Божество Нумгымпой
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования ненцев
Страница 1 из 1
Божество Нумгымпой
Божеству «Нумгымпою» поклонялись тазовские и гыданские ненцы. Легенды ямальских ненцев рассказывают, что верхняя часть чума «Нумгымпоя» снесена стрелой. Птицы, пролетая над его чумом камнем падали в это отверстие. Поэтому в чуме много птичьих костей. Тазовские ненцы рассказывают, что когда-то «Нумгымпой» был шаманом, который семь лет путешествовал по небу. На седьмой год с «огнем опустился к верховьям Таза» и на головы людей «швырнул искру величиной с молнию» [24, с. 76]. По сравнению с остальными божествами и духами «Нумгымпой» выглядит, как великое небесное существо, другими словами, он выступает в роли несколько более отстраненного от сообщества людей божества.
К небожителям, по ненецким верованиям, относился и «Илебямпэртя» («илебц» – дикий олень, «ил» – жизнь, «пэрць» – делать, пасти,
караулить) – покровитель домашних оленей, хозяин диких оленей. По фольклорным текстам «Илебям’пэртя» – это человек, который
при жизни сделал много добрых дел и «Нум» дал ему право дарить людям оленей, дичь и покровительствовать оленеводству [ПМА]. В легенде «Сирота Хэно» два брата из рода «Хэно» за оказание помощи людям: старший превратился «в духа. Он стал охранять род
Хэно. Младший Хэно Евако стал духом Илебямпэртя». Есть и другая версия, что «Илебямпэртя» выбирается из числа необычных людей «Нумом»: «у сибирских тундровых юраков слышал многочисленные мифы, по которым духи священных мест являются древними людьми, наделенными неземной силой».
К небожителям, по ненецким верованиям, относился и «Илебямпэртя» («илебц» – дикий олень, «ил» – жизнь, «пэрць» – делать, пасти,
караулить) – покровитель домашних оленей, хозяин диких оленей. По фольклорным текстам «Илебям’пэртя» – это человек, который
при жизни сделал много добрых дел и «Нум» дал ему право дарить людям оленей, дичь и покровительствовать оленеводству [ПМА]. В легенде «Сирота Хэно» два брата из рода «Хэно» за оказание помощи людям: старший превратился «в духа. Он стал охранять род
Хэно. Младший Хэно Евако стал духом Илебямпэртя». Есть и другая версия, что «Илебямпэртя» выбирается из числа необычных людей «Нумом»: «у сибирских тундровых юраков слышал многочисленные мифы, по которым духи священных мест являются древними людьми, наделенными неземной силой».
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования ненцев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения