Синкелаун (начало октября, эвенки)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Основы шаманского ремесла :: Шаманские памятные дни и празднества разных народов
Страница 1 из 1
Синкелаун (начало октября, эвенки)
СИНКЕЛАУН (начало октября, эвенки)
Обряд Синкелаун
Обряд синкелаун - добыча охотничьей удачи - падало на октябрь, месяц начала охоты. Состоял обряд из четырех циклов: изготовление из прутьев изображений парнокопытных животных - бэюн; "хождение" шамана к энекан буга с просьбой послать зверя и охотничью удачу синкен; очищение охотников - прохождение через чипчекан; магическая охота и разделывание изображений порнокопытного зверя из прутьев. Это был родовой праздник.
Обычно в первую половину октября эвенки во главе с шаманом собирались в заранее облюбованном месте, ставили лагерь и невдалеке оборудовали шаманскую юрту. Внутри юрты по стенам расставляли четыре ментая, по центру устанавливали тагу. За юртой от места малу в направлении на звезду Чалбон располагали изображения из дерева стаи летящих птиц, от 9 до 27 тагу и чичепкан. Вокруг чичепкан дополнительно ставили четыре ментая.
Изображения птиц, как правило, делали из легких пород дерева. "Строй" птиц возглавлял орел, за ним ставились изображения двух лебедей, за ними - гагара, и завершали утки - чирки.
Подготовив декорацию обряда, охотники, учавствовавшие в наступающем сезоне в охотничьем промысле, расходились по тайге и заготавливали прутья тех деревьев и кустарников, которыми кормятся парнокопытные животные. Сделав из прутьев изображения этих животных, участники обряда подбирали место, где было много корма для зверя, расставляли чучела животных в тайге и возвращались в лагерь.
Кампания начинались через три дня после того, как были изготовлены и спрятаны изображения из прутьев бэюнкан. Все эти три дня участники обряда находились в лагере, собирались группами, делились охотничьими воспоминаниями, рассказывали о местах возможного сосредоточения зверя, обучали молодых охотников и т. д. По истечение трех суток вовремя заката солнца в шаманской юрте начиналось камлание.
После того как шаман "собрал" своих духов, помощники помогают ему встать. Шаман пускается в пляс - раздаются спокойные удары в бубен и звонкий шум подвесок, он поет о том, что собирается "лететь". Он рассказывает, что попутно набрал еще духов - помощников, вот он идет дальше, просит, чтобы духи помощники без всяких колебаний шли за ним. Под духами - помощниками подразумеваются птицы, изготовленные для обряда. Их возглавляет орел, он является вожаком и защитником всех птиц стаи и шаманской души, которую он сопровождает в верхний мир.
По представлениям эвенкам, во время обряда чирки, летящие сзади, являются непосредственными сторожами стаи птиц и шаманской души. Вовремя полета они первыми обнаруживают опасность враждебных шаманов и злых духов - предупреждают гагару, гагара - лебедя, лебеди - орла. Орел начинает кружится вокруг летящей стаи с шаманской душой и никого не подпускает. Если же "бой" неизбежен, то орел вступает в него, а все остальные птицы разлетаются в разные стороны, превращаясь в других, более мелких птиц и насекомых, и быстро возвращаются домой. С этого момента "бой" шаманских духов продолжается на земле. Духи перевоплощаются в образы тигров, медведей, лосей и т.д. После победы над противником обряд повторяется вновь. В противном случае враждующие духи "поедают" шаманскую душу и роду грозит опасность вымирания.
Если же путешествие птиц с шаманской душой проходит спокойно или орел без всякого труда отгоняет врожденных духов, то путь шаманской души продолжается до самого конца, с небольшими передышками около тагу. Во время отдыха шаманская душа и духи питаются, набираются сил и "летят" дальше.
В своем пение шаман оповещает, что он достиг конечной цели и предстает перед энекан буга. Объясняет ей, что он пришел из бедных мест и просит выделить охотникам зверя, и она бросает ему на бубень шерсть - души всех зверей. Шаман её собирает. В это время песнь шамана мелодичная, умоляющая, движения спокойные, удары в бубен тихие протяжные.
"Набрав" души разных зверей, шаман поет о том, что он с табуном животных быстро возвращается назад, присматривая, чтобы часть из них не выкрали враждебные духи. В это время шаман приходит в возбуждение, пляска его ускоряется. Один из его помощников своими выкриками приостанавливает шамана, говорит, чтобы тот не торопился и спокойно возвращался назад. Вот один из помощников кричит, что "видит" летящую душу шамана с большим табуном зверя, что скоро он вернется. Шаман перестает петь, начинает плясать быстрее, удары в бубен учащаются, раздается оглушительный звон подвесок. Наконец, шаман "прилетел", выпуская для охотников зверя и своим пением уговаривал духов-помощников идти на отдых. Его песнь и бой в бубен постепенно затихают, шаман подбрасывает вверх колотушку, она падает изогнутой стороной наружу. Это предзнаменование удачной охоты. Раздаются возгласы одобрения.
После камлания помощники шамана поочередно надевали шаманские атрибуты и с пляской под удары в бубен сопровождали шаманских духов в места их обитания. Это могли сделать все участники обряда.
На утро следующего дня, после восхода солнца, начинается третья часть обряда - очищение охотников путем прохождения через чичипкан. Начиная камлание, шаман в своем пение обращался к духам-помощникам и к чичипкан с просьбой, чтобы они оградили сородичей от враждебных духов и зловредного глаза. Выдя из юрты, все участники обряда под шаманское пение и подталкивание бубном, трижды проходят между "ног" чичипкан, подбразывая туда болотный багульник. В это время в своем пение шаман обращается к духам-помощникам и ментая, чтобы те "очистили" всех охотников от враждебных духов и плохого глаза, чтобы охота для каждого была удачной.
Закончив церемонию очищения, участники обряда возвращаются в юрту. Вновь повторяются омовение шамана и проводы шаманских духов. В этот же день имитируется и магическая охота на изображения парнокопытных зверей из прутиков - бэюнкан.
Окончив церемонию очищения, участники обряда расходятся по тайге, отыскивают заранее расставленные чучела, берут лук со стрелами и имитируют магическую охоту. Они прибегают ко всем охотничьим приемам, показывая, как они осторожно подкрадываются к зверю. Подкравшись к макету животного, стреляют наверняка и только в самца. Если животные не падают, его переворачивают. "Убитое" чучело животного из прутиков разделывали по всем традиционным приемам. Затем делали небольшой открытый лабаз и складывали на него разделанную "тушу", присыпая сверху снегом.
Обряд заканчивался песнями и плясками при участии всех членов рода.
Обряд Синкелаун
Обряд синкелаун - добыча охотничьей удачи - падало на октябрь, месяц начала охоты. Состоял обряд из четырех циклов: изготовление из прутьев изображений парнокопытных животных - бэюн; "хождение" шамана к энекан буга с просьбой послать зверя и охотничью удачу синкен; очищение охотников - прохождение через чипчекан; магическая охота и разделывание изображений порнокопытного зверя из прутьев. Это был родовой праздник.
Обычно в первую половину октября эвенки во главе с шаманом собирались в заранее облюбованном месте, ставили лагерь и невдалеке оборудовали шаманскую юрту. Внутри юрты по стенам расставляли четыре ментая, по центру устанавливали тагу. За юртой от места малу в направлении на звезду Чалбон располагали изображения из дерева стаи летящих птиц, от 9 до 27 тагу и чичепкан. Вокруг чичепкан дополнительно ставили четыре ментая.
Изображения птиц, как правило, делали из легких пород дерева. "Строй" птиц возглавлял орел, за ним ставились изображения двух лебедей, за ними - гагара, и завершали утки - чирки.
Подготовив декорацию обряда, охотники, учавствовавшие в наступающем сезоне в охотничьем промысле, расходились по тайге и заготавливали прутья тех деревьев и кустарников, которыми кормятся парнокопытные животные. Сделав из прутьев изображения этих животных, участники обряда подбирали место, где было много корма для зверя, расставляли чучела животных в тайге и возвращались в лагерь.
Кампания начинались через три дня после того, как были изготовлены и спрятаны изображения из прутьев бэюнкан. Все эти три дня участники обряда находились в лагере, собирались группами, делились охотничьими воспоминаниями, рассказывали о местах возможного сосредоточения зверя, обучали молодых охотников и т. д. По истечение трех суток вовремя заката солнца в шаманской юрте начиналось камлание.
После того как шаман "собрал" своих духов, помощники помогают ему встать. Шаман пускается в пляс - раздаются спокойные удары в бубен и звонкий шум подвесок, он поет о том, что собирается "лететь". Он рассказывает, что попутно набрал еще духов - помощников, вот он идет дальше, просит, чтобы духи помощники без всяких колебаний шли за ним. Под духами - помощниками подразумеваются птицы, изготовленные для обряда. Их возглавляет орел, он является вожаком и защитником всех птиц стаи и шаманской души, которую он сопровождает в верхний мир.
По представлениям эвенкам, во время обряда чирки, летящие сзади, являются непосредственными сторожами стаи птиц и шаманской души. Вовремя полета они первыми обнаруживают опасность враждебных шаманов и злых духов - предупреждают гагару, гагара - лебедя, лебеди - орла. Орел начинает кружится вокруг летящей стаи с шаманской душой и никого не подпускает. Если же "бой" неизбежен, то орел вступает в него, а все остальные птицы разлетаются в разные стороны, превращаясь в других, более мелких птиц и насекомых, и быстро возвращаются домой. С этого момента "бой" шаманских духов продолжается на земле. Духи перевоплощаются в образы тигров, медведей, лосей и т.д. После победы над противником обряд повторяется вновь. В противном случае враждующие духи "поедают" шаманскую душу и роду грозит опасность вымирания.
Если же путешествие птиц с шаманской душой проходит спокойно или орел без всякого труда отгоняет врожденных духов, то путь шаманской души продолжается до самого конца, с небольшими передышками около тагу. Во время отдыха шаманская душа и духи питаются, набираются сил и "летят" дальше.
В своем пение шаман оповещает, что он достиг конечной цели и предстает перед энекан буга. Объясняет ей, что он пришел из бедных мест и просит выделить охотникам зверя, и она бросает ему на бубень шерсть - души всех зверей. Шаман её собирает. В это время песнь шамана мелодичная, умоляющая, движения спокойные, удары в бубен тихие протяжные.
"Набрав" души разных зверей, шаман поет о том, что он с табуном животных быстро возвращается назад, присматривая, чтобы часть из них не выкрали враждебные духи. В это время шаман приходит в возбуждение, пляска его ускоряется. Один из его помощников своими выкриками приостанавливает шамана, говорит, чтобы тот не торопился и спокойно возвращался назад. Вот один из помощников кричит, что "видит" летящую душу шамана с большим табуном зверя, что скоро он вернется. Шаман перестает петь, начинает плясать быстрее, удары в бубен учащаются, раздается оглушительный звон подвесок. Наконец, шаман "прилетел", выпуская для охотников зверя и своим пением уговаривал духов-помощников идти на отдых. Его песнь и бой в бубен постепенно затихают, шаман подбрасывает вверх колотушку, она падает изогнутой стороной наружу. Это предзнаменование удачной охоты. Раздаются возгласы одобрения.
После камлания помощники шамана поочередно надевали шаманские атрибуты и с пляской под удары в бубен сопровождали шаманских духов в места их обитания. Это могли сделать все участники обряда.
На утро следующего дня, после восхода солнца, начинается третья часть обряда - очищение охотников путем прохождения через чичипкан. Начиная камлание, шаман в своем пение обращался к духам-помощникам и к чичипкан с просьбой, чтобы они оградили сородичей от враждебных духов и зловредного глаза. Выдя из юрты, все участники обряда под шаманское пение и подталкивание бубном, трижды проходят между "ног" чичипкан, подбразывая туда болотный багульник. В это время в своем пение шаман обращается к духам-помощникам и ментая, чтобы те "очистили" всех охотников от враждебных духов и плохого глаза, чтобы охота для каждого была удачной.
Закончив церемонию очищения, участники обряда возвращаются в юрту. Вновь повторяются омовение шамана и проводы шаманских духов. В этот же день имитируется и магическая охота на изображения парнокопытных зверей из прутиков - бэюнкан.
Окончив церемонию очищения, участники обряда расходятся по тайге, отыскивают заранее расставленные чучела, берут лук со стрелами и имитируют магическую охоту. Они прибегают ко всем охотничьим приемам, показывая, как они осторожно подкрадываются к зверю. Подкравшись к макету животного, стреляют наверняка и только в самца. Если животные не падают, его переворачивают. "Убитое" чучело животного из прутиков разделывали по всем традиционным приемам. Затем делали небольшой открытый лабаз и складывали на него разделанную "тушу", присыпая сверху снегом.
Обряд заканчивался песнями и плясками при участии всех членов рода.
Похожие темы
» Шаманская стрела (эвенки, селькупы, энцы)
» О традиционном мировоззрении якутов на рубеже веков (конец ХХ-начало ХХI вв. )
» Тигiр тайыг - жертвоприношение Небу в культуре хакасов (конец XIX - начало XXI века)
» О традиционном мировоззрении якутов на рубеже веков (конец ХХ-начало ХХI вв. )
» Тигiр тайыг - жертвоприношение Небу в культуре хакасов (конец XIX - начало XXI века)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Основы шаманского ремесла :: Шаманские памятные дни и празднества разных народов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения