ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
Для многих народов Сибири характерны представления о нескольких жизненных сущностях человека, которые в большинстве случаев сводимы к двум основным группам. К первой группе относятся души-призраки, тени или двойники. Их посмертное существование связано с подземным миром. Они считаются темными, нечистыми, способными приносить вред живым людям. Ко второй группе относятся души-птицы, улетающие в Верхний мир после смерти человека и возраждающиеся вновь. Подобные представления в общем характерны и селькупской традиции.
В собственной лексике селькупов слово душа в значении, соответствующем христианскому, отсутствует. Селькупы отождествляют с русским словом душа довольно большой круг своих слов. В этот комплекс включается дыхание (кэйы), тень (тiка) и так называемая ‘жизненность’ (ильсат). Кроме того, к обозначениям важных жизненных сил можно отнести еще ряд менее распространенных понятий: внешняя душа тос, могильная душа (кага), шаманская мудрость, искусность в трюках (готы), нутро (путы) и сердце (счы).
Первые три термина (кэйы, тiка, ильсат) имеют общеселькупское распространение. Термин ильсат (северные варианты также ильса, ильсан) представлен как эльсат по р.Тым и элла по р. Чижапка. Внешняя душа тос засвидетельствована только у кетских селькупов; использование термина путы в значении «душа» также характерно для кетского ареала; термин с!чы в значении «душа» встретился у парабельских селькупов; термины кага, кэты выявлены в северном ареале. Отрывочные сведения по отдельным терминам и их локальное распространение говорят об условности интерпретации их в рассматриваемом значении вследствие, возможно, использования их как понятийных эквивалентов русскому понятию «душа». Наиболее полные (хотя и достаточно противоречивые сведения) имеются подуше-жизни ильсат. По своему происхождению она связана с Верхним миром: ее посылала Илынта Кота ‘Жизненная старуха’ на землю тело беременной женщины. По данным тымских селькупов, эту душу внедрял небесный бог Ноп посредством своего посланника Ноп Коллу Суль (так записано в источнике; см. Нуван кула). Душа ильсат обитает в голове и может покидать человека, например, во сне. Ее недолгое отсутствие проходит благополучно для хозяина. Долгое отсутствие души (например, в случае похищения злым духом) может привести к болезни или смерти человека. Ильсат «человекообразна», бестелесна, хотя имеет черты своего хозяина. Существовали и представления об ильсат как о некой материальной субстанции: она ест и пьет, может принимать различные облики.
Душа ильсат как жизненная сила имеется не только у человека, но и у всех животных. После смерти ильсат сразу поднималась наверх и оставалась три дня около прежнего жилища, посещая места, где протекала жизнь покойного. По прошествии этого времени душа отправлялась в Нижний мир в долбленой кедровой колоде вниз по течению реки. В Нижнем мире душа жила так же, как на земле жил человек. Когда наступало время смерти, душа умирала и превращалась в водяного дука, жила жизнью насекомого, а со смертью насекомого умирала окончательно.
Души детей и шаманов имели особую судьбу: первые вселялись в бубен шамана-родственника, вторые возрождались в новом поколении шаманов. Тымские селькупы верили, что душу ельсат забирал злой дух Нижнего мира. По материалам с Чижапки, душу элла забирал после смерти человека злой дух (или черт) в Нижний мир, далее эта душа превращалась в паука. Однако души утонувших, пропавших в лесу или замерзших людей превращались в леших.
Об остальных душах не сохранилось цельных представлений. Душу-дыхание кэйы могли иметь не только люди, животные, но и «одухотворенные предметы». Например, во время церемонии «оживления бубна» в шаманский бубен внедрялась душа оленя [Прокофьев 1930: 369]. Душа-дыхание происходила, видимо, из Верхнего мира, поскольку шаман совершал специальное путешествие в Верхний мир во время оживления бубна.
Тымские селькупы придавали душедыханию дуальный характер: в теле человека (в области головы или сердца) обитала «большая душа», которая руководила всеми душами человека; кроме того, была еще «свободная душа», букв. ‘вышедшая из человека душа’, которая покидала тело человека и поселялась в культовом родовом амбарчике с духами рода. После рождения для каждого члена рода вырезался деревянный идолдвойник куттаргу, в которого и поселялась «свободная душа». Эти фигурки могли быть металлическими или деревянными, они характеризовались соответствующими признаками пола, а нередко передавали некоторую схожесть с объектом. «Свободная душа» являлась посредницей между родовыми и тотемными духами и «большой душой» человека. Она могла передавать «большой душе» важную информацию, полученную от духов и хозяев угодий, она наставляла души человека, учила правильному поведению. Обычно эта информация передавалась во сне, и бывало, что селькуп-охотник, проснувшись знал, в каком месте его ожидает охотничья удача [Ким 1992; Ураев 1994: 78]. После смерти душа-дыхание покидала тело умершего с последним вздохом и переселялась в Верхний мир («бог душу берет», «душа к богу улетает»).
По-видимому, каждый человек являлся обладателем души-тени илынтыль т!ка, букв. ‘живая тень’. У мертвого человека эта душа отсутствует. Душа-тень человека уходит после его смерти и превращается в духа, называемого ‘прекращающая жизнь тень’. Со смертью человека эта душа остается жить под землей.
Могильная душа кхакхаа могла быть только у человека, имела тесную связь с большим пальцем: кхакаль муны ‘большой палец’, букв. ‘могильный палец’. Иногда именно этим термином обозначали не просто палец, а саму душу. Считалось, что человек, потерявший большой палец, превращался в зверя. После смерти душа цаца уходила вместе с телом в могилу. Лишь в исключительных случаях она задерживалась на поверхности земли. Так было с душой шамана Гордейки, у которого отрезали большой палец. Его душа гага стала духом-помощником того, кто «держит его кость» [Пелих 1980: 22-32].
По представлениям нарымских селькупов, у всех людей, кроме шаманов, есть душа гсдо, которая после смерти вместе с трупом уходит в могилу, где остается в голове покойного, пока не сгниет труп. Затем, превратившись в паука, уздо остается в земле (см.: Пелих 1972: 116). Данный термин соответствует северному термину гсты ‘мудрость, прежде всего шаманская, проявляющаяся в умении демонстрировать или совершать чудеса’ [Прокофьева 1977: 67; Кузнецова и др. 1993]. Два понятия - тос и сауг - относятся к комплексу шаманских представлений. Слово тос встретилось только в одной диалектной группе селькупов - на Кети. По сведениям информантов, эта душа может обитать вне человека. Очевидно, и слово, и понятие являются тюркскими заимствованиями [Ким 1999; Алатало 1998]. Термин сауг интерпретируется как «жизненная сила; шаманская сила». Жизненная сила сауг поселяется в теле новорожденного только после того, как зарастает пуп. О том, что жизненная сила сауг укрепилась в теле ребенка, свидетельствует появление зубов. Значение «шаманская сила» давно вышло из употребления. Из других самодийских языков аналогичная лексема зафиксирована в матор. Аак, камас. кау ‘сила’. Очевидно, в южносамодийские языки эти слова попали из тюркских . У селькупов, как и у других народов Сибири, с отправлением души или жертвенного дара в потусторонние миры связаны церемонии погребальной и жертвенной обрядности.
Селькупам известно несколько способов «транспортировки» умершего или предназначенных в жертву предметов в иные миры:
- зарывание в землю и вообще помещение на глубину. Это наиболее распространенный и один из самых древних способов отправления за границы земного обитания. У селькупов этот способ применялся как в отношении покойника, так и сопровождающего его инвентаря;
- втыкание в землю. Следует рассматривать как разновидность зарывания. В некоторых селькупских погребениях наблюдался такой способ помещения предметов (у могил оставляли воткнутые в землю копья и др.); - ломка или намеренная порча. По захоронении селькупов вещи, отправляемые с покойником, портились, ломались, рвались;
- придание неестественного положения. Попаданию в запредельное пространство способствовало также придание своего рода «зеркального / изнаночного ракурса». Селькупы, обряжая умершего, надевали ему рукавицу не на ту руку, обувь - не на ту ногу, а при шитье погребальной одежды делали стежки на оборот. Иначе душа-тень не попадет в страну мертвых, а если окажется там, то покойные сородичи не признают ее и не примут в свой коллектив.
- ритуальная ориентировка. Главный смысл ритуальной ориентации заключается в том, что она показывает направление, по которому умерший (его душа) или жертвенный дар должны отправиться, чтобы попасть в уготованное им пространство. У селькупов труп помещали в могилу ногами на север или вниз по течению реки, так как считалось, что Нижний мир, а следовательно, и страна мертвых находились на севере, и попасть туда можно, спускаясь вниз по реке;
- помещение на дерево или вообще на высоту. Этот способ «транспортировки» жертвенных приношений, души, могильного имущества в верхнем, небесном на правлении. Водружение даров на священный столб или на ветви дерева способ ствовало прямому попаданию их к верхним божествам. Та же идея «возвышения» лежит в основе «воздушных захоронений». Воздушным способом (подвешивая на деревьях и т.п.) хоронили не всех покойников. У большинства сибирских народов, в том числе и у селькупов, на деревьях хоронили младенцев, знать и почитаемых шаманов. Они считались «легкими», способными к вознесению и последующему возрождению;
- сожжение. В селькупской мифологии засвидетельствован культ огня, сожжение злых персонажей. После смерти пищу, предназначенную для покойника, бросали в огонь.
Зарывание, втыкание, ломка, придание неестественного положения работают в основном на приближение к Нижнему миру, помещение на высоту - к Верхнему, ориентировка и сожжение наделены амбивалентными функциями. Как правило, разные способы могут обеспечить успех лишь в разных своих сочетаниях: вознесение на высоту с ориентировкой и сожжением; зарывание в землю с ломкой и ориентировкой и пр. Надо так же иметь в ввиду, что при всех прочих обстоятельствах конечным условием движения вещи или тела (их души) была некая словесная формула, вроде: «Да дойдет!», «Теперь иди своей дорогой!» и др.
Для многих народов Сибири характерны представления о нескольких жизненных сущностях человека, которые в большинстве случаев сводимы к двум основным группам. К первой группе относятся души-призраки, тени или двойники. Их посмертное существование связано с подземным миром. Они считаются темными, нечистыми, способными приносить вред живым людям. Ко второй группе относятся души-птицы, улетающие в Верхний мир после смерти человека и возраждающиеся вновь. Подобные представления в общем характерны и селькупской традиции.
В собственной лексике селькупов слово душа в значении, соответствующем христианскому, отсутствует. Селькупы отождествляют с русским словом душа довольно большой круг своих слов. В этот комплекс включается дыхание (кэйы), тень (тiка) и так называемая ‘жизненность’ (ильсат). Кроме того, к обозначениям важных жизненных сил можно отнести еще ряд менее распространенных понятий: внешняя душа тос, могильная душа (кага), шаманская мудрость, искусность в трюках (готы), нутро (путы) и сердце (счы).
Первые три термина (кэйы, тiка, ильсат) имеют общеселькупское распространение. Термин ильсат (северные варианты также ильса, ильсан) представлен как эльсат по р.Тым и элла по р. Чижапка. Внешняя душа тос засвидетельствована только у кетских селькупов; использование термина путы в значении «душа» также характерно для кетского ареала; термин с!чы в значении «душа» встретился у парабельских селькупов; термины кага, кэты выявлены в северном ареале. Отрывочные сведения по отдельным терминам и их локальное распространение говорят об условности интерпретации их в рассматриваемом значении вследствие, возможно, использования их как понятийных эквивалентов русскому понятию «душа». Наиболее полные (хотя и достаточно противоречивые сведения) имеются подуше-жизни ильсат. По своему происхождению она связана с Верхним миром: ее посылала Илынта Кота ‘Жизненная старуха’ на землю тело беременной женщины. По данным тымских селькупов, эту душу внедрял небесный бог Ноп посредством своего посланника Ноп Коллу Суль (так записано в источнике; см. Нуван кула). Душа ильсат обитает в голове и может покидать человека, например, во сне. Ее недолгое отсутствие проходит благополучно для хозяина. Долгое отсутствие души (например, в случае похищения злым духом) может привести к болезни или смерти человека. Ильсат «человекообразна», бестелесна, хотя имеет черты своего хозяина. Существовали и представления об ильсат как о некой материальной субстанции: она ест и пьет, может принимать различные облики.
Душа ильсат как жизненная сила имеется не только у человека, но и у всех животных. После смерти ильсат сразу поднималась наверх и оставалась три дня около прежнего жилища, посещая места, где протекала жизнь покойного. По прошествии этого времени душа отправлялась в Нижний мир в долбленой кедровой колоде вниз по течению реки. В Нижнем мире душа жила так же, как на земле жил человек. Когда наступало время смерти, душа умирала и превращалась в водяного дука, жила жизнью насекомого, а со смертью насекомого умирала окончательно.
Души детей и шаманов имели особую судьбу: первые вселялись в бубен шамана-родственника, вторые возрождались в новом поколении шаманов. Тымские селькупы верили, что душу ельсат забирал злой дух Нижнего мира. По материалам с Чижапки, душу элла забирал после смерти человека злой дух (или черт) в Нижний мир, далее эта душа превращалась в паука. Однако души утонувших, пропавших в лесу или замерзших людей превращались в леших.
Об остальных душах не сохранилось цельных представлений. Душу-дыхание кэйы могли иметь не только люди, животные, но и «одухотворенные предметы». Например, во время церемонии «оживления бубна» в шаманский бубен внедрялась душа оленя [Прокофьев 1930: 369]. Душа-дыхание происходила, видимо, из Верхнего мира, поскольку шаман совершал специальное путешествие в Верхний мир во время оживления бубна.
Тымские селькупы придавали душедыханию дуальный характер: в теле человека (в области головы или сердца) обитала «большая душа», которая руководила всеми душами человека; кроме того, была еще «свободная душа», букв. ‘вышедшая из человека душа’, которая покидала тело человека и поселялась в культовом родовом амбарчике с духами рода. После рождения для каждого члена рода вырезался деревянный идолдвойник куттаргу, в которого и поселялась «свободная душа». Эти фигурки могли быть металлическими или деревянными, они характеризовались соответствующими признаками пола, а нередко передавали некоторую схожесть с объектом. «Свободная душа» являлась посредницей между родовыми и тотемными духами и «большой душой» человека. Она могла передавать «большой душе» важную информацию, полученную от духов и хозяев угодий, она наставляла души человека, учила правильному поведению. Обычно эта информация передавалась во сне, и бывало, что селькуп-охотник, проснувшись знал, в каком месте его ожидает охотничья удача [Ким 1992; Ураев 1994: 78]. После смерти душа-дыхание покидала тело умершего с последним вздохом и переселялась в Верхний мир («бог душу берет», «душа к богу улетает»).
По-видимому, каждый человек являлся обладателем души-тени илынтыль т!ка, букв. ‘живая тень’. У мертвого человека эта душа отсутствует. Душа-тень человека уходит после его смерти и превращается в духа, называемого ‘прекращающая жизнь тень’. Со смертью человека эта душа остается жить под землей.
Могильная душа кхакхаа могла быть только у человека, имела тесную связь с большим пальцем: кхакаль муны ‘большой палец’, букв. ‘могильный палец’. Иногда именно этим термином обозначали не просто палец, а саму душу. Считалось, что человек, потерявший большой палец, превращался в зверя. После смерти душа цаца уходила вместе с телом в могилу. Лишь в исключительных случаях она задерживалась на поверхности земли. Так было с душой шамана Гордейки, у которого отрезали большой палец. Его душа гага стала духом-помощником того, кто «держит его кость» [Пелих 1980: 22-32].
По представлениям нарымских селькупов, у всех людей, кроме шаманов, есть душа гсдо, которая после смерти вместе с трупом уходит в могилу, где остается в голове покойного, пока не сгниет труп. Затем, превратившись в паука, уздо остается в земле (см.: Пелих 1972: 116). Данный термин соответствует северному термину гсты ‘мудрость, прежде всего шаманская, проявляющаяся в умении демонстрировать или совершать чудеса’ [Прокофьева 1977: 67; Кузнецова и др. 1993]. Два понятия - тос и сауг - относятся к комплексу шаманских представлений. Слово тос встретилось только в одной диалектной группе селькупов - на Кети. По сведениям информантов, эта душа может обитать вне человека. Очевидно, и слово, и понятие являются тюркскими заимствованиями [Ким 1999; Алатало 1998]. Термин сауг интерпретируется как «жизненная сила; шаманская сила». Жизненная сила сауг поселяется в теле новорожденного только после того, как зарастает пуп. О том, что жизненная сила сауг укрепилась в теле ребенка, свидетельствует появление зубов. Значение «шаманская сила» давно вышло из употребления. Из других самодийских языков аналогичная лексема зафиксирована в матор. Аак, камас. кау ‘сила’. Очевидно, в южносамодийские языки эти слова попали из тюркских . У селькупов, как и у других народов Сибири, с отправлением души или жертвенного дара в потусторонние миры связаны церемонии погребальной и жертвенной обрядности.
Селькупам известно несколько способов «транспортировки» умершего или предназначенных в жертву предметов в иные миры:
- зарывание в землю и вообще помещение на глубину. Это наиболее распространенный и один из самых древних способов отправления за границы земного обитания. У селькупов этот способ применялся как в отношении покойника, так и сопровождающего его инвентаря;
- втыкание в землю. Следует рассматривать как разновидность зарывания. В некоторых селькупских погребениях наблюдался такой способ помещения предметов (у могил оставляли воткнутые в землю копья и др.); - ломка или намеренная порча. По захоронении селькупов вещи, отправляемые с покойником, портились, ломались, рвались;
- придание неестественного положения. Попаданию в запредельное пространство способствовало также придание своего рода «зеркального / изнаночного ракурса». Селькупы, обряжая умершего, надевали ему рукавицу не на ту руку, обувь - не на ту ногу, а при шитье погребальной одежды делали стежки на оборот. Иначе душа-тень не попадет в страну мертвых, а если окажется там, то покойные сородичи не признают ее и не примут в свой коллектив.
- ритуальная ориентировка. Главный смысл ритуальной ориентации заключается в том, что она показывает направление, по которому умерший (его душа) или жертвенный дар должны отправиться, чтобы попасть в уготованное им пространство. У селькупов труп помещали в могилу ногами на север или вниз по течению реки, так как считалось, что Нижний мир, а следовательно, и страна мертвых находились на севере, и попасть туда можно, спускаясь вниз по реке;
- помещение на дерево или вообще на высоту. Этот способ «транспортировки» жертвенных приношений, души, могильного имущества в верхнем, небесном на правлении. Водружение даров на священный столб или на ветви дерева способ ствовало прямому попаданию их к верхним божествам. Та же идея «возвышения» лежит в основе «воздушных захоронений». Воздушным способом (подвешивая на деревьях и т.п.) хоронили не всех покойников. У большинства сибирских народов, в том числе и у селькупов, на деревьях хоронили младенцев, знать и почитаемых шаманов. Они считались «легкими», способными к вознесению и последующему возрождению;
- сожжение. В селькупской мифологии засвидетельствован культ огня, сожжение злых персонажей. После смерти пищу, предназначенную для покойника, бросали в огонь.
Зарывание, втыкание, ломка, придание неестественного положения работают в основном на приближение к Нижнему миру, помещение на высоту - к Верхнему, ориентировка и сожжение наделены амбивалентными функциями. Как правило, разные способы могут обеспечить успех лишь в разных своих сочетаниях: вознесение на высоту с ориентировкой и сожжением; зарывание в землю с ломкой и ориентировкой и пр. Надо так же иметь в ввиду, что при всех прочих обстоятельствах конечным условием движения вещи или тела (их души) была некая словесная формула, вроде: «Да дойдет!», «Теперь иди своей дорогой!» и др.
Похожие темы
» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЛЕЗНИ И СМЕРТИ И МАГИЧЕСКИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ПРАКТИКИ У СЕЛЬКУПОВ
» Представления о душе у коряков
» Представления хантов о душе человека
» КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ
» Шаманская шапка у селькупов
» Представления о душе у коряков
» Представления хантов о душе человека
» КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ
» Шаманская шапка у селькупов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения