Предки шамана
Страница 1 из 1
Предки шамана
Предки-шаманы обязательно упоминались во всех шаманских камланиях. Это были особого рода духи предков-шаманов (кам möc), которых кам призывал себе на помощь. Так, телеутская шаманка Ф.С. Тыдыкова (Подіж), во время камлания Талай-хану перечисляла своих шаманских предков следующим образом:
От кама Сары-баша я, шатаясь, пришла,
От кама Митька я призвана,
От кама Митрея я, шатаясь, пришла,
От кама Кажака я, шатаясь, пришла,
Камом Сарга я была притянута,
От кама Казылбая я призвана,
Камом Кюрешем я была притянута,
От кама Пёти я призвана,
От кама Азлея я вихрем прилетела.
Итого 9 поколений шаманских предков. Не все они были одинаково важны для кам-Подок, как это можно понять из текста камлания. Обычно она обращалась лишь к двум духам - Сарга и Азлею. Последнего она иногда ласкательно называла Азлейчик (тел. Азлеек). Не менее богатой шаманской родословной мог похвастать и кам Канакай. Среди его шаманских предков были кам möc Апурнак, Отконок, Т'азы-балык, Митту (или Митем), Саргадан (или Сарга), Кабо, Пббнбк, Шолпок, Эрен.
Впрочем, в случае с родословными телеутских шаманов приходится быть осторожными: кам тöc и шаманы в родословной линии конкретного кама - это отнюдь не одно и то же. Среди кам TÖC могли быть как "свои", так и "чужие" духи. Так, после смерти кама Маркела Мажина, по одной из бытующих ныне версий, его духов-помощников тöc забрала кам Татьяна Манышева, "поэтому у нее тоси сильные. Не родня она ведь. Почему забрала?" Будучи однажды "притянутыми" (тартьілган), такие духи реаль-но становились для этого шамана "своими".
Шаман считается столь тесно связанным со своим родом, что даже его духи-помощники (möc, мн.ч. möcmöp) переходят по наследству в одном и том же роде. "Вот почему после смерти кама в том роде, где не хотят иметь больше шамана, стараются ничего не оставлять от шаманских принадлежностей умершего, и бубен его вешают на то дерево, которое долго не сохнет, чтобы не было нового кама. После смерти кама его духи-помощники - тёси уходят к Эрлику и живут у него до тех пор, пока [не] найдут себе на земле нового кама, который бы им понравился. Тёси ищут нового кама прежде всего в роде умершего шамана и очень редко, если у тех не найдется подходящего, переходят к другому роду". Существенна также деталь, выявленная Л.П. Потаповым при работе с кондомскими шаманами в 1927 г. "В одном поколении не может быть 2 шамана; если же такое случится, один из двоих умирает".
От кама Сары-баша я, шатаясь, пришла,
От кама Митька я призвана,
От кама Митрея я, шатаясь, пришла,
От кама Кажака я, шатаясь, пришла,
Камом Сарга я была притянута,
От кама Казылбая я призвана,
Камом Кюрешем я была притянута,
От кама Пёти я призвана,
От кама Азлея я вихрем прилетела.
Итого 9 поколений шаманских предков. Не все они были одинаково важны для кам-Подок, как это можно понять из текста камлания. Обычно она обращалась лишь к двум духам - Сарга и Азлею. Последнего она иногда ласкательно называла Азлейчик (тел. Азлеек). Не менее богатой шаманской родословной мог похвастать и кам Канакай. Среди его шаманских предков были кам möc Апурнак, Отконок, Т'азы-балык, Митту (или Митем), Саргадан (или Сарга), Кабо, Пббнбк, Шолпок, Эрен.
Впрочем, в случае с родословными телеутских шаманов приходится быть осторожными: кам тöc и шаманы в родословной линии конкретного кама - это отнюдь не одно и то же. Среди кам TÖC могли быть как "свои", так и "чужие" духи. Так, после смерти кама Маркела Мажина, по одной из бытующих ныне версий, его духов-помощников тöc забрала кам Татьяна Манышева, "поэтому у нее тоси сильные. Не родня она ведь. Почему забрала?" Будучи однажды "притянутыми" (тартьілган), такие духи реаль-но становились для этого шамана "своими".
Шаман считается столь тесно связанным со своим родом, что даже его духи-помощники (möc, мн.ч. möcmöp) переходят по наследству в одном и том же роде. "Вот почему после смерти кама в том роде, где не хотят иметь больше шамана, стараются ничего не оставлять от шаманских принадлежностей умершего, и бубен его вешают на то дерево, которое долго не сохнет, чтобы не было нового кама. После смерти кама его духи-помощники - тёси уходят к Эрлику и живут у него до тех пор, пока [не] найдут себе на земле нового кама, который бы им понравился. Тёси ищут нового кама прежде всего в роде умершего шамана и очень редко, если у тех не найдется подходящего, переходят к другому роду". Существенна также деталь, выявленная Л.П. Потаповым при работе с кондомскими шаманами в 1927 г. "В одном поколении не может быть 2 шамана; если же такое случится, один из двоих умирает".
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения