Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)
Страница 1 из 1
Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)
Сведения об этой функции шаманов сохранились в ранних и средневековых письменных источниках. Они содержатся и в обширном этнографическом материале. Можно сослаться прежде всего на сообщение Ф. Симокатты, относящееся к древним тюркам, в котором сказано: «Своими жрецами ставят тех, которые, по их мнению, могут дать предсказания будущего». Напоминаю, что под словом «жрец» здесь выступает шаман, поскольку слово «шаман» в то время не было известно и не употреблялось. Добавлю, что у жужаней тогда тоже была распространена вера в шамана как прорицателя, о чем свидетельствует рассказ об упомянутом выше кагане Чэуне. Когда мать предъявила ему доказательства обмана шаманки Давань, похитившей его младшего сына, но утверждавшей, что он находится на небе, каган ответил ей: «Давань предвидит отдаленное, нельзя ей не верить, не слушай наветов».
Эти данные показывают, насколько характерным для шамана считалось его умение предсказывать будущее.
Функция предвидения шаманов имела широкий диапазон: от прорицаний государственного или всенародного значения, таких как предсказания войны, победы или поражения, стихийные бедствия, сопровождаемые падежом скота, голодом, эпидемиями, и др., до индивидуальных предсказаний рядовым кочевникам. В последнем случае речь шла обычно об удаче на промысле, здоровье семьи, благополучии скота и т. п. В этом отношении весьма показателен факт, относящийся к шаманке — матери знаметитого Ань-Лушаня, о которой я уже упомянул выше. Она зарабатывала себе на жизнь предсказаниями. Пророчества древнетюркских шаманов, как и поздних алтае-саянских, базировались на их сношениях во время молений со своими духами-помощниками. В труде Джувейни содержится ряд весьма важных для рассматриваемого сюжета сообщений. В одном из них отмечается, что уйгурские шаманы, именуемые камами, сами признавались в том, что в предсказаниях будущего опирались на своих духов. Люди, почитавшие шаманов-камов, говорили: «Мы можем слышать, как демоны опускаются в их юрты через дымовое отверстие и разговаривают с ними».
Джувейни утверждает еще, что вера в шаманов и их моления настолько сильна, что, когда люди приступают к тому или иному делу, они руководствуются их советами. Любопытно, что сведения Джувейни, с одной стороны, корреспондируют с показаниями византийских послов и историков, с другой — перекликаются с точно установленными этнографическими данными о камах у алтае-саянских народов. В этой связи достаточно привести, например, следующий факт. Известный тюрколог Н. Ф. Катанов пишет со слов своих собеседников-шаманистов, что шаман мог предсказывать и изрекать что-либо только во время камлания, когда он становится одержимым своими духами: «Когда шаман превратится в обыкновенного человека, то его ни о чем не спрашивают, так как он, будучи теперь простым человеком, а не шаманом, ничего не знает».
Таким образом, шаманы отличались от обычных ворожеев тем, что их футурология основывалась на признании существования духов-помощников, которым и приписывалась способность предвидения будущего и даже возможность влияния на него. Рядовой же ворожей,
не шаман, даже специалист по тому или иному виду ворожбы, опирался главным образом на приметы. Характерным примером могут служить гадатели по бараньей лопатке у алтайцев, тувинцев и т. д. — jарынчы (от Jарын— «лопатка»). Они бросали кость в огонь, спустя какое-то время доставали и по образовавшимся на ней трещинам определяли, жива ли потерявшаяся лошадь, овца и т. п., украдена она или нет, где, в каком направлении ее искать и т.д.
Функция предсказания шаманов отражена и в словаре М. Кашгарского в части лексических примеров. Такова следующая фраза: Кам irkledi—«Кам предсказал судьбу»." Здесь предсказание выражено словом irk. Последнее сохранилось у алтайцев-челканцев, где шаманы предсказывали судьбу, камлая с маленьким луком в руках, именуемым ырык. Это слово может пополнить многочисленные параллели, свидетельствующие об общности шаманских представлений и ритуальных действий древних тюрок и современных тюркоязычных алтае-cаянских народов.
Свидетельства о предсказаниях, делаемых камами, содержатся и в следующих фразах словаря М. Кашгарского: Qam arvas
arvadí—«Кам произнес заклинание»; Qamlar qamus arvasdi—«Камы вместе произносили заклинания»." Кстати заметить, слово arva в форме арбаш, арбыш сохранилось у современных алтайцев и телеутов в значении «заклинание», «заговор» (например, от укуса змеи), «ворожба». Были даже специалисты по заговору шепотом — арбышчы.
(по Л. П. Потапову)
Эти данные показывают, насколько характерным для шамана считалось его умение предсказывать будущее.
Функция предвидения шаманов имела широкий диапазон: от прорицаний государственного или всенародного значения, таких как предсказания войны, победы или поражения, стихийные бедствия, сопровождаемые падежом скота, голодом, эпидемиями, и др., до индивидуальных предсказаний рядовым кочевникам. В последнем случае речь шла обычно об удаче на промысле, здоровье семьи, благополучии скота и т. п. В этом отношении весьма показателен факт, относящийся к шаманке — матери знаметитого Ань-Лушаня, о которой я уже упомянул выше. Она зарабатывала себе на жизнь предсказаниями. Пророчества древнетюркских шаманов, как и поздних алтае-саянских, базировались на их сношениях во время молений со своими духами-помощниками. В труде Джувейни содержится ряд весьма важных для рассматриваемого сюжета сообщений. В одном из них отмечается, что уйгурские шаманы, именуемые камами, сами признавались в том, что в предсказаниях будущего опирались на своих духов. Люди, почитавшие шаманов-камов, говорили: «Мы можем слышать, как демоны опускаются в их юрты через дымовое отверстие и разговаривают с ними».
Джувейни утверждает еще, что вера в шаманов и их моления настолько сильна, что, когда люди приступают к тому или иному делу, они руководствуются их советами. Любопытно, что сведения Джувейни, с одной стороны, корреспондируют с показаниями византийских послов и историков, с другой — перекликаются с точно установленными этнографическими данными о камах у алтае-саянских народов. В этой связи достаточно привести, например, следующий факт. Известный тюрколог Н. Ф. Катанов пишет со слов своих собеседников-шаманистов, что шаман мог предсказывать и изрекать что-либо только во время камлания, когда он становится одержимым своими духами: «Когда шаман превратится в обыкновенного человека, то его ни о чем не спрашивают, так как он, будучи теперь простым человеком, а не шаманом, ничего не знает».
Таким образом, шаманы отличались от обычных ворожеев тем, что их футурология основывалась на признании существования духов-помощников, которым и приписывалась способность предвидения будущего и даже возможность влияния на него. Рядовой же ворожей,
не шаман, даже специалист по тому или иному виду ворожбы, опирался главным образом на приметы. Характерным примером могут служить гадатели по бараньей лопатке у алтайцев, тувинцев и т. д. — jарынчы (от Jарын— «лопатка»). Они бросали кость в огонь, спустя какое-то время доставали и по образовавшимся на ней трещинам определяли, жива ли потерявшаяся лошадь, овца и т. п., украдена она или нет, где, в каком направлении ее искать и т.д.
Функция предсказания шаманов отражена и в словаре М. Кашгарского в части лексических примеров. Такова следующая фраза: Кам irkledi—«Кам предсказал судьбу»." Здесь предсказание выражено словом irk. Последнее сохранилось у алтайцев-челканцев, где шаманы предсказывали судьбу, камлая с маленьким луком в руках, именуемым ырык. Это слово может пополнить многочисленные параллели, свидетельствующие об общности шаманских представлений и ритуальных действий древних тюрок и современных тюркоязычных алтае-cаянских народов.
Свидетельства о предсказаниях, делаемых камами, содержатся и в следующих фразах словаря М. Кашгарского: Qam arvas
arvadí—«Кам произнес заклинание»; Qamlar qamus arvasdi—«Камы вместе произносили заклинания»." Кстати заметить, слово arva в форме арбаш, арбыш сохранилось у современных алтайцев и телеутов в значении «заклинание», «заговор» (например, от укуса змеи), «ворожба». Были даже специалисты по заговору шепотом — арбышчы.
(по Л. П. Потапову)
Похожие темы
» Камень "яда таш" (по Л. П. Потапову)
» Смерть в традиции алтайского шаманизма (По Л. П. Потапову)
» Алтайские писаницы: краткий гид
» Алтайские алкыши огню
» АЛТАЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ХОЗЯЕВАХ ГОР И ТАЙГИ
» Смерть в традиции алтайского шаманизма (По Л. П. Потапову)
» Алтайские писаницы: краткий гид
» Алтайские алкыши огню
» АЛТАЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ХОЗЯЕВАХ ГОР И ТАЙГИ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения