Алтайские алкыши огню
Участников: 3
Страница 1 из 1
Алтайские алкыши огню
Функции огня чрезвычайно многообразны.
Помимо духа-хранителя рода, очага, огню присуща очистительная функция. Огонь не впускает в жилище злых духов,
рассеивает злые мысли человека. Огонь отпугивает души покойников.
С помощью огня окурнваются-очищаются предметы домашнего обихода, люлька для новорожденного, загоны скота, ибо огонь является хранителем семейного очага, посылает детей, дает приплод скоту, излечивает болезни и т. д.
нельзя шутить,-.нельзя напрасно проливать воду на огонь, плевать в костер, сыпать мусор и грязь, нельзя касаться острием
ножа, ибо можно поранить голову «матери-огня». Даже дрова нужно класть осторожно, чтобы не причинить боли и не рассердить «мать-огонь». По пламени костра древние люди определяли свою судьбу. По огню узнавали о скором возвращении хозяина, если он отсутствовал. Если с ним в пути случилось несчастье, то костер начинал гореть с треском и шумом, а таган-очок стучать, как будто по нему кто-то
ударяет.
Огонь предсказывал и гостей. Если отвалившаяся головешка вставала вертикально («на попа»), то жди желанного гостя — «коночи».
Огнем окуривали больного, для этого жгли можжевельник — «арчин». При всяком очищении огнем высказывались благопожелания. Наиболее древним и ставшим традиционным является:следующий алкыш огню:
Одус башту от-эне,
Ойгон камыш кулахту,
Кырык башту кыс-эне,
Лети тушкун тушкунду,
Лети jайкан jайканду,
Лайкаган бажы касканты,
Лети тушкун тушкунду,
Тушкун бажы алкышту!
Уч очоктынг ээзи,
ӧрум талдынг муузи,
Кагорун кӧчӧ тушкен кааи,
Узулбеске тушкен каан.
Лажыл торко кийимду,
Лажыл jальгм кубатту.
Кызыл торко кийимду,
Ада болуп чаккан,
Эне болуп камыскан
Одус башту. от-эне!
Тридцатиголовая мать-огонь,
С ушами из пробитого камыша,
Сорокаголовая девица-мать,
По семи спускам спускающаяся,
На семи зыбунах качающаяся,
Преклоняя (качая) голову, облетающая,.
На семи спусках спускающаяся,
Спуская голову, прославляемая!
Хозяин трех очагов,
Рога перевитого тальника,
Синеющая синева, спускающийся царь,
Чтобы не прерываться, спустившийся царь.
В одеж де из зеленого шелка
Веселое, зеленое пламя.
В одеж де из красного шелка,
Будучи отцом высеченная,
Будучи матерью зажженная,
Тридцатиголовая мать-огонь[/i]
Образ огня всегда, нежен, поэтичен, сравнивается с «ясностью неба», с «ленточками на. голове». Языки пламени живые, они ведут разговор с членами рода и семьи.
Мать-огонь освещает не только жилище, но и хребты самого Алтая, она ездит на бело-желтой лошади и т. п. Возникнув в эпоху мате
ринского рода, культ огня с тех времен находит прочное бытование в народной поэзии и его древних обрядах. Во всех видах
алкышей, посвященных -матери-огню — «от эне», есть типичные, устоявшиеся формулы, которые своими корнями уходят в глубокую древность.
Помимо духа-хранителя рода, очага, огню присуща очистительная функция. Огонь не впускает в жилище злых духов,
рассеивает злые мысли человека. Огонь отпугивает души покойников.
С помощью огня окурнваются-очищаются предметы домашнего обихода, люлька для новорожденного, загоны скота, ибо огонь является хранителем семейного очага, посылает детей, дает приплод скоту, излечивает болезни и т. д.
нельзя шутить,-.нельзя напрасно проливать воду на огонь, плевать в костер, сыпать мусор и грязь, нельзя касаться острием
ножа, ибо можно поранить голову «матери-огня». Даже дрова нужно класть осторожно, чтобы не причинить боли и не рассердить «мать-огонь». По пламени костра древние люди определяли свою судьбу. По огню узнавали о скором возвращении хозяина, если он отсутствовал. Если с ним в пути случилось несчастье, то костер начинал гореть с треском и шумом, а таган-очок стучать, как будто по нему кто-то
ударяет.
Огонь предсказывал и гостей. Если отвалившаяся головешка вставала вертикально («на попа»), то жди желанного гостя — «коночи».
Огнем окуривали больного, для этого жгли можжевельник — «арчин». При всяком очищении огнем высказывались благопожелания. Наиболее древним и ставшим традиционным является:следующий алкыш огню:
Одус башту от-эне,
Ойгон камыш кулахту,
Кырык башту кыс-эне,
Лети тушкун тушкунду,
Лети jайкан jайканду,
Лайкаган бажы касканты,
Лети тушкун тушкунду,
Тушкун бажы алкышту!
Уч очоктынг ээзи,
ӧрум талдынг муузи,
Кагорун кӧчӧ тушкен кааи,
Узулбеске тушкен каан.
Лажыл торко кийимду,
Лажыл jальгм кубатту.
Кызыл торко кийимду,
Ада болуп чаккан,
Эне болуп камыскан
Одус башту. от-эне!
Тридцатиголовая мать-огонь,
С ушами из пробитого камыша,
Сорокаголовая девица-мать,
По семи спускам спускающаяся,
На семи зыбунах качающаяся,
Преклоняя (качая) голову, облетающая,.
На семи спусках спускающаяся,
Спуская голову, прославляемая!
Хозяин трех очагов,
Рога перевитого тальника,
Синеющая синева, спускающийся царь,
Чтобы не прерываться, спустившийся царь.
В одеж де из зеленого шелка
Веселое, зеленое пламя.
В одеж де из красного шелка,
Будучи отцом высеченная,
Будучи матерью зажженная,
Тридцатиголовая мать-огонь[/i]
Образ огня всегда, нежен, поэтичен, сравнивается с «ясностью неба», с «ленточками на. голове». Языки пламени живые, они ведут разговор с членами рода и семьи.
Мать-огонь освещает не только жилище, но и хребты самого Алтая, она ездит на бело-желтой лошади и т. п. Возникнув в эпоху мате
ринского рода, культ огня с тех времен находит прочное бытование в народной поэзии и его древних обрядах. Во всех видах
алкышей, посвященных -матери-огню — «от эне», есть типичные, устоявшиеся формулы, которые своими корнями уходят в глубокую древность.
Re: Алтайские алкыши огню
В день выхода на промысел исполнялись обряды поклонения огню, которые сопровождались алкышами:
Алас, алас, одус башту’’
Алас, алас, тридцатиголовая мать-огонь,
от-эне,
Кырык башту кыс-эне,
Сорокаголовая девица-мать,
Чийди болзо быжыргац,
Варящая все сырое,
Тон’ды болзо эргискенг,
Оттаивающая все мерзлое,
Ада болуп айланып туш,
Кружась, спустись отцом,
Эне болуп ээлип туш 106.
Сгибаясь, спустись матерью.
Алас, алас, одус башту’’
Алас, алас, тридцатиголовая мать-огонь,
от-эне,
Кырык башту кыс-эне,
Сорокаголовая девица-мать,
Чийди болзо быжыргац,
Варящая все сырое,
Тон’ды болзо эргискенг,
Оттаивающая все мерзлое,
Ада болуп айланып туш,
Кружась, спустись отцом,
Эне болуп ээлип туш 106.
Сгибаясь, спустись матерью.
Re: Алтайские алкыши огню
У Gurude есть песня "Алас". Это явно на хакасском языке. Можно это понятие приравнять к этому: Алас - огонь?
_________________
You can do this! ;-)
Irene- Эзотерическое направление : Мастер, ремесленник
Сообщения : 629
Дата регистрации : 2018-08-19
Возраст : 39
Откуда : Altai
Re: Алтайские алкыши огню
Irene, тюркский язык един, но имеет у разных народов свой диалект. Алас это обряд очищения с помощью огня у тюрков.
"Алас" - также восклицательное слово шамана.
Кроме того, алаз - бог огня в тюркской мифологии.
Также известен как Алас-батыр или иногда Алаз-хан
"Алас" - также восклицательное слово шамана.
Кроме того, алаз - бог огня в тюркской мифологии.
Также известен как Алас-батыр или иногда Алаз-хан
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Irene поставил(а) лайк
Похожие темы
» Алкыши алтайским духам
» ОБРАЩЕНИЕ К ОГНЮ В ШАМАНСКОМ РИТУАЛЕ АЛТАЙЦЕВ
» Алтайские писаницы: краткий гид
» Самый первый «АД». Каким его видели сибирские и алтайские шаманы?
» Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)
» ОБРАЩЕНИЕ К ОГНЮ В ШАМАНСКОМ РИТУАЛЕ АЛТАЙЦЕВ
» Алтайские писаницы: краткий гид
» Самый первый «АД». Каким его видели сибирские и алтайские шаманы?
» Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения