Представления хантов о душе человека
Страница 1 из 1
Представления хантов о душе человека
У александровских хантов душа называлась лилем, а внешность, тень-ильт. «У каждого человека есть душа-лилем. Она живет в сердце. Душ а уходит— человек умирает. Душа только одна, еще человек в утробе, а
душа уже есть. Она долго живет на могиле умершего. Носят хлеб, орехи, чтобы лилем ела».
Ханты р. Югана считали: « Ил —тень, это сам человек, она живая, от человека идет, поэтому сам человек и есть. Итес, илес — это душа, комар. Если человек заболеет, значит комар улетел. Номыс — это ум, мысли. Номыс не видно, это не комар, он в голове находится. Если человек с ума сошел, значит номыс ушел».
«Номыс — ум, живет на сердце. Когда человек испугается — сердце трясется, это номыс стучит. Итес и номыс — одно и то же. Если номыс ушел, то будешь болеть, ни есть, ни спать, если номыс придет — выздоровеешь. не придет — умрешь. Также и и тес— комар в ухо вылетит будешь вялый и слабый, не придет умрешь совсем».
«Есля человек умрет, то душа его — илес уходит.
Если по болезни умрет, то илес пойдет под землю, если человека убьют, то илес вверх пойдет. Илес у шамана может уходить от него. Тень называется йипл».
«Маленького ребенка не считают человеком, пока он не начнет различать людей, но душа — илес у него есть. «Маячки» у людей воруют илес — душу. «Маячки»— это души умерших. Еще душу называют каини — комар. Человек сны видит — это его душа по земле ходит».
На Агане исходили из представлений, что номыс, т. е. ум,— это внешность, неотделимая от тела, тень — йипл является отделимой от тела, а душа — илес, итес — представляет собой сущность, заключенную внутри живых предметов. «У каждого есть ум — номыс, если умер, то сгниет. Если камень положить в огонь, то он рассыплется, ум рассыплется. Тень — йипл по-нашему. На тень нельзя наступать, рубить топором, играть нельзя. Если будешь играть — умрешь скоро».
Однако у человека ум является в то же время свободной душой: «Когда человек спит, его ум ходит. Когда человек испугается — тоже ум уходит». «Покойник живет в верхнем гробу. Дырка на верхнем гробу называ
ется дверью. В эту дверь выходит душа покойного — илес».
На Тром-Агане внутреннюю жизненную силу, хозяина человека, также называли номыс. «Номыс — это ум, ум если ушел — значит умер человек. Если кто говорить не умеет или делает что-нибудь неправильно, значит у него нет ума».
«Йипл — тень, падающая от человека. Если человек смотрит в зеркало или воду, то что называется курр. Курр — это копия человека, если можно узнать, какой это человек».
Ханты р. Пим отождествляли ум — номыс и душу — лил. По их мнению, душа имеется у тех предметов, у которых есть рот. Тень — йипл существовать отдельно от предмета не может, но, как и во всех предыдущих случаях, образ отпечаток, называемый здесь корр, связан с самим оригиналом, а потому и требовавший к себе особого отношения. Интересно также, что.след или дорога здесь назывались этим же термином, в то время как в остальных местах, как указывалось, курр — это отображение, имеющее черты индивидуальности.
душа уже есть. Она долго живет на могиле умершего. Носят хлеб, орехи, чтобы лилем ела».
Ханты р. Югана считали: « Ил —тень, это сам человек, она живая, от человека идет, поэтому сам человек и есть. Итес, илес — это душа, комар. Если человек заболеет, значит комар улетел. Номыс — это ум, мысли. Номыс не видно, это не комар, он в голове находится. Если человек с ума сошел, значит номыс ушел».
«Номыс — ум, живет на сердце. Когда человек испугается — сердце трясется, это номыс стучит. Итес и номыс — одно и то же. Если номыс ушел, то будешь болеть, ни есть, ни спать, если номыс придет — выздоровеешь. не придет — умрешь. Также и и тес— комар в ухо вылетит будешь вялый и слабый, не придет умрешь совсем».
«Есля человек умрет, то душа его — илес уходит.
Если по болезни умрет, то илес пойдет под землю, если человека убьют, то илес вверх пойдет. Илес у шамана может уходить от него. Тень называется йипл».
«Маленького ребенка не считают человеком, пока он не начнет различать людей, но душа — илес у него есть. «Маячки» у людей воруют илес — душу. «Маячки»— это души умерших. Еще душу называют каини — комар. Человек сны видит — это его душа по земле ходит».
На Агане исходили из представлений, что номыс, т. е. ум,— это внешность, неотделимая от тела, тень — йипл является отделимой от тела, а душа — илес, итес — представляет собой сущность, заключенную внутри живых предметов. «У каждого есть ум — номыс, если умер, то сгниет. Если камень положить в огонь, то он рассыплется, ум рассыплется. Тень — йипл по-нашему. На тень нельзя наступать, рубить топором, играть нельзя. Если будешь играть — умрешь скоро».
Однако у человека ум является в то же время свободной душой: «Когда человек спит, его ум ходит. Когда человек испугается — тоже ум уходит». «Покойник живет в верхнем гробу. Дырка на верхнем гробу называ
ется дверью. В эту дверь выходит душа покойного — илес».
На Тром-Агане внутреннюю жизненную силу, хозяина человека, также называли номыс. «Номыс — это ум, ум если ушел — значит умер человек. Если кто говорить не умеет или делает что-нибудь неправильно, значит у него нет ума».
«Йипл — тень, падающая от человека. Если человек смотрит в зеркало или воду, то что называется курр. Курр — это копия человека, если можно узнать, какой это человек».
Ханты р. Пим отождествляли ум — номыс и душу — лил. По их мнению, душа имеется у тех предметов, у которых есть рот. Тень — йипл существовать отдельно от предмета не может, но, как и во всех предыдущих случаях, образ отпечаток, называемый здесь корр, связан с самим оригиналом, а потому и требовавший к себе особого отношения. Интересно также, что.след или дорога здесь назывались этим же термином, в то время как в остальных местах, как указывалось, курр — это отображение, имеющее черты индивидуальности.
Похожие темы
» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
» Представления о душе у коряков
» Преставления о душе у древних племен
» Представления о нижнем мире и душе у нивхов
» ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЕЛЬКУПОВ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ И ДУШЕ
» Представления о душе у коряков
» Преставления о душе у древних племен
» Представления о нижнем мире и душе у нивхов
» ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЕЛЬКУПОВ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ И ДУШЕ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения