Божество Явмал
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования ненцев
Страница 1 из 1
Божество Явмал
БОЖЕСТВО ЯВМАЛ
«Явмал» считается родоначальником всех духов воды, рек и моря, божеством воздуха и ветра, которые наполняют весь видимый
мир, дают жизнь всему на земле. По нескольким версиям исследователя Т. Лехтисало, собранным в Пуровском и Тазовском районах,
это хантыйский дух, который обхитрил бога «Нга». Ю. Кушелевский, рассматривая образ «Яумаль», также отметил его связь с «Мастерко» – «лесным и речным богом, самым старшим, у которого все прочие под командою и в повиновении».
Об идоле Мастерко знают «все инородцы Березовского округа, остяки и самоеды отовсюду на поклонение к нему отправляются, только будто бы никому не показывают место пребывания его, а вместо него будто бы показывают подобие».
В журнальном отчете священника Е. Пономарева мы находим сведения о «троицком шайтане – Мастерко, главном идоле, уважаемом всеми остяками и отчасти самоедами... что все Русские его знают, и почитают, знает про него и начальство и никому не запрещает покланяться ему... Из рассказа о Мастерке я узнал, что для приношения ему жертв остяки и самоеды каждогодно ездят к селению Троицкому, для прикладов возят ему лучшие лисьи шкуры и деньги значительными суммами, сверх того через три, иногда семь лет, ездят тайные сборщики, которым и передаются обещанные приклады, взамен которых жертвователи получают ничтожные вещицы от Мастерка – кольца, пояски, лоскутки суконные и другие».
Ю. Б. Симченко считает, что прародина «Яв’мала» Алтай, он «катается на лошади и помахивает сабелькой». В одной
легенде говорится, что «Яв’мал хэхэ» это шаман, который поднялся на небо, там и остался служить «Нуму» [ПМА]. При поездке в стойбища
оленеводов, нам посчастливилось увидеть в священных нартах Н. Худи, Я. Худи, Н. Х. Сэротэтто, Х. Х. Вануйто образ божества «Яв’мал»
в виде сабли, которая была обмотана множеством цветных лент и тканей [ПМА].
«Явмал» считается родоначальником всех духов воды, рек и моря, божеством воздуха и ветра, которые наполняют весь видимый
мир, дают жизнь всему на земле. По нескольким версиям исследователя Т. Лехтисало, собранным в Пуровском и Тазовском районах,
это хантыйский дух, который обхитрил бога «Нга». Ю. Кушелевский, рассматривая образ «Яумаль», также отметил его связь с «Мастерко» – «лесным и речным богом, самым старшим, у которого все прочие под командою и в повиновении».
Об идоле Мастерко знают «все инородцы Березовского округа, остяки и самоеды отовсюду на поклонение к нему отправляются, только будто бы никому не показывают место пребывания его, а вместо него будто бы показывают подобие».
В журнальном отчете священника Е. Пономарева мы находим сведения о «троицком шайтане – Мастерко, главном идоле, уважаемом всеми остяками и отчасти самоедами... что все Русские его знают, и почитают, знает про него и начальство и никому не запрещает покланяться ему... Из рассказа о Мастерке я узнал, что для приношения ему жертв остяки и самоеды каждогодно ездят к селению Троицкому, для прикладов возят ему лучшие лисьи шкуры и деньги значительными суммами, сверх того через три, иногда семь лет, ездят тайные сборщики, которым и передаются обещанные приклады, взамен которых жертвователи получают ничтожные вещицы от Мастерка – кольца, пояски, лоскутки суконные и другие».
Ю. Б. Симченко считает, что прародина «Яв’мала» Алтай, он «катается на лошади и помахивает сабелькой». В одной
легенде говорится, что «Яв’мал хэхэ» это шаман, который поднялся на небо, там и остался служить «Нуму» [ПМА]. При поездке в стойбища
оленеводов, нам посчастливилось увидеть в священных нартах Н. Худи, Я. Худи, Н. Х. Сэротэтто, Х. Х. Вануйто образ божества «Яв’мал»
в виде сабли, которая была обмотана множеством цветных лент и тканей [ПМА].
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования ненцев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения