АЛТАЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ХОЗЯЕВАХ ГОР И ТАЙГИ
Страница 1 из 1
АЛТАЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ХОЗЯЕВАХ ГОР И ТАЙГИ
Разновидностью алтайских легенд являются прозаические устные рассказы-побасенки о «хозяевах» гор, тайги, рек, колдунах, о необычных волшебниках, встречающихся охотникам во время промысла. Их возникновение, очевидно, нужно связывать с мировоззрением древних людей, а также суеверными представлениями об окружающем мире. Они по своему характеру и содержанию напоминают русские былички и хакасские кипчоохи. Некоторые юхотничьи легенды и предания созданы с целью оказать воздействие на «хозяина» тайги с тем, чтобы заполучить удачную добычу. Подробно о них говорится в работе Л. П. Потапова
«Охотничьи поверья и обряды у алтайских турков».
Вот одно из них:
«Жили два брата. Одного звали Косточи (ясновидец), другого — Кайчи (сказитель). Они были богаты, так как всегда имели удачу на охоте. Им благоволил сам хозяин леса. Однажды в сезон охоты Кайчи рассказывал на охотничьем стане сказку о лесных духах, к ним в это время явился сам «ээзи»—хозяин тайги и, оставаясь невидимым, сел на плечи рассказчика, внимательно и с большим интересом стал слушать
его.
Когда Кайчи проговорил последние слова, дух-хозяин вышел, сказав: «Как я заслушался! Теперь мой жеребец убит!» Ясновидец, все это наблюдавший и слышавший, не понял лишь одного — о каком своем жеребце говорит ээзи. Утром братья пошли осматривать свои
охотничьи ловушки и нашли в них очень обильную и пенную добычу, и в одной из ловушек — убитого дятла; брат Ясновидец сразу
догадался, что дятел и есть «жеребец» хозяина тайги».
У северных алтайцёв (шорцев, кумандинцев, челканцев) имеются аналогичные легенды и предания, из которых явствует, что охотничья добыча во многом зависит от искусства сказителя, который умеет услаждать слух «хозяина» тайги — покровителя зверей. «Хозяин» тайги, якобы завороженный искусством сказителя, забывает о своих подопечных. Звери, оставшись без присмотра покровителя, становятся добычей охотников.
Из этих преданий явствует, что иногда «хозяин» тайги, раздобрившись, сам посылает зверей и птиц в награду за доставленное
ему удовольствие, за прослушанную им музыку или сказку. В одном из преданий, записанном Н. П. Дыренковой у шорцев, говорится: «К охотнику-шорцу, когда он вечером в лесном балагане играл на кобызе, приехал рыжий человек и стал слушать его. Уходя, он сказал: «Завтра снова приду».
Придя назавтра, он раскрыл секрет успешной охоты, показав охотнику двери горы, откуда выходят соболи. Охотник стал с палкой
и ружьем у входа этих дверей и добыл столько зверей, сколько хотел, и разбогател».
Аналогичные охотничьи предания есть у челканцев, живущих на р. Байгол (приток р. Лебеди в современном Турачакском районе, Горно-Алтайской авт. области). По преданиям челканцев, охотники привлекают внимание лесных духов-хозяев игрою на шооре (дудке), а также на охотничьей трубе для приманивания оленей. Заслышав эту игру, «хозяева» якобы собираются к стану охотников поодиночке или целыми
группами. А тем временем звери, оставленные без присмотра своих покровителей, становятся добычей охотников, попадая в расставленные ими ловушки. На основании этих преданий можно сделать вывод о том, что лесные духи представлялись древнему охотнику не иначе как в образе самого человека. Они понимают человеческую речь, любят слушать сказки, их слух может услаждать музыка...
С течением времени в легендах и преданиях все более заметное место отводится реальным событиям. В них мифологическое, фантастическое начало постепенно вытесняется или отодвигается на задний план; преодолеваются оборотнические взгляды. Таковы предания об исторических событиях, о разоренном китайцами Алтае, о легендарном герое Чаадаке, Карчаге, Чече, Амыр-Сане, Шуну, о присоединении алтайцев к России и др. Эти легенды и предания в конечном счете послужили основой Для создания жанра исторических песен. До сих пор широко известны, например, песня «Кан_Алтай», поэтическое сказание о Шуну и др.
«Охотничьи поверья и обряды у алтайских турков».
Вот одно из них:
«Жили два брата. Одного звали Косточи (ясновидец), другого — Кайчи (сказитель). Они были богаты, так как всегда имели удачу на охоте. Им благоволил сам хозяин леса. Однажды в сезон охоты Кайчи рассказывал на охотничьем стане сказку о лесных духах, к ним в это время явился сам «ээзи»—хозяин тайги и, оставаясь невидимым, сел на плечи рассказчика, внимательно и с большим интересом стал слушать
его.
Когда Кайчи проговорил последние слова, дух-хозяин вышел, сказав: «Как я заслушался! Теперь мой жеребец убит!» Ясновидец, все это наблюдавший и слышавший, не понял лишь одного — о каком своем жеребце говорит ээзи. Утром братья пошли осматривать свои
охотничьи ловушки и нашли в них очень обильную и пенную добычу, и в одной из ловушек — убитого дятла; брат Ясновидец сразу
догадался, что дятел и есть «жеребец» хозяина тайги».
У северных алтайцёв (шорцев, кумандинцев, челканцев) имеются аналогичные легенды и предания, из которых явствует, что охотничья добыча во многом зависит от искусства сказителя, который умеет услаждать слух «хозяина» тайги — покровителя зверей. «Хозяин» тайги, якобы завороженный искусством сказителя, забывает о своих подопечных. Звери, оставшись без присмотра покровителя, становятся добычей охотников.
Из этих преданий явствует, что иногда «хозяин» тайги, раздобрившись, сам посылает зверей и птиц в награду за доставленное
ему удовольствие, за прослушанную им музыку или сказку. В одном из преданий, записанном Н. П. Дыренковой у шорцев, говорится: «К охотнику-шорцу, когда он вечером в лесном балагане играл на кобызе, приехал рыжий человек и стал слушать его. Уходя, он сказал: «Завтра снова приду».
Придя назавтра, он раскрыл секрет успешной охоты, показав охотнику двери горы, откуда выходят соболи. Охотник стал с палкой
и ружьем у входа этих дверей и добыл столько зверей, сколько хотел, и разбогател».
Аналогичные охотничьи предания есть у челканцев, живущих на р. Байгол (приток р. Лебеди в современном Турачакском районе, Горно-Алтайской авт. области). По преданиям челканцев, охотники привлекают внимание лесных духов-хозяев игрою на шооре (дудке), а также на охотничьей трубе для приманивания оленей. Заслышав эту игру, «хозяева» якобы собираются к стану охотников поодиночке или целыми
группами. А тем временем звери, оставленные без присмотра своих покровителей, становятся добычей охотников, попадая в расставленные ими ловушки. На основании этих преданий можно сделать вывод о том, что лесные духи представлялись древнему охотнику не иначе как в образе самого человека. Они понимают человеческую речь, любят слушать сказки, их слух может услаждать музыка...
С течением времени в легендах и преданиях все более заметное место отводится реальным событиям. В них мифологическое, фантастическое начало постепенно вытесняется или отодвигается на задний план; преодолеваются оборотнические взгляды. Таковы предания об исторических событиях, о разоренном китайцами Алтае, о легендарном герое Чаадаке, Карчаге, Чече, Амыр-Сане, Шуну, о присоединении алтайцев к России и др. Эти легенды и предания в конечном счете послужили основой Для создания жанра исторических песен. До сих пор широко известны, например, песня «Кан_Алтай», поэтическое сказание о Шуну и др.
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Александр1949 поставил(а) лайк
Похожие темы
» Баян-Хангай - бурятский Хозяин Тайги
» Алтайские писаницы: краткий гид
» Алтайские алкыши огню
» Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)
» Самый первый «АД». Каким его видели сибирские и алтайские шаманы?
» Алтайские писаницы: краткий гид
» Алтайские алкыши огню
» Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)
» Самый первый «АД». Каким его видели сибирские и алтайские шаманы?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения