Е. С. Пушкарева. "черный" и "белый" шаманы в представлениях Бурятского народа
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Е. С. Пушкарева. "черный" и "белый" шаманы в представлениях Бурятского народа
Е. С. Пушкарева
«ЧЕРНЫЙ» И «БЕЛЫЙ» ШАМАНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ БУРЯТСКОГО НАРОДА*
Специфической особенностью традиционных верований бурят является ярко выраженное деление шаманов на «белых» и «черных». Особенно заметно это было на территории Прибайкалья, где в старину смежно поселились буряты двух больших племен - булагатского и эхиритского. Они враждовали между собой, угоняли друг у друга скот и похищали женщин. Булагаты считали, что «черный» шаман обучался у злых восточных божеств, а «белый» - ученик добрых западных божеств.
Среди бурятских племен существовала традиция экзогамного брака, с чем связано похищение девушек из враждебного племени. Эти девушки не допускались к родовым молениям, так как считались чужими. Наследственность считалась необходимым условием для приобретения шаманского дара. Шаман, получивший сверхъестественные способности по материнской линии, считался чужеродным -«черным», избранник предков по отцовской линии - своим, «белым» шаманом.
Поскольку покровителями «черного» шамана были предки по материнской линии, он имел право совершать жертвоприношения чужим богам, которые будто бы могли насылать болезни и несчастья на отцовский род. Однако именно поэтому «черный» шаман мог выступать в роли защитника. Его главной функцией считалась лечебная или защитная магия, тогда как «белый» шаман совершал жертвоприношения «своим» духам-покровителям.
Социальное положение «черных» и «белых» шаманов резко различалось. Первый был изгоем, человеком с несчастной судьбой. Он считался ритуально нечистым, поскольку служил злым духам. «Белый» шаман обычно был социальным лидером, руководителем общеродовых молений, связующим звеном с духами-покровителями рода.
Со временем в результате развития и смешения родов и этносов представление о четком разделении на «черных» и «белых» шаманов стерлось; это привело к совмещению функций и появлению «универсального» шамана.
«ЧЕРНЫЙ» И «БЕЛЫЙ» ШАМАНЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ БУРЯТСКОГО НАРОДА*
Специфической особенностью традиционных верований бурят является ярко выраженное деление шаманов на «белых» и «черных». Особенно заметно это было на территории Прибайкалья, где в старину смежно поселились буряты двух больших племен - булагатского и эхиритского. Они враждовали между собой, угоняли друг у друга скот и похищали женщин. Булагаты считали, что «черный» шаман обучался у злых восточных божеств, а «белый» - ученик добрых западных божеств.
Среди бурятских племен существовала традиция экзогамного брака, с чем связано похищение девушек из враждебного племени. Эти девушки не допускались к родовым молениям, так как считались чужими. Наследственность считалась необходимым условием для приобретения шаманского дара. Шаман, получивший сверхъестественные способности по материнской линии, считался чужеродным -«черным», избранник предков по отцовской линии - своим, «белым» шаманом.
Поскольку покровителями «черного» шамана были предки по материнской линии, он имел право совершать жертвоприношения чужим богам, которые будто бы могли насылать болезни и несчастья на отцовский род. Однако именно поэтому «черный» шаман мог выступать в роли защитника. Его главной функцией считалась лечебная или защитная магия, тогда как «белый» шаман совершал жертвоприношения «своим» духам-покровителям.
Социальное положение «черных» и «белых» шаманов резко различалось. Первый был изгоем, человеком с несчастной судьбой. Он считался ритуально нечистым, поскольку служил злым духам. «Белый» шаман обычно был социальным лидером, руководителем общеродовых молений, связующим звеном с духами-покровителями рода.
Со временем в результате развития и смешения родов и этносов представление о четком разделении на «черных» и «белых» шаманов стерлось; это привело к совмещению функций и появлению «универсального» шамана.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Natali Norden поставил(а) лайк
Похожие темы
» Тотем - Черный дрозд
» Тотем - Пантера (Черный Ягуар)
» Эрлик, Чёрный ворон и Дух смерти
» Черный шаман в традиции предбайкальских бурят
» Белый олень
» Тотем - Пантера (Черный Ягуар)
» Эрлик, Чёрный ворон и Дух смерти
» Черный шаман в традиции предбайкальских бурят
» Белый олень
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения