Душа человека и горные духи у хакасов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования хакасов
Страница 1 из 1
Душа человека и горные духи у хакасов
По представлениям хакасов, контакт с горными людьми опасен тем, что хут (душу) человека могут забрать в гору. По хакасской народной традиции принято считать, что похищение хут является любимым занятием горных людей. Для этой цели они стараются напугать свою жертву, чтобы в таком состоянии легко было забрать хут. Хакасы полагают: если человек, у которого похищена хут. не обратится за помощью к шаману, то у него могут возникнуть различные психические расстройства, а через некоторое время он умрет. Хут женщины, имеющей горного мужа, находится в горе. Если эта женщина разведется со своим земным мужем, то она полностью подчинится горному человеку и навсегда уйдет в гору. Как правило, похищение хут чаще происходит тогда, когда человек оказывается на дороге горных людей,
«В мифопоэтической традиции “каналов связи” много, и не все они связаны с дорогой, проложенной человеком. Путь это то, что связывает между собой две точки пространства, в том числе и природные объекты, занимающие в традиционной картине мира ключевые точки: дерево, река, гора».
Центральное место в мифологических представлениях о горных людях занимает тема дороги горных людей - Таг кiзiлернiц чолары, которая усиливает оппозицию «свои-инаковые». В жизни древнего человека «дорога» имела не только значение нити, связывающей его с внешним миром. Он ей приписывал особые свойства, которые определялись согласно представлениям о мире - пространстве, населенном всевозможными божествами и духами, добрыми и злыми, и в зависимости от того, в какие положения он к ним становился.
Понятие «дорога горных людей» весьма отлично от простой дороги. По представлениям хакасов, эта дорога горных людей для обычного человека невидима. Она не имеет привычных очертаний и может пролегать в самых неожиданных местах. Хакасы говорят: «У горных людей есть свои дороги, которые просто так не увидишь. Иногда эти дороги пролегают через ограды жилых домов». Само размещение дорог горных духов в населенном людьми пространстве хакасы расценивают неоднозначно. По одним сведениям, если дорога горных людей проходит через жилые дома, то духи не причиняют вреда хозяевам, «только часто беспокоят». Враждебность духов наступает в случае нарушения правил поведения с людей по отношению к ним.
Из-за этого горные люди могут навлечь беду на этих людей: «...жизни не будет, люди и скот будут болеть».
По другим сведениям, дорога горных духов, где бы она ни проходила, всегда несет для человека опасность. «Если на их дороге построишь дом, то счастья в нем не будет. Горные люди будут постоянно заходить в дом, беспокоить его обитателей. Как-то прямо на дороге горных людей поставили загон для скота. В скором времени скот начал теряться и пропадать. А с людьми стали происходить несчастные случаи. Один из них упал в колодец и утонул, другой отравился водкой, третий бросился под поезд. Остальные повесились.
В итоге все умерли. Это было “наказание ” горных людей. Даже если находишься не на самой дороге горных людей, а вблизи, то они все равно могут забрать человека к себе. При этом тело останется здесь, а душа и все сознание будут с ними. Несведущие люди могут посчитать их умалишенными» [ПМА, 2000-2002].
В любом случае дорога горных людей как феномен иного, невидимого мира несет в себе угрозу для безопасности человека. «Многие люди, попав на дорогу горных людей, могут пропасть». Как явление, связывающее пространство и время, эта дорога наделяется мантрическими свойствами. «На своей дороге гор ные люди могут появляться в виде родственников. В дальнейшем это предвещает смерть этих людей».
Темы дороги и смерти семантически едины. Можно согласиться с А. К. Байбуриным, что «дорога соединяет свой мир с чужим, а на уровне ритуально-мифологических значений является началом или продолжением мира мертвых». Нахождение человека на дороге горных духов может обернуться для него гибелью, так как горные люди могут его «задавить» и забрать душу. Однако «нередко от верной гибели человека спасает сам хозяин горы. Он будит человека, уснувшего прямо на дороге горных людей» [ПМА, 2000-2002].
Несмотря на иную природу, дорога горных людей выполняет обычную связующую функцию. Именно по ней горные духи осуществляют пространственные перемещения. Горная «магистраль» важна для духов во время их свадьбы, происходящей, как правило, летом. По ней на лошадях с бубенцами и колокольчиками ездили в старые времена за невестой горные мужчины. «В летние вечера на закате солнца празднуются свадьбы горных духов, называемые “таг ойны" - букв, горные игры... По невидимым своим дорогам, от горы к горе, верхом и на телегах проезжают кавалькады веселящихся духов» [Бутанаев, 2005, с. 16].
Примечательна устойчивость мифологических представлений, связанных с темой дороги горных людей.
Сейчас даже среди пожилых хакасов нередко можно встретить осовремененную интерпретацию «свадебного эскорта» горных духов, состоящего из дорогих автомобилей. Не удивительно совмещение в мифологическом сознании темы «свадьбы» и «дороги горных людей». Прежде всего, это связано с изменением статуса людей (пусть даже горных), вступивших в брак: они стали иными, нежели до свадьбы. Молодожены переступали грань, меняющую их социальное положение. Тема дороги лишь усиливает идею перехода из одного статуса
в другой. Дорога соединяет мир жениха и невесты, делает общими их сеоки.
В традиционном сознании хакасов дорога горных людей - это «мост» в чужой мир. При этом дорога как мост понималась и в буквальном, и в метафоричном смысле. Для непрошенного человека пересечение границы между миром людей и духов, вторжение в иное пространство могло оказаться плачевным.
«В наших местах мосты через реки считаются таинственными местами. Люди опасаются проходить или проезжать мосты ночью. В это время намосту часто слышатся щуки, подобные тому, как едет лошадь, везущая телегу. В определенных местах эти звуки исчезают. И человек, как бы внимательно не смотрел. ничего не увидит. В таких местах часто встречаются горные люди» .
Невидимость дорог горных духов подчеркивает чужеродность мира горных людей. Однако, несмотря на чуждую природу, горные духи во многом зависимы от людей. «Горные люди часто приходят к людям и напоминают им о своем существовании, о том, что их необходимо кормить». Здесь дорога выполняет медиаторную функцию, является местом коммуникации духов и людей. Как видим, в традиционных представлениях хорошо показана особая семантическая напряженность дороги. Объясняется это тем, что дорога соединяет миры свой и чужой, а на уровне ритуально-мифологических значений является продолжением мира потустороннего, чужого, неосвоенного.
Во многом соотносятся с дорогой горных людей сакральные места, называемые хакасами Элиг чир (букв, «земля, имеющая хозяина»). «Обычно там происходят различные аномальные явления, связанные с проделками горных духов -'постоянно идут дожди с грозами, распрягаются кони, опрокидываются телеги и т. д.». В таких местах всегда совершают обряд сеек-сеек: почитают духов, обращаются к ним
с просьбами. Элиг чир - это место, связывающее мир людей и духов.
Идея взаимозависимости мира духов и людей говорит о глубокой гармонии человека и природы. Связь между людьми и духами осуществляется напрямую, без посредников. Диалог человека с миром природы ведется постоянно. Таким образом, мифологические представления выполняют еще и воспроизводящую функцию, направленную на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Вероятно, это является еще одной из причин устойчивости данных мифологических представлений.
«В мифопоэтической традиции “каналов связи” много, и не все они связаны с дорогой, проложенной человеком. Путь это то, что связывает между собой две точки пространства, в том числе и природные объекты, занимающие в традиционной картине мира ключевые точки: дерево, река, гора».
Центральное место в мифологических представлениях о горных людях занимает тема дороги горных людей - Таг кiзiлернiц чолары, которая усиливает оппозицию «свои-инаковые». В жизни древнего человека «дорога» имела не только значение нити, связывающей его с внешним миром. Он ей приписывал особые свойства, которые определялись согласно представлениям о мире - пространстве, населенном всевозможными божествами и духами, добрыми и злыми, и в зависимости от того, в какие положения он к ним становился.
Понятие «дорога горных людей» весьма отлично от простой дороги. По представлениям хакасов, эта дорога горных людей для обычного человека невидима. Она не имеет привычных очертаний и может пролегать в самых неожиданных местах. Хакасы говорят: «У горных людей есть свои дороги, которые просто так не увидишь. Иногда эти дороги пролегают через ограды жилых домов». Само размещение дорог горных духов в населенном людьми пространстве хакасы расценивают неоднозначно. По одним сведениям, если дорога горных людей проходит через жилые дома, то духи не причиняют вреда хозяевам, «только часто беспокоят». Враждебность духов наступает в случае нарушения правил поведения с людей по отношению к ним.
Из-за этого горные люди могут навлечь беду на этих людей: «...жизни не будет, люди и скот будут болеть».
По другим сведениям, дорога горных духов, где бы она ни проходила, всегда несет для человека опасность. «Если на их дороге построишь дом, то счастья в нем не будет. Горные люди будут постоянно заходить в дом, беспокоить его обитателей. Как-то прямо на дороге горных людей поставили загон для скота. В скором времени скот начал теряться и пропадать. А с людьми стали происходить несчастные случаи. Один из них упал в колодец и утонул, другой отравился водкой, третий бросился под поезд. Остальные повесились.
В итоге все умерли. Это было “наказание ” горных людей. Даже если находишься не на самой дороге горных людей, а вблизи, то они все равно могут забрать человека к себе. При этом тело останется здесь, а душа и все сознание будут с ними. Несведущие люди могут посчитать их умалишенными» [ПМА, 2000-2002].
В любом случае дорога горных людей как феномен иного, невидимого мира несет в себе угрозу для безопасности человека. «Многие люди, попав на дорогу горных людей, могут пропасть». Как явление, связывающее пространство и время, эта дорога наделяется мантрическими свойствами. «На своей дороге гор ные люди могут появляться в виде родственников. В дальнейшем это предвещает смерть этих людей».
Темы дороги и смерти семантически едины. Можно согласиться с А. К. Байбуриным, что «дорога соединяет свой мир с чужим, а на уровне ритуально-мифологических значений является началом или продолжением мира мертвых». Нахождение человека на дороге горных духов может обернуться для него гибелью, так как горные люди могут его «задавить» и забрать душу. Однако «нередко от верной гибели человека спасает сам хозяин горы. Он будит человека, уснувшего прямо на дороге горных людей» [ПМА, 2000-2002].
Несмотря на иную природу, дорога горных людей выполняет обычную связующую функцию. Именно по ней горные духи осуществляют пространственные перемещения. Горная «магистраль» важна для духов во время их свадьбы, происходящей, как правило, летом. По ней на лошадях с бубенцами и колокольчиками ездили в старые времена за невестой горные мужчины. «В летние вечера на закате солнца празднуются свадьбы горных духов, называемые “таг ойны" - букв, горные игры... По невидимым своим дорогам, от горы к горе, верхом и на телегах проезжают кавалькады веселящихся духов» [Бутанаев, 2005, с. 16].
Примечательна устойчивость мифологических представлений, связанных с темой дороги горных людей.
Сейчас даже среди пожилых хакасов нередко можно встретить осовремененную интерпретацию «свадебного эскорта» горных духов, состоящего из дорогих автомобилей. Не удивительно совмещение в мифологическом сознании темы «свадьбы» и «дороги горных людей». Прежде всего, это связано с изменением статуса людей (пусть даже горных), вступивших в брак: они стали иными, нежели до свадьбы. Молодожены переступали грань, меняющую их социальное положение. Тема дороги лишь усиливает идею перехода из одного статуса
в другой. Дорога соединяет мир жениха и невесты, делает общими их сеоки.
В традиционном сознании хакасов дорога горных людей - это «мост» в чужой мир. При этом дорога как мост понималась и в буквальном, и в метафоричном смысле. Для непрошенного человека пересечение границы между миром людей и духов, вторжение в иное пространство могло оказаться плачевным.
«В наших местах мосты через реки считаются таинственными местами. Люди опасаются проходить или проезжать мосты ночью. В это время намосту часто слышатся щуки, подобные тому, как едет лошадь, везущая телегу. В определенных местах эти звуки исчезают. И человек, как бы внимательно не смотрел. ничего не увидит. В таких местах часто встречаются горные люди» .
Невидимость дорог горных духов подчеркивает чужеродность мира горных людей. Однако, несмотря на чуждую природу, горные духи во многом зависимы от людей. «Горные люди часто приходят к людям и напоминают им о своем существовании, о том, что их необходимо кормить». Здесь дорога выполняет медиаторную функцию, является местом коммуникации духов и людей. Как видим, в традиционных представлениях хорошо показана особая семантическая напряженность дороги. Объясняется это тем, что дорога соединяет миры свой и чужой, а на уровне ритуально-мифологических значений является продолжением мира потустороннего, чужого, неосвоенного.
Во многом соотносятся с дорогой горных людей сакральные места, называемые хакасами Элиг чир (букв, «земля, имеющая хозяина»). «Обычно там происходят различные аномальные явления, связанные с проделками горных духов -'постоянно идут дожди с грозами, распрягаются кони, опрокидываются телеги и т. д.». В таких местах всегда совершают обряд сеек-сеек: почитают духов, обращаются к ним
с просьбами. Элиг чир - это место, связывающее мир людей и духов.
Идея взаимозависимости мира духов и людей говорит о глубокой гармонии человека и природы. Связь между людьми и духами осуществляется напрямую, без посредников. Диалог человека с миром природы ведется постоянно. Таким образом, мифологические представления выполняют еще и воспроизводящую функцию, направленную на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Вероятно, это является еще одной из причин устойчивости данных мифологических представлений.
Похожие темы
» Душа в традиционных воззрениях хакасов
» В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА
» Духи гор в мировоззрении хакасов
» ЗЛЫЕ ДУХИ У ХАКАСОВ
» Духи-покровители и духи-помощники шаманов
» В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА
» Духи гор в мировоззрении хакасов
» ЗЛЫЕ ДУХИ У ХАКАСОВ
» Духи-покровители и духи-помощники шаманов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования хакасов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения