один из нас пришел. Когда шаман не помогает, это значит, что это такой шаман, как тот старик. Гостить захотим и к тому молодому шаману, может быть, попадем. Увидит он нас — тогда душу не отыщем мы.
Но не большая оспа это гостевала. Она только товарищам своим сказала:
— Я бы если ходила, как ты, кого-нибудь схватив, не отпустила бы. Кого-нибудь принесла б. Я по реке бы пошла. Может быть, когда-нибудь я по твоей дороге пойду.
Теперь все.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» ОТЕЦ БОЛЕЗНЕЙ
» ОТЕЦ БОЛЕЗНЕЙ
» Легенда о Тепле. Нганасанское предание
» В ГОЛОДНЫЙ ГОД (Нганасанское предание)
» Шаман Дюхадие (Нганасанское предание)
» ОТЕЦ БОЛЕЗНЕЙ
» Легенда о Тепле. Нганасанское предание
» В ГОЛОДНЫЙ ГОД (Нганасанское предание)
» Шаман Дюхадие (Нганасанское предание)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения