Кынь-лунг и иные духи подземного мира у хантов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Кынь-лунг и иные духи подземного мира у хантов
Как здоровье и благополучие человека зависят от расположения к нему тех или иных духов, так и болезнь его есть не что иное, как
вселение в определенный участок тела духа-носителя болезни. Главным из них считался дух, обитающий в нижнем, подземном
мире (Во Мыг-юнг - подземный дух, Ях-яхумта-юнг - людей поедающий дух, В Кынь-лунг, Атым-лунг - злой дух, Кэллох-Торум - мертвых бог). По воззрениям васюганско-ваховских хантов, Кынь-лунг был старшим сыном Торума, который отправил его на землю с целью размножить людей. Справившись с этой задачей, Кынь-лунг решил, что люди злоупотребляют возможностью размножения и уйдя под
землю стал сокращать их количество путем распространения различных заболеваний через подчиненных ему духов или путем поедания людских сердец.
Причиной болезни или смерти ханты считали вселение Кынь-лунга или других злых духов в определенные (больные) участки тела, либо пожирание тела человека Кынь-лунгом.
Кроме того, болезнь или смерть могли быть вызваны похищением души, вселением в нее злого духа или ее самостоятельным уходом из человека. Если, например, ящерица оставила преследователю свой хвост или часть его, то считалось, что тем самым в руки человека попал дух ящерицы, принесший определенную болезнь. Часто человек не знал, какой дух-носитель болезни вселился в него, поскольку он невидим.
Увидеть его может только избранник духов шаман, получивший силу от Торума. Шаман должен был просить Торума, чтобы он приказал Кынь-лунгу отдать приказ носителю болезни покинуть тело больного. Однако, Кынь-лунг не всегда выполнял приказания Торума, и в этих случаях считалось, что для излечивания больного у шамана не хватило сил. В случае массовых эпидемических заболеваний необходимо было при
бегнуть к обману духа. Для этого достаточно было уйти на кладбище и лечь между могилами умерших родственников. Злой дух, считая всех умершими, уходил прочь. Если человек умирал естественной смертью, то думали, что срок, отведенный ему для жизни Торумом, кончился. В таком случае дух болезни как бы по праву занимал свое место в больном, и вмешательство шамана могло не дать положительных результатов.
Наряду с духами болезней, многообразными в своей деятельности, по сведению К. Ф. Карьялайнена, у васюганских хантов имелись и духи каждой конкретной болезни. Таковым был дух болотной лихорадки, разъезжающий на человеке «как кошка» и неподвластный шаману; дух голода, обитающий в лесу и распугивающий дичь на местах охоты; дух оспы, дух чесотки и т. д..
Злому духу Кынь-лунгу противостоял добрый дух Ыл-лунг, защитник семьи и детей. Он дал людям огонь. Жертвоприношения Ыл-лунгу совершались в тех же местах, где и Торуму.
Таким образом, по представлениям васюганско-ваховских хантов, земной и подземый миры были заселены определенным пантеоном духов.
вселение в определенный участок тела духа-носителя болезни. Главным из них считался дух, обитающий в нижнем, подземном
мире (Во Мыг-юнг - подземный дух, Ях-яхумта-юнг - людей поедающий дух, В Кынь-лунг, Атым-лунг - злой дух, Кэллох-Торум - мертвых бог). По воззрениям васюганско-ваховских хантов, Кынь-лунг был старшим сыном Торума, который отправил его на землю с целью размножить людей. Справившись с этой задачей, Кынь-лунг решил, что люди злоупотребляют возможностью размножения и уйдя под
землю стал сокращать их количество путем распространения различных заболеваний через подчиненных ему духов или путем поедания людских сердец.
Причиной болезни или смерти ханты считали вселение Кынь-лунга или других злых духов в определенные (больные) участки тела, либо пожирание тела человека Кынь-лунгом.
Кроме того, болезнь или смерть могли быть вызваны похищением души, вселением в нее злого духа или ее самостоятельным уходом из человека. Если, например, ящерица оставила преследователю свой хвост или часть его, то считалось, что тем самым в руки человека попал дух ящерицы, принесший определенную болезнь. Часто человек не знал, какой дух-носитель болезни вселился в него, поскольку он невидим.
Увидеть его может только избранник духов шаман, получивший силу от Торума. Шаман должен был просить Торума, чтобы он приказал Кынь-лунгу отдать приказ носителю болезни покинуть тело больного. Однако, Кынь-лунг не всегда выполнял приказания Торума, и в этих случаях считалось, что для излечивания больного у шамана не хватило сил. В случае массовых эпидемических заболеваний необходимо было при
бегнуть к обману духа. Для этого достаточно было уйти на кладбище и лечь между могилами умерших родственников. Злой дух, считая всех умершими, уходил прочь. Если человек умирал естественной смертью, то думали, что срок, отведенный ему для жизни Торумом, кончился. В таком случае дух болезни как бы по праву занимал свое место в больном, и вмешательство шамана могло не дать положительных результатов.
Наряду с духами болезней, многообразными в своей деятельности, по сведению К. Ф. Карьялайнена, у васюганских хантов имелись и духи каждой конкретной болезни. Таковым был дух болотной лихорадки, разъезжающий на человеке «как кошка» и неподвластный шаману; дух голода, обитающий в лесу и распугивающий дичь на местах охоты; дух оспы, дух чесотки и т. д..
Злому духу Кынь-лунгу противостоял добрый дух Ыл-лунг, защитник семьи и детей. Он дал людям огонь. Жертвоприношения Ыл-лунгу совершались в тех же местах, где и Торуму.
Таким образом, по представлениям васюганско-ваховских хантов, земной и подземый миры были заселены определенным пантеоном духов.
Похожие темы
» Водяные духи хантов
» ОХОТНИЧЬИ ОБРЯДЫ ХАНТОВ
» ГЛАВНЫЙ ЛЕСНОЙ ДУХ ВОНТ-ЛУНГ
» Огненный бог подземного мира Эрлик
» Духи-покровители и духи-помощники шаманов
» ОХОТНИЧЬИ ОБРЯДЫ ХАНТОВ
» ГЛАВНЫЙ ЛЕСНОЙ ДУХ ВОНТ-ЛУНГ
» Огненный бог подземного мира Эрлик
» Духи-покровители и духи-помощники шаманов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения