Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Сюльдэ Амыр-Санаа нашли на Алтае

Перейти вниз

Сюльдэ Амыр-Санаа нашли на Алтае Empty Сюльдэ Амыр-Санаа нашли на Алтае

Сообщение автор Медуза Пн Авг 20, 2018 7:26 pm

Сюльдэ Амыр-Санаа нашли на Алтае 4wtf6110

На территории Республики Алтай обнаружен старинный артефакт – сюльдэ (боевого знамени 10-тысячной армии) последнего хана Ойратского ханства Амыр-Санаа.
Чтобы прояснить ситуацию, корреспонденты РИА «Калмыкия» связались с представителями алтайской стороны и получили эксклюзивный комментарий, фотоснимки и описание ойратской святыни.
 «Священный сюльдэ последнего ойратского хана Амыр-Санаа больше чем два столетия хранился в горах Алтая вместе с другими родовыми святынями правителя. Согласно историческому преданию, накануне ухода в Россию, ойратский хан спрятал в родовых кочевьях свои семейные реликвии, и в том числе и «сюльдэ». Как говорится в легенде, Амыр-Санаа поклялся вернуться в год дракона, когда три сопки на священной горе алтайцев Ӱч-Сӱмер падут. О прибытии перерождения Амыр-Санаа на Алтай сообщит девушка из его рода «цаган туг» (белое знамя), у алтайцев этот род сохранился и сейчас носит название называется «чагандык».

Род последнего правителя Джунгарского ханства Амыр-Саны издревле назывался «Цаган тугин хойт» — «Хойты белого знамени». Название это закрепилось за родом Амыр-Саны после того, как его далекий предок, хойтский нойон Инэлчи женился на дочери Чингисхана Цэцэйкен. В качестве приданого Цэцэйкен привезла с собой украденное у отца белое знамя — «Цаган сулд». С тех пор это мирное знамя Чингисхана как величайшая святыня передавалась из поколения в поколение в правящем роду хойтов., получившем второе название «цаган тугин хойт». В настоящее время представители рода хойт проживают на Алтае, в Калмыкии, Тыве и Западной Монголии.

Сюльдэ представляет собой хорошо сохранившиеся навершие бунчука в виде копья. Общая длина сохранившейся части боевого знамени 35 сантимтров. Он выкован из железа, следы ковки видны невооруженным глазом. Лунный серп, соединяющий верхнюю часть с нижней, выкован из меди и прикреплен металлической клепкой к основанию. Элементы густо позолочены. Нижняя часть бунчука выкована из меди, к ней, вероятно, крепились конские хвосты, на момент обнаружения святыни, сильно истлевшие.
Аргументами в пользу того, что обнаруженный сюльдэ принадлежит Амыр-Санаа может послужить ряд фактов:

Сюльдэ был обнаружен на территории южной части Алтая, которая исторически входила во владения Амыр-Санаа и была непосредственно связана с его борьбой против маньчжурских войск. В этой местности до сих по сохранились руины каменной крепости Амыр-Санаа, именуемые алтайцами «Амыр-Санаанын шибеези» — «Крепость Амыр-Санаа».

На территории современной Республики Алтай родилась и жила любимая жена ойратского хана Делек Дорджи (алт. Телек-Торјы), которая родила ему нескольких сыновей. Одного из них звали Даба, он скрывался от маньчжурских войск в районе р. Бирюля. Мать же его, будучи беременной, была заточена врагами в пекинскую тюрьму, где родила ещё одного сына Амыр-Санаа. Он, как и мать, умер в тюрьме, всю свою 40-летнюю жизнь прожив в неволе.

Согласно военной традиции ойратов сюльдэ имеет право возить десятитысячник или хан-полководец. А позолоченный военный сюльдэ мог быть только у аристократа. В соответствии с историческими данными, на территории Горного Алтая, Тарбагатая и в бассейне реки Или крупные военные операции в 1757 году проводил только Амыр-Санаа и его войска были самым крупным военным соединением в тех местах, чья численность достигала 10.000 воинов.

На территории современной Республики Алтай за всю историю Ойратского ханства не было никаких личностей, которые бы могли возить с собой ханский бунчук кроме Амыр-Саны. Тем более, что факт его пребывания на Алтае задокументирован во многих исторических документах России, Китая и Казахстана.

Можно понять Амыр-Санаа в выборе спрятать сульдэ в горах Алтая, поскольку здесь прятался его сын Даба и здесь недалеко находилась граница России, у которой он просил военной помощи в борьбе против маньчжурской империи Цин.

Умер Амыр-Санаа осенью 1757 года в Тобольске от оспы, ожидая возвращения своего посла, которого отправил в Петербург с письмом к русской императрице Елизавете Петровне.
По словам ламы Арама (Кыпчаков Арам Васильевич), цинские правители, узнав о смерти прославленного полководца, последнего хана Джунгарии, потребовали отдать им его прах. Они опасались, что поднять новое восстание против манчжуров в разгромленной и разоренной стране может только Амыр-Санаа. Когда российская сторона отказалась это делать, правители Цинской империи потребовали доказательств его смерти. Опознание тела Амыр-Саны производилась дважды на территории нынешней Бурятии, в районе Селенги, где проходила в те времена официальная граница между Китаем и Россией.

Дело еще в том, что правители Цинской империи опасались перерождения Амыр-Саны. Согласно буддийскому учению о переселении душ, неукротимый дух прославленного воина мог возродиться в будущем. Чтобы этого не произошло, проводилась сложная церемония, связанная с осквернением тела умершего. Об этом свидетельствует история соратника Амыр-Санаа Шидр-вана.

Чингунжав (Цэнгуньжаб; монг. Шадар ван Чингүнжав, 1710 — 12 июня 1756).
Ближайший соратник Амыр-Саны, «полевой командир» Шадр-ван был казнён посредством удушения шёлковой тесьмой. Вскоре у китайского императора родился сын с красной полосой вокруг шеи. Духовенство признало, что Шидр-ван возродился. Младенца умертвили жестоким магическим способом, выщипав всю плоть маленькими кусочками через дырку в китайской монете-чохе. Спустя год императрица родила второго сына, чья кожа была пёстрой, покрытой оставшимися от прежней казни шрамами. Душа Шидр-вана упрямо вселялась в императорских отпрысков и требовала отмщения. Только усилиями придворных монахов-чародеев, применивших нечеловеческий метод укрощения духа повстанца, младенец был убит, и больше Шидр-ван не возрождался.

Приблизительное место захоронения тела Амыр-Саны вычислил ученый-этнограф из Бурятии Эдуард Демин, исследуя старые документы, поведал Арам-лама. Представители религиозной организации «Ак Буркан» Республики Алтай несколько лет тому назад побывали в этом месте.
В настоящее время сюльде Амыр-Саны изучают ученые-специалисты.
Примечание историческое Алтайцы до 1948 г. назывались Ойротами, алтайский язык Ойротским, а современная Республика Алтай - Ойротской автономной областью со столицей Ойрот-Тура.
При вхождении в состав России Алтайцев именовали Зюнгарские или Зенгорские племена.

Источник: http://riakalm.ru

РИА КАЛМЫКИЯ

Сюльдэ Амыр-Санаа нашли на Алтае 68mpvn10
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения