Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ

Участников: 2

Перейти вниз

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ Empty КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ

Сообщение автор Wizard Вт Июн 08, 2021 9:00 pm

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ

Для самодийской мифологии харак­терно представление о сотворении оби­таемой земли на поверхности необитае­мого пространства. Лед, вода или глина - таково состояние земли до ее божествен­ного устроительства. Первичная земля была не пригодна для жизни на ней лю­дей. Обычное устроительство ее начина­лось с травинки или кусочка мха, послан­ного Богом или Матерью-старухой на землю, или с доставания комочка ила со дна сплошной воды гагарой или уткой.
Последний сюжет известен многим на­родам Северной Азии, в том числе фин­но-угорским и самодийским, однако у южных селькупов он отмечен не был. Далее трава, мох или ил разрастались и покрывали всё видимое пространство.
Такая земля называлась уже «новая зем­ля». Неотъемлемым ее качеством была способность медленно расти-расширяться по поверхности «старой земли».
Для южных селькупов также рекон­струируется представление о том, что трава и мох земли - это волосы (шерсть) матери-земли. Такое отношение к траве как к волосам земли существует на уров­не архетипа и отражается в высказыва­ниях, вроде следующих: «Не могу на ого­роде равнодушно траву полоть, всё мне кажется, будто я у земли волосы ее вы­ дираю»; «Трава - это волосы Земли.. .О­ собенно на кочке. Кочка - голова земли»
Однако развернутые текстуальные повествования о процессе сотворения земли в южноселькупских материалах пока не обнаружены - нет соответствую­щих эпизодов в фольклорных записях, отсутствуют сведения об акте землетворения и в полевых материалах этногра­фов.
Если земля для южных селькупов прочно ассоциируется с женским нача­лом, то небо имеет мужскую сущность; Солнце Тёлы и Луна Арет - их сыновья. На Тыму образ Солнца отмечен в женс­ком облике.
Млечный Путь представлялся «ка­менной рекой», которая течет по небу и затем переходит на землю, где течет Обью, связывая собой мир. Созвездие Ориона представлялось сетью героя Итте, растянутой на небес­ных звездах-колъях для просушки, и на­зывалось Иттен нагур кайсый понгы (Кеть) - «Итина сеть с тремя поплавками»(«поплавками» были три звезды по­яса Ориона). Звездное скопление Плеяд именовали Ной порыт - «Заячьи полки», или «Заячьи Кучки».
Созвездие Большой Медведицы трак­товалось в южно селькупском ареале в соответствии с известным в Сибири ми­фом о погоне охотников за небесным ло­сем: Итте пангым Ногат (см.) - «Итте преследует лося». Мелкие звёзды созвез­дия назывались Иттен тыссела - «стре­лы Итте», которыми он стрелял в бегу­щего лося.
Об отдельных звездах Кэшкасайла думали, что это души умерших лю­дей, поднявшихся в виде светящихся па­уков по корням и ветвям священного де­рева на небо; или это и есть небесные люди.
Появление Луны объясняется извес­тным в Сибири мифом о борьбе Солнца и Ло по поводу того, кому выйти замуж за Луну. В результате Солнце-женщина и Ло разорвали Луну-мужчину пополам.
Из той части, которая досталась Солнцу, она сделала Луну на небе (см. Чёлы и Арет) (Тым).
Появление пятен на Луне также трак­туется у южных селькупов в соответ­ствии с распространенным сюжетом о том, как Луна (мужчина) утащил хваст­ливую девушку к себе вместе с кустом талины, за который она цеплялась, и бе­рестяными вёдрами (Кеть, Тым, Кенга).

Мифы об устроении мира
Гораздо отчетливее периода творения мира фольклор южных селькупов запе­чатлел процесс ландшафтного обустрой­ства земной поверхности. Появление рек, возвышенностей, бо­лот и озер - все эти события проистекали в период «старины, древности» - Кьелдшут, или Къелдет, по М. А. Кастрену [Кастрен 1860], когда действовали ге­рои-богатыри. С конкретными богатырями селькупы сопрягают появление характерных ландшафтных особенностей территории Нарымского края. Например, в низовьях Васюгана после сражения богатырей появились сопки и озеро; на Тыму - «Богатырские бугры»; борьба богатыря Калгух с гро­мом привела к появлению «Раздельного озера» и большого косогора около юрт Ибескиных на р. Кеть. После смерти бо­гатыря в «железной одежде» осталось озеро Квэзы поруыль то ‘Озеро желез­ной парки’ и т.д. К периоду «старины», вероятно, от­носится текст, дважды записанный толь­ко в шёшкупском ареале, - о появлении большой реки и ее извилистых притоков, которые сотворили мифические брат и сестра Ий ай Нэ. В этом тек­сте также дается объяснение, почему ме­стные реки очень извилистые.

Происхождение живых существ трак­туется по-разному. Олени появляются из шерсти старухи, встреченной девушкой в низовье реки, или из оленьих жил, из которых она делает пряжу. Промысловые животные порождают­ся Лешачкой - Мачын нэйд во вре­мя расчесывания ею волос по мере по­требностей людей: «Как одну сторону гребнем чесанет - белки, как вши, бегут, другую чесанет - соболи валятся» (Тым).
По иной версии, промысловые животные появляются из шерстинок, посылаемых Богом через отверстие на небе или раз­брасываемых отцом Итте по земле (Кеть). Из семян, посылаемых Богом в небесное отверстие, появляются съедоб­ные ягоды, которыми питаются люди. Комары произошли из тела злого лю­доеда Пунегуссе после его сожжения, а зубы злодея стали колючками шиповни­ка. Но герой Итте все равно должен быть сильнее людоеда, чье тело, превращен­ное в пепел, разлетелось комариными тучами, поэтому Итте прочно ассоции­руется в обыденном сознании селькупов с пауком, плетущим сети и поедающим комаров, паутов и мошек, а также со стре­козой.
В нескольких текстуальных фрагмен­тах упомянуто о приобретении живыми существами характерных черт: красного хохолка и лапок уткой-киняркой ; шкуры - собакой (тогда как раньше у нее тело было гладкое, как у человека) - уже после их появления в мире.

#статья@cityshaman #селькупы #шаман #шаманизм #север #традиции
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Хан Калмык поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ Empty Re: КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ

Сообщение автор Хан Калмык Вт Июн 08, 2021 9:01 pm

Интересно
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения