ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МАРИЙЦЕВ
Страница 1 из 1
ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МАРИЙЦЕВ
Село Тумьюмучаш расположилось на полпути из столицы Марий Эл Йошкар-Олы до поселка Сернур. Совсем рядом с селом – одна из четырехсот священных для мари рощ. Единственное, что отличает типичный на первый взгляд лесок у дороги – это табличка на одной из берез, что на окраине рощи. "Кюсото" (священная роща) – написано на ней.
В воскресный день сюда с самого раннего утра идут марийцы. Кто-то из соседней деревни, кто-то приехал из города на машине или автобусе, а кто-то – с другого конца республики или вовсе из соседних регионов. Все они деловито идут по заснеженной дороге, неся с собой ведра, тазы, гусей или уток и огромные пакеты, набитые крупой и кухонной утварью – ложками, тарелками и ножами.
На опушке небольшая стоянка для автомобилей, а на краю рощи – суетятся люди. Выше макушек сосен поднимается дым от пяти огромных костров. Каждый из них стоит в разных частях и посвящен разным богам. Марийцы готовятся: чистят гусей и уток, варят их в котлах, похожих на чаны ведьм из сказок, и делают "котлеты" из крови жертвенных животных и смеси круп.
Модель мира для марийцев – это дерево. Оно соединяет подземный мир, мир людей и космос и представляет из себя одновременно возникновение, развитие и упадок. Именно поэтому мари молятся в рощах священным деревьям (онапу). Дерево - посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения. Еще один посредник для мари – это карт, своеобразный жрец.
Мари не ходят в рощи часто, как ходят православные в церковь и мусульмане в мечеть. Только по праздникам в дни молений они посещают их. Есть также рощи для всемарийских молений, а есть деревенские. Бывают и семейные моления, которые случаются чаще. Молятся и просто дома – ставят свечку и читают молитвы.
Священная роща у села Томьюмучаш называется Шурното. Раз в пять лет здесь собираются мари со всей страны, чтобы провести завершающее осеннее моление. У каждой рощи своя очередность. В 2016 году молились в Шурното.
У поляны пять кострищ, каждое из которых посвящено определенному богу. Самое большое – для бога Тум Юмо (светлый великий бог). Это главный бог у мари. Он выступает в виде седого старика с белой бородой, живущий на небе. Другие костры посвящены другим божествам – Шочын Ава Юмо (богиня рождения, богоматерь), Мер Юмор (божество, управляющее мирскими делами), Куркугза (марийский князь, ставший святым, дух справедливости) и Мланде Ава (бог земли).
Подробнее о традициях и молениях марийцев читайте по ссылке:
https://www.idelreal.org/a/28239000.h...
СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ.
ЖРЕЦЫ - РАСПОРЯДИТЕЛИ ЯЗЫЧЕСКИХ МОЛЕНИЙ. МАРИЙЦЫ (ЧЕРЕМИСЫ). конец XIX В. фонды РЭМ.
ОБЩИЙ ВИД МОЛЬБИЩА ВО ВРЕМЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ. МАРИЙЦЫ (ЧЕРЕМИСЫ). конец XIX В. фондыРЭМ.
...
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Марийская традиционная религия и мировоззрение марийцев
» Духи в северной традиции
» Художественное своеобразие костюма тенгрианской традиции у тувинцев
» Похороны шамана в тувинской традиции
» Смерть в традиции алтайского шаманизма (По Л. П. Потапову)
» Духи в северной традиции
» Художественное своеобразие костюма тенгрианской традиции у тувинцев
» Похороны шамана в тувинской традиции
» Смерть в традиции алтайского шаманизма (По Л. П. Потапову)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения