ВОДЯНЫЕ ДУХИ В ВЕРОВАНИЯХ ХАНТОВ
Участников: 2
Страница 1 из 1
ВОДЯНЫЕ ДУХИ В ВЕРОВАНИЯХ ХАНТОВ
По наиболее распространенным взглядам хантов, водяные духи обитают практически в любом водоеме, подходящих для них местах (глубокие ямы, большие заводи, устья притоков и т. д .). Поскольку их происхождение связывалось с утонувшими, то нетрудно' предполагать их человекоподобный внешний вид. Об этом cвидетельствует и характер жертв, а кроме того, оставляемые специально для них молоты для укрепления кольем рыболовного запора, пользоваться которыми можно только имея две руки. На Пиме даже считали, что среди них бывают мужчины и женщины. В места обитания водяных духов перед началом промысла бросали необходимые жертвы. На конкретность таких мест указывав название «юнг сур». Термином «сур» ханты называют участок той территории, где «держатся», пасутся животные. Нёх сур — это участок, где находятся лоси (нех)
Следовательно, юнг сур означает место, где находятся духи. Александровские ханты говорили: «Едешь на лодочке и хотя течение быстрое, а кто-то лодку держит. Это значит там юнги». В некоторых местах полагали, что все имеющиеся водяные духи подчиняются самому главному — обском старику Ас ики, живущему где-то в низовьях Оби. В таких случаях основной целью являлось задобрить обского старика, и жертва бросалась на быстрое течение, чтобы она как можно скорее была доставлена обскому старику. У. Хольмберг отмечает, что обской старик был сделан из дерева, имел рот, нос, стеклянные глаза
[Holmberg U., 1913, S. 54]. На Агане и Югане полагали, что водяные духи не обитают в обских притоках, обитают лишь в самой Оби и оттуда. «гоняют» рыбу по всем притокам, где она становится добычей рыболовов (на Югане они подчиняются Ас ики, на Агане считав их действующими самостоятельно). На Тром-Агане считали, что водяной дух обитает в Оби, но любая территория доступна для его обозрения. По внешнему виду он получеловек-полурыба, и жертвовалась ему брошенная в любом месте. На Демьянке, Васюгане, хе и частично Агане считалось, что водяных духов превеликое множество, и они могут населять любой в
будучи мелкими и невидимыми, переносящимися из одного места в другое. К. Ф. Карьялайнен отмечает: «Им не приносят жертв в определенных местах, каждый может их умилостивить в жертвенной роще своей деревни или под священным деревом своего охотничьего округа.
Фантазия поместила их во всех местах, где дух может понадобиться» '[Карьялайнен К. Ф.,' 1911, с. 128]. Характерно, что несмотря на свои крайне мелкие размеры, они тем не менее человекоподобны. На Вахе имелись представления и о духе в виде большой щуки, живущей в определенных местах, не могущей менять свой облик и питающейся рыбой. Здесь же водяного духа представляли в виде человека, живущего в одном из глубоких и глухих озер. Он якобы иногда называл рыболовов по
имени и не имел способности к перевоплощению.*
Следовательно, юнг сур означает место, где находятся духи. Александровские ханты говорили: «Едешь на лодочке и хотя течение быстрое, а кто-то лодку держит. Это значит там юнги». В некоторых местах полагали, что все имеющиеся водяные духи подчиняются самому главному — обском старику Ас ики, живущему где-то в низовьях Оби. В таких случаях основной целью являлось задобрить обского старика, и жертва бросалась на быстрое течение, чтобы она как можно скорее была доставлена обскому старику. У. Хольмберг отмечает, что обской старик был сделан из дерева, имел рот, нос, стеклянные глаза
[Holmberg U., 1913, S. 54]. На Агане и Югане полагали, что водяные духи не обитают в обских притоках, обитают лишь в самой Оби и оттуда. «гоняют» рыбу по всем притокам, где она становится добычей рыболовов (на Югане они подчиняются Ас ики, на Агане считав их действующими самостоятельно). На Тром-Агане считали, что водяной дух обитает в Оби, но любая территория доступна для его обозрения. По внешнему виду он получеловек-полурыба, и жертвовалась ему брошенная в любом месте. На Демьянке, Васюгане, хе и частично Агане считалось, что водяных духов превеликое множество, и они могут населять любой в
будучи мелкими и невидимыми, переносящимися из одного места в другое. К. Ф. Карьялайнен отмечает: «Им не приносят жертв в определенных местах, каждый может их умилостивить в жертвенной роще своей деревни или под священным деревом своего охотничьего округа.
Фантазия поместила их во всех местах, где дух может понадобиться» '[Карьялайнен К. Ф.,' 1911, с. 128]. Характерно, что несмотря на свои крайне мелкие размеры, они тем не менее человекоподобны. На Вахе имелись представления и о духе в виде большой щуки, живущей в определенных местах, не могущей менять свой облик и питающейся рыбой. Здесь же водяного духа представляли в виде человека, живущего в одном из глубоких и глухих озер. Он якобы иногда называл рыболовов по
имени и не имел способности к перевоплощению.*
Re: ВОДЯНЫЕ ДУХИ В ВЕРОВАНИЯХ ХАНТОВ
Обь-фантастическая река, берущая начало на Алтае от Катуни и Бии, от их совместной запретной любви и убежали они ото всех, слились в одну реку Обь,и остались на века вместе. Так и до самого низовья у других народов славится Обь своими духами, а видимо не просто так. Была я маленькая, купалась в Оби, наступила в ямку, и река меня понесла, панамка в одной стороне,я в другой. Но мама как то успела меня поймать в реке, не дала утащить духам)))).
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Re: ВОДЯНЫЕ ДУХИ В ВЕРОВАНИЯХ ХАНТОВ
Медуза, говорят, всем истинным шаманам приходится пройти через ситуации на грани жизни и смерти.
Похожие темы
» Водяные духи хантов
» Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов
» Кынь-лунг и иные духи подземного мира у хантов
» Духи-покровители и духи-помощники шаманов
» Водяные и их чудесные животные
» Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов
» Кынь-лунг и иные духи подземного мира у хантов
» Духи-покровители и духи-помощники шаманов
» Водяные и их чудесные животные
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения