Якутские легенды о чайке
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и предания Якутии
Страница 1 из 1
Якутские легенды о чайке
Мартын и чайка — птицы, которых шаман призывает, когда вселяет в себя духов-помощников и использует их в виде жертвы
злым духам. Кроме того, про мартына существует нынче такая небылица. В глубокой древности мартын был девицей. Ее просватали за жителя Верхнего мира, и она отправилась к мужу. Каждая невестка обязательно должна была везти как гостинец хаяк (вид якутского масла. — Н. А.). Когда мартын-[девица] прибыла к своему господину, оказалось, что ее хаяк исчез. Это вызвало гнев новых родичей, они почли за стыд иметь такую невестку, прокляли ее и дали ей предназначенье стать духом, обитающим в Среднем мире и причиняющим глазные болезни. Сделали ее птицей белой, как хаяк, повелели всю жизнь искать свой хаяк, летать и кричать «хайааах». С той поры она превратилась в мартына и летает, крича «хайаах-хайаах». До сегодняшнего дня неизвестно, нашлось ли потерянное масло. Крачку признают родной сестрой указанного мартына. Считают ее птицей, которую шаманы используют в камланиях как жертву, верят, что трогать ее грешно, может быть взыскание, наказание.
Прежде всего их не должны кушать девушки и молодые женщины, чтобы дети не имели полые кости ног (без костного мозга. — Н.А.), голос резкий, как у чайки. Во-вторых, из-за того, что этими плохими птицами закрывают дорогу девяти смертей,в-третьих, потому, что они, являясь грешными, опасными, могут мстить человеку. Даже сейчас чуждаются этих птиц, не едят, весьма редки случаи добывания их и употребления. На самом деле не потому, что считают это грехом, как в старину, а, можно сказать, из-за отсутствия привычки. Ежели же кто-то и поел их, не
слышно, чтобы с ним приключилось какое-нибудь несчастье, чтобы у него родились дети, говорящие, как чайки. Тем не менее среди
старшего поколения этот миф распространен, рассказывается. В настоящее время верующих в это очень немного.
Из воспоминаний детства М.Г. Наумовского и П.Т. Степанова, I Нахарский наслег Мегино-Кангаласского района. Записано 25 декабря 1945 г. АЯФ СО АН СССР, ф. 5, оп. 3, д. 652, л. 11-11 об.
БЕЛАЯ ЧАЙКА
Божество якутов Туматского наслега Усть-Янского района — белая чайка. В древности туматцы, по рассказам, плыли по морю и достигли берега потому, что поплыли вслед за чайками, проследив направление их миграции. В связи с этим сделали своим божеством белую чайку. Ее не убивают, мясо не едят, очень почитают.
Со слов Ивана Ивановича Томского, 47 лет, Туматский наслег Усть-Янского района. Записал А.А. Саввин 3 июля 1940 г. АЯФ
СО АН СССР, ф. 4, он. 12, д. 69, л. 81.
злым духам. Кроме того, про мартына существует нынче такая небылица. В глубокой древности мартын был девицей. Ее просватали за жителя Верхнего мира, и она отправилась к мужу. Каждая невестка обязательно должна была везти как гостинец хаяк (вид якутского масла. — Н. А.). Когда мартын-[девица] прибыла к своему господину, оказалось, что ее хаяк исчез. Это вызвало гнев новых родичей, они почли за стыд иметь такую невестку, прокляли ее и дали ей предназначенье стать духом, обитающим в Среднем мире и причиняющим глазные болезни. Сделали ее птицей белой, как хаяк, повелели всю жизнь искать свой хаяк, летать и кричать «хайааах». С той поры она превратилась в мартына и летает, крича «хайаах-хайаах». До сегодняшнего дня неизвестно, нашлось ли потерянное масло. Крачку признают родной сестрой указанного мартына. Считают ее птицей, которую шаманы используют в камланиях как жертву, верят, что трогать ее грешно, может быть взыскание, наказание.
Прежде всего их не должны кушать девушки и молодые женщины, чтобы дети не имели полые кости ног (без костного мозга. — Н.А.), голос резкий, как у чайки. Во-вторых, из-за того, что этими плохими птицами закрывают дорогу девяти смертей,в-третьих, потому, что они, являясь грешными, опасными, могут мстить человеку. Даже сейчас чуждаются этих птиц, не едят, весьма редки случаи добывания их и употребления. На самом деле не потому, что считают это грехом, как в старину, а, можно сказать, из-за отсутствия привычки. Ежели же кто-то и поел их, не
слышно, чтобы с ним приключилось какое-нибудь несчастье, чтобы у него родились дети, говорящие, как чайки. Тем не менее среди
старшего поколения этот миф распространен, рассказывается. В настоящее время верующих в это очень немного.
Из воспоминаний детства М.Г. Наумовского и П.Т. Степанова, I Нахарский наслег Мегино-Кангаласского района. Записано 25 декабря 1945 г. АЯФ СО АН СССР, ф. 5, оп. 3, д. 652, л. 11-11 об.
БЕЛАЯ ЧАЙКА
Божество якутов Туматского наслега Усть-Янского района — белая чайка. В древности туматцы, по рассказам, плыли по морю и достигли берега потому, что поплыли вслед за чайками, проследив направление их миграции. В связи с этим сделали своим божеством белую чайку. Ее не убивают, мясо не едят, очень почитают.
Со слов Ивана Ивановича Томского, 47 лет, Туматский наслег Усть-Янского района. Записал А.А. Саввин 3 июля 1940 г. АЯФ
СО АН СССР, ф. 4, он. 12, д. 69, л. 81.
Похожие темы
» Якутские легенды об Орле
» ЯКУТСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ЛЕБЕДЕ
» Якутские легенды о коршуне
» Легенды о Ястребе
» Легенды о кукушке
» ЯКУТСКИЕ ЛЕГЕНДЫ О ЛЕБЕДЕ
» Якутские легенды о коршуне
» Легенды о Ястребе
» Легенды о кукушке
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и предания Якутии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения