ОХОТНИЧЬИ ОБРЯДЫ ХАНТОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
ОХОТНИЧЬИ ОБРЯДЫ ХАНТОВ
Много запретов и различных обрядовых действий было связано с охотой на медведя. У хантов зафиксировано представление о том, что медведь способен понимать не только речь человека, но и его мысли. Поэтому во время охоты на медведя запрещалось как производить
шум и говорить о звере, так и думать о нем. Уподобление медведя человеку, стремление скрыть факт его убийства и тем самым избежать его мести привели к сложению определенных обрядовых действий во время охоты на этого зверя.
Например, на Васюгане охотники у берлоги медведя доставали по три куска мяса и обращались к нему с просьбой прийти к ним в гости. Угощение охотников должно было демонстрировать их обеспеченность и служить доказательством того, что им не требуется медвежье мясо, а нужен медведь как гость. В честь убитого медведя устраивали праздник (Кулемзин 1972), на которой исполнялись хвалебные песни в его честь и песни о том, как ему хорошо в гостях. При употреблении медвежьего мяса произносились звуки «кок, кок», означающие, что его едят не люди, а ворон. По отношению к медведю редко употребляли его настоящее название «их», заменяя его подставными терминами (Вю какым-вайех - младший брат-зверь, В элле-вайех - большой зверь, вор-ку - лесной человек, вонв-ики - лесной старик, дядя, менкам). С представлениями хантов о возрождении животных связан запрет дробить кости медведя и обычай снимать мясо с костей таким образом, чтобы часть его оставалась на концах костей. Остатки мяса запрещалось выбрасывать собакам, а череп и кости медведя хранились в местах, недоступных собакам и хищным зверям.
В медвежьем празднике шаман участвовал наравне с другими. Представление о способности зверей понимать речь человека легло в основу запрета рассказывать о результатах промысла по возвращении с него: охотник должен был молча отдать добычу жене. Этим же объясняется обычай употреблять подставные имена по отношению не только к медведю, но и к другим животным. Так, на Вахе волка называли охур-кура-от ‘вещь с высокими ногами’ или вели-лита-вайех ‘оленей поедающий зверь’. Некоторые животные считались у хантов способными понимать не только речь, но и действия человека и реагировать на них определенным образом. Охота на лося, по воззрениям васюганских хантов, представляла собой игру, напоминающую шахматы (топис), где противниками были охотник и лось, понимающие ходы друг друга и реагирующие на них определенным образом.
Целый ряд обрядовых действий был направлен на то, чтобы промысел был более удачным. Так, на Вахе охотник, ничего не добывающий долгое время, должен был возить на нарте случайно найденного небольшого мертвого зверька или птичку. Некоторые части наиболее ценных пушных зверей, например выдры, охотники Ваха хранили нанизанными на палочку (колыв-лухе-коры). Мясо первой добытой в году водоплавающей птицы варили и ставили на стол для остывания, в пищу его употребляли только после чаепития, когда оно остынет. Интересны представления васюганско-ваховских хантов об отдельных особях птиц, рыб и животных, приносящих удачу. Считалось, что у всех видов промысловых животных имеется мыч-вайех (мыч не переводится, вайех - зверь). Он имеет отличительные признаки: белка имеет белый цвет или семь хвостов, щука имеет рога и т. д. Такие животные встречаются крайне редко и тому, кто их добыл, гарантируется
удачный промысел на этот вид животных в течение всей жизни. Для этого нужно хранить шкурку мыч-вайех, завернув ее в новое сукно. Мясо таких животных в пищу не употреблялось.
(По В. М. Кулемзину)
шум и говорить о звере, так и думать о нем. Уподобление медведя человеку, стремление скрыть факт его убийства и тем самым избежать его мести привели к сложению определенных обрядовых действий во время охоты на этого зверя.
Например, на Васюгане охотники у берлоги медведя доставали по три куска мяса и обращались к нему с просьбой прийти к ним в гости. Угощение охотников должно было демонстрировать их обеспеченность и служить доказательством того, что им не требуется медвежье мясо, а нужен медведь как гость. В честь убитого медведя устраивали праздник (Кулемзин 1972), на которой исполнялись хвалебные песни в его честь и песни о том, как ему хорошо в гостях. При употреблении медвежьего мяса произносились звуки «кок, кок», означающие, что его едят не люди, а ворон. По отношению к медведю редко употребляли его настоящее название «их», заменяя его подставными терминами (Вю какым-вайех - младший брат-зверь, В элле-вайех - большой зверь, вор-ку - лесной человек, вонв-ики - лесной старик, дядя, менкам). С представлениями хантов о возрождении животных связан запрет дробить кости медведя и обычай снимать мясо с костей таким образом, чтобы часть его оставалась на концах костей. Остатки мяса запрещалось выбрасывать собакам, а череп и кости медведя хранились в местах, недоступных собакам и хищным зверям.
В медвежьем празднике шаман участвовал наравне с другими. Представление о способности зверей понимать речь человека легло в основу запрета рассказывать о результатах промысла по возвращении с него: охотник должен был молча отдать добычу жене. Этим же объясняется обычай употреблять подставные имена по отношению не только к медведю, но и к другим животным. Так, на Вахе волка называли охур-кура-от ‘вещь с высокими ногами’ или вели-лита-вайех ‘оленей поедающий зверь’. Некоторые животные считались у хантов способными понимать не только речь, но и действия человека и реагировать на них определенным образом. Охота на лося, по воззрениям васюганских хантов, представляла собой игру, напоминающую шахматы (топис), где противниками были охотник и лось, понимающие ходы друг друга и реагирующие на них определенным образом.
Целый ряд обрядовых действий был направлен на то, чтобы промысел был более удачным. Так, на Вахе охотник, ничего не добывающий долгое время, должен был возить на нарте случайно найденного небольшого мертвого зверька или птичку. Некоторые части наиболее ценных пушных зверей, например выдры, охотники Ваха хранили нанизанными на палочку (колыв-лухе-коры). Мясо первой добытой в году водоплавающей птицы варили и ставили на стол для остывания, в пищу его употребляли только после чаепития, когда оно остынет. Интересны представления васюганско-ваховских хантов об отдельных особях птиц, рыб и животных, приносящих удачу. Считалось, что у всех видов промысловых животных имеется мыч-вайех (мыч не переводится, вайех - зверь). Он имеет отличительные признаки: белка имеет белый цвет или семь хвостов, щука имеет рога и т. д. Такие животные встречаются крайне редко и тому, кто их добыл, гарантируется
удачный промысел на этот вид животных в течение всей жизни. Для этого нужно хранить шкурку мыч-вайех, завернув ее в новое сукно. Мясо таких животных в пищу не употреблялось.
(По В. М. Кулемзину)
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Погребальные обряды хантов
» Охотничьи ритуалы бурят в шаманских рукописях
» Родильные обряды якутов
» Обряды, посвящённые годовым циклам
» Шаманская избушка хантов
» Охотничьи ритуалы бурят в шаманских рукописях
» Родильные обряды якутов
» Обряды, посвящённые годовым циклам
» Шаманская избушка хантов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения