Душа в традиционных воззрениях хакасов
Страница 1 из 1
Душа в традиционных воззрениях хакасов
Центральное место в мировоззрении хакасов занимают представления о душе. Олицетворением, средоточием, критерием жизни являлось наличие души. В традиционных представлениях хакасов, тело органически вмещало и олицетворяло различные формы души. Красота внутренняя (душа) и красота внешняя (тело) должны соответствовать друг другу.
О нерасторжимой связи души и тела говорит представление о том, что душа могла находиться в различных частях тела человека. Душа находилась, например, в костях как основе человеческого тела. Уязвимость жизни малых и стариков была связана, в том числе и с хрупкостью, ненадежностью костей. Шаман как человек, обладающий сверхъестественными способностями, имел лишнюю кость, что говорит о природной основе шаманского дара. Особенно важным вместилищем души считались большие пальцы рук. В хакасском языке большой палец носит название иргек, который переводится, как самец и символизирует мужское начало. Кость олицетворяет и генетическую связь поколений, так как слово сеок означает и род. Сожжение костей врагов приводило к смерти их потомство. Кости играли важную роль на свадьбах и похоронах, выполняя одну функцию – гаранта продолжения жизни, существования рода, этноса. По хакасским представлениям, каждый сеок имел родовую душу – «сеок чулазы», которая находилась в определенной породе деревьев. Волосы также были вместилищем души. Следующим местом локализации души могла являться печень – орган, который был связан с плодородием человека. Согласно народным поверьям, печень напрямую связана с эмоциональным миром человека (горе, счастье, раздражение, печаль и пр.). Хакасы выделяли такую составляющую часть человека, как чан. Она отвечала за эмоционально-чувственную сферу человека. При тоске о любимом человеке хакасы говорили: «Чаным ачыпча». В тоже время, про назойливого, надоедливого человека говорили: «Пу кiзi минiн чаныма кiрдi».
Согласно архаичным воззрениям, у человека имеется несколько видов души. Первая – тын (душа-дыхание), которая находится с человеком до самой его смерти. Она имеет вид нити, вылетающей или выползающей в конце жизни изо рта умирающего человека. Следующей категорией души является хут – душа живого человека, являющаяся его полной копией. Другой составляющей сущность человека является сурну или суне – душа умершего человека. Она проявляет себя в мире живых через стук или плач. Хакасами она нередко представлялась летающей в виде вихря. Негативной, черной составляющей человека является харан – душа умершего человека, оставшаяся в доме покойника и вызывающая болезнь у людей. Узут – душа умершего человека, полностью ушедшая в Нижний Мир. Хакасами особо выделялись такие составляющие человека, как хагба – ангел-хранитель или душа-хозяин человека и *нецензурная брань* – внутренняя сила, оберегающая человека и его жилище.
Кроме того, особую душу – мыгыра имел шаман. Это была жизненная сила, которую он, якобы, получал от своего владыки при первом посещении мифической столицы шаманов «Хам ордазы». Мыгыра пряталась внутри своего родового дерева. Если второй шаман найдет ее и проглотит, то неминуема смерть первого.
Таким образом, понятие «душа» в традиционном мировоззрении хакасов рассматривается, как «жизнедеятельность человека», которая являет собой единство анатомических характеристик, физиологических, эмоциональных процессов, менталитета и все это дополняется социальными характеристиками.
Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич
младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН
кандидат исторических наук
О нерасторжимой связи души и тела говорит представление о том, что душа могла находиться в различных частях тела человека. Душа находилась, например, в костях как основе человеческого тела. Уязвимость жизни малых и стариков была связана, в том числе и с хрупкостью, ненадежностью костей. Шаман как человек, обладающий сверхъестественными способностями, имел лишнюю кость, что говорит о природной основе шаманского дара. Особенно важным вместилищем души считались большие пальцы рук. В хакасском языке большой палец носит название иргек, который переводится, как самец и символизирует мужское начало. Кость олицетворяет и генетическую связь поколений, так как слово сеок означает и род. Сожжение костей врагов приводило к смерти их потомство. Кости играли важную роль на свадьбах и похоронах, выполняя одну функцию – гаранта продолжения жизни, существования рода, этноса. По хакасским представлениям, каждый сеок имел родовую душу – «сеок чулазы», которая находилась в определенной породе деревьев. Волосы также были вместилищем души. Следующим местом локализации души могла являться печень – орган, который был связан с плодородием человека. Согласно народным поверьям, печень напрямую связана с эмоциональным миром человека (горе, счастье, раздражение, печаль и пр.). Хакасы выделяли такую составляющую часть человека, как чан. Она отвечала за эмоционально-чувственную сферу человека. При тоске о любимом человеке хакасы говорили: «Чаным ачыпча». В тоже время, про назойливого, надоедливого человека говорили: «Пу кiзi минiн чаныма кiрдi».
Согласно архаичным воззрениям, у человека имеется несколько видов души. Первая – тын (душа-дыхание), которая находится с человеком до самой его смерти. Она имеет вид нити, вылетающей или выползающей в конце жизни изо рта умирающего человека. Следующей категорией души является хут – душа живого человека, являющаяся его полной копией. Другой составляющей сущность человека является сурну или суне – душа умершего человека. Она проявляет себя в мире живых через стук или плач. Хакасами она нередко представлялась летающей в виде вихря. Негативной, черной составляющей человека является харан – душа умершего человека, оставшаяся в доме покойника и вызывающая болезнь у людей. Узут – душа умершего человека, полностью ушедшая в Нижний Мир. Хакасами особо выделялись такие составляющие человека, как хагба – ангел-хранитель или душа-хозяин человека и *нецензурная брань* – внутренняя сила, оберегающая человека и его жилище.
Кроме того, особую душу – мыгыра имел шаман. Это была жизненная сила, которую он, якобы, получал от своего владыки при первом посещении мифической столицы шаманов «Хам ордазы». Мыгыра пряталась внутри своего родового дерева. Если второй шаман найдет ее и проглотит, то неминуема смерть первого.
Таким образом, понятие «душа» в традиционном мировоззрении хакасов рассматривается, как «жизнедеятельность человека», которая являет собой единство анатомических характеристик, физиологических, эмоциональных процессов, менталитета и все это дополняется социальными характеристиками.
Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич
младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН
кандидат исторических наук
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Образы камня и кургана в религиозномифологических воззрениях хакасов (конец XIX - XX век)
» Душа человека и горные духи у хакасов
» ШАМАНЫ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОБРЯДОВ ХАКАСОВ
» ШАМАНЫ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОБРЯДОВ ХАКАСОВ
» Душа младенца
» Душа человека и горные духи у хакасов
» ШАМАНЫ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОБРЯДОВ ХАКАСОВ
» ШАМАНЫ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ОБРЯДОВ ХАКАСОВ
» Душа младенца
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения