КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ
Участников: 2
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ
Для самодийской мифологии характерно представление о сотворении обитаемой земли на поверхности необитаемого пространства. Лед, вода или глина - таково состояние земли до ее божественного устроительства. Первичная земля была не пригодна для жизни на ней людей. Обычное устроительство ее начиналось с травинки или кусочка мха, посланного Богом или Матерью-старухой на землю, или с доставания комочка ила со дна сплошной воды гагарой или уткой.
Последний сюжет известен многим народам Северной Азии, в том числе финно-угорским и самодийским, однако у южных селькупов он отмечен не был. Далее трава, мох или ил разрастались и покрывали всё видимое пространство.
Такая земля называлась уже «новая земля». Неотъемлемым ее качеством была способность медленно расти-расширяться по поверхности «старой земли».
Для южных селькупов также реконструируется представление о том, что трава и мох земли - это волосы (шерсть) матери-земли. Такое отношение к траве как к волосам земли существует на уровне архетипа и отражается в высказываниях, вроде следующих: «Не могу на огороде равнодушно траву полоть, всё мне кажется, будто я у земли волосы ее вы дираю»; «Трава - это волосы Земли.. .О собенно на кочке. Кочка - голова земли»
Однако развернутые текстуальные повествования о процессе сотворения земли в южноселькупских материалах пока не обнаружены - нет соответствующих эпизодов в фольклорных записях, отсутствуют сведения об акте землетворения и в полевых материалах этнографов.
Если земля для южных селькупов прочно ассоциируется с женским началом, то небо имеет мужскую сущность; Солнце Тёлы и Луна Арет - их сыновья. На Тыму образ Солнца отмечен в женском облике.
Млечный Путь представлялся «каменной рекой», которая течет по небу и затем переходит на землю, где течет Обью, связывая собой мир. Созвездие Ориона представлялось сетью героя Итте, растянутой на небесных звездах-колъях для просушки, и называлось Иттен нагур кайсый понгы (Кеть) - «Итина сеть с тремя поплавками»(«поплавками» были три звезды пояса Ориона). Звездное скопление Плеяд именовали Ной порыт - «Заячьи полки», или «Заячьи Кучки».
Созвездие Большой Медведицы трактовалось в южно селькупском ареале в соответствии с известным в Сибири мифом о погоне охотников за небесным лосем: Итте пангым Ногат (см.) - «Итте преследует лося». Мелкие звёзды созвездия назывались Иттен тыссела - «стрелы Итте», которыми он стрелял в бегущего лося.
Об отдельных звездах Кэшкасайла думали, что это души умерших людей, поднявшихся в виде светящихся пауков по корням и ветвям священного дерева на небо; или это и есть небесные люди.
Появление Луны объясняется известным в Сибири мифом о борьбе Солнца и Ло по поводу того, кому выйти замуж за Луну. В результате Солнце-женщина и Ло разорвали Луну-мужчину пополам.
Из той части, которая досталась Солнцу, она сделала Луну на небе (см. Чёлы и Арет) (Тым).
Появление пятен на Луне также трактуется у южных селькупов в соответствии с распространенным сюжетом о том, как Луна (мужчина) утащил хвастливую девушку к себе вместе с кустом талины, за который она цеплялась, и берестяными вёдрами (Кеть, Тым, Кенга).
Мифы об устроении мира
Гораздо отчетливее периода творения мира фольклор южных селькупов запечатлел процесс ландшафтного обустройства земной поверхности. Появление рек, возвышенностей, болот и озер - все эти события проистекали в период «старины, древности» - Кьелдшут, или Къелдет, по М. А. Кастрену [Кастрен 1860], когда действовали герои-богатыри. С конкретными богатырями селькупы сопрягают появление характерных ландшафтных особенностей территории Нарымского края. Например, в низовьях Васюгана после сражения богатырей появились сопки и озеро; на Тыму - «Богатырские бугры»; борьба богатыря Калгух с громом привела к появлению «Раздельного озера» и большого косогора около юрт Ибескиных на р. Кеть. После смерти богатыря в «железной одежде» осталось озеро Квэзы поруыль то ‘Озеро железной парки’ и т.д. К периоду «старины», вероятно, относится текст, дважды записанный только в шёшкупском ареале, - о появлении большой реки и ее извилистых притоков, которые сотворили мифические брат и сестра Ий ай Нэ. В этом тексте также дается объяснение, почему местные реки очень извилистые.
Происхождение живых существ трактуется по-разному. Олени появляются из шерсти старухи, встреченной девушкой в низовье реки, или из оленьих жил, из которых она делает пряжу. Промысловые животные порождаются Лешачкой - Мачын нэйд во время расчесывания ею волос по мере потребностей людей: «Как одну сторону гребнем чесанет - белки, как вши, бегут, другую чесанет - соболи валятся» (Тым).
По иной версии, промысловые животные появляются из шерстинок, посылаемых Богом через отверстие на небе или разбрасываемых отцом Итте по земле (Кеть). Из семян, посылаемых Богом в небесное отверстие, появляются съедобные ягоды, которыми питаются люди. Комары произошли из тела злого людоеда Пунегуссе после его сожжения, а зубы злодея стали колючками шиповника. Но герой Итте все равно должен быть сильнее людоеда, чье тело, превращенное в пепел, разлетелось комариными тучами, поэтому Итте прочно ассоциируется в обыденном сознании селькупов с пауком, плетущим сети и поедающим комаров, паутов и мошек, а также со стрекозой.
В нескольких текстуальных фрагментах упомянуто о приобретении живыми существами характерных черт: красного хохолка и лапок уткой-киняркой ; шкуры - собакой (тогда как раньше у нее тело было гладкое, как у человека) - уже после их появления в мире.
#статья@cityshaman #селькупы #шаман #шаманизм #север #традиции
Для самодийской мифологии характерно представление о сотворении обитаемой земли на поверхности необитаемого пространства. Лед, вода или глина - таково состояние земли до ее божественного устроительства. Первичная земля была не пригодна для жизни на ней людей. Обычное устроительство ее начиналось с травинки или кусочка мха, посланного Богом или Матерью-старухой на землю, или с доставания комочка ила со дна сплошной воды гагарой или уткой.
Последний сюжет известен многим народам Северной Азии, в том числе финно-угорским и самодийским, однако у южных селькупов он отмечен не был. Далее трава, мох или ил разрастались и покрывали всё видимое пространство.
Такая земля называлась уже «новая земля». Неотъемлемым ее качеством была способность медленно расти-расширяться по поверхности «старой земли».
Для южных селькупов также реконструируется представление о том, что трава и мох земли - это волосы (шерсть) матери-земли. Такое отношение к траве как к волосам земли существует на уровне архетипа и отражается в высказываниях, вроде следующих: «Не могу на огороде равнодушно траву полоть, всё мне кажется, будто я у земли волосы ее вы дираю»; «Трава - это волосы Земли.. .О собенно на кочке. Кочка - голова земли»
Однако развернутые текстуальные повествования о процессе сотворения земли в южноселькупских материалах пока не обнаружены - нет соответствующих эпизодов в фольклорных записях, отсутствуют сведения об акте землетворения и в полевых материалах этнографов.
Если земля для южных селькупов прочно ассоциируется с женским началом, то небо имеет мужскую сущность; Солнце Тёлы и Луна Арет - их сыновья. На Тыму образ Солнца отмечен в женском облике.
Млечный Путь представлялся «каменной рекой», которая течет по небу и затем переходит на землю, где течет Обью, связывая собой мир. Созвездие Ориона представлялось сетью героя Итте, растянутой на небесных звездах-колъях для просушки, и называлось Иттен нагур кайсый понгы (Кеть) - «Итина сеть с тремя поплавками»(«поплавками» были три звезды пояса Ориона). Звездное скопление Плеяд именовали Ной порыт - «Заячьи полки», или «Заячьи Кучки».
Созвездие Большой Медведицы трактовалось в южно селькупском ареале в соответствии с известным в Сибири мифом о погоне охотников за небесным лосем: Итте пангым Ногат (см.) - «Итте преследует лося». Мелкие звёзды созвездия назывались Иттен тыссела - «стрелы Итте», которыми он стрелял в бегущего лося.
Об отдельных звездах Кэшкасайла думали, что это души умерших людей, поднявшихся в виде светящихся пауков по корням и ветвям священного дерева на небо; или это и есть небесные люди.
Появление Луны объясняется известным в Сибири мифом о борьбе Солнца и Ло по поводу того, кому выйти замуж за Луну. В результате Солнце-женщина и Ло разорвали Луну-мужчину пополам.
Из той части, которая досталась Солнцу, она сделала Луну на небе (см. Чёлы и Арет) (Тым).
Появление пятен на Луне также трактуется у южных селькупов в соответствии с распространенным сюжетом о том, как Луна (мужчина) утащил хвастливую девушку к себе вместе с кустом талины, за который она цеплялась, и берестяными вёдрами (Кеть, Тым, Кенга).
Мифы об устроении мира
Гораздо отчетливее периода творения мира фольклор южных селькупов запечатлел процесс ландшафтного обустройства земной поверхности. Появление рек, возвышенностей, болот и озер - все эти события проистекали в период «старины, древности» - Кьелдшут, или Къелдет, по М. А. Кастрену [Кастрен 1860], когда действовали герои-богатыри. С конкретными богатырями селькупы сопрягают появление характерных ландшафтных особенностей территории Нарымского края. Например, в низовьях Васюгана после сражения богатырей появились сопки и озеро; на Тыму - «Богатырские бугры»; борьба богатыря Калгух с громом привела к появлению «Раздельного озера» и большого косогора около юрт Ибескиных на р. Кеть. После смерти богатыря в «железной одежде» осталось озеро Квэзы поруыль то ‘Озеро железной парки’ и т.д. К периоду «старины», вероятно, относится текст, дважды записанный только в шёшкупском ареале, - о появлении большой реки и ее извилистых притоков, которые сотворили мифические брат и сестра Ий ай Нэ. В этом тексте также дается объяснение, почему местные реки очень извилистые.
Происхождение живых существ трактуется по-разному. Олени появляются из шерсти старухи, встреченной девушкой в низовье реки, или из оленьих жил, из которых она делает пряжу. Промысловые животные порождаются Лешачкой - Мачын нэйд во время расчесывания ею волос по мере потребностей людей: «Как одну сторону гребнем чесанет - белки, как вши, бегут, другую чесанет - соболи валятся» (Тым).
По иной версии, промысловые животные появляются из шерстинок, посылаемых Богом через отверстие на небе или разбрасываемых отцом Итте по земле (Кеть). Из семян, посылаемых Богом в небесное отверстие, появляются съедобные ягоды, которыми питаются люди. Комары произошли из тела злого людоеда Пунегуссе после его сожжения, а зубы злодея стали колючками шиповника. Но герой Итте все равно должен быть сильнее людоеда, чье тело, превращенное в пепел, разлетелось комариными тучами, поэтому Итте прочно ассоциируется в обыденном сознании селькупов с пауком, плетущим сети и поедающим комаров, паутов и мошек, а также со стрекозой.
В нескольких текстуальных фрагментах упомянуто о приобретении живыми существами характерных черт: красного хохолка и лапок уткой-киняркой ; шкуры - собакой (тогда как раньше у нее тело было гладкое, как у человека) - уже после их появления в мире.
#статья@cityshaman #селькупы #шаман #шаманизм #север #традиции
Хан Калмык поставил(а) лайк
Re: КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ СЕЛЬКУПОВ
Интересно
Хан Калмык- Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» МИФЫ О НАЧАЛЕ МИРА
» Д. Э. Басаев - Космогонические легенды калмыков
» МИФЫ ОБ АЛБАРСТЫ
» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
» Шаманская шапка у селькупов
» Д. Э. Басаев - Космогонические легенды калмыков
» МИФЫ ОБ АЛБАРСТЫ
» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
» Шаманская шапка у селькупов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения