Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Народные праздники Алтая

Перейти вниз

Народные праздники Алтая Empty Народные праздники Алтая

Сообщение автор Медуза Пн Дек 18, 2023 3:11 pm

Эл-Ойын

Традиционный национальный праздник Эл-Ойын — «всенародные игры, всенародный праздник» — с участием всех живущих на Алтае народов, возник в конце 80-х годов. Проводится летом, сотни людей спешат окунуться в стихию народного веселья. Первоначально Эл-Ойын замышлялся как своеобразный чемпионат по национальным видам спорта. Спортсмены выступают в 9 видах спорта. Это куреш — национальная борьба, шатра — алтайские шашки, камчи — выбивание плетью деревянных бабок, кодурге кеш — поднятие камня, а также жонглирование ногами кусочком свинца, обернутым в козью шкуру (тебек), смотр конской упряжи и шорных изделий (малчи мерген). Так же «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов), колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов производят неизгладимое впечатление. Порой может показаться, что ты попал в совершенно иное временное измерение.
Немного истории: авторами имени праздника стали Борис Кортин и Сергей Теменев; а происходило все это в 1987 году.; первый Эл-Ойын состоялся летом 1988 года у села Ело Онгудайского района; ,проводить Эл-Ойын решено было каждые два года, причем всякий раз на новом месте. В течении 18 лет праздник обошел весь Горный Алтай: 1990 год — село Шыргайты Шебалинского аймака (района), 1993 — село Кырлык Усть-Канского, 1995 — село Усть-Улаган, 2000 — село Кокоря Кош-Агачского района… и так далее. Вплоть до 2006 года, когда Эл-Ойын, не вернулся в село Ело. В программу Эл-Ойына входит демонстрация национальных костюмов, состязания кайчи — народных певцов, выступления мастеров горлового пения и многое другое. Самыми зрелищными, на этих праздниках являются, конечно же, конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск.
Кроме того на празднике устраиваются конкурсы, костюмированные шествия, выставка-ярмарка ремесленных изделий, конкурс национального костюма. Одним из главных требований организаторов праздника является обязательное наличие национального костюма своего народа.
Праздник пользуется любовью местного населения и большой популярностью у гостей со всей России, а в последние годы принимает и зарубежных гостей.

Тюрюк-Байрам — младший брат Эл-Ойына
Тюрюк-Байрам — «праздник кедра». Одно из самых почитаемых деревьев на Алтае – Кедр. Тюрюк-Байрам – это типичный праздник таежных людей, почитающих природу, свои истоки он берет с тех времен, когда предки воздавали дань и возносили хвалу кедру-кормильцу, на уровне интуиции и практики воспринимая природные закономерности. Кедры дают много ореха – если год был урожайный, а значит расплодятся белка, соболь, глухарь, рябчик, нагуляют жирок и дадут потомство грызуны — а значит, и лиса волк, медведь будут сытыми и многочисленными. Так что, охотнику есть где разгуляться.
Тюрюк-Байрам был приурочен к началу сбора кедрового ореха и проводился в конце августа — начале сентября. Сбор шишки – большое дело, а значит большой праздник. Прежде чем ехать в суровую тайгу, устраивали богатый пир, где на столах было и мясо, и курут — молочный сыр, и чегень, и айран, и айрака — алтайская водка. Обязательным элементом «программы» было лазанье на кедр — кто скорее доберется до вершины? Если кто считает, что это просто — приезжайте на Алтай, попробуйте! Так же, устраивали состязания по сбиванию шишек, по меткой стрельбе. Вечером зажигали большой костер в честь кедра, пели, плясали, перед большой работой. Долгое время праздник почитания кедра не проводился, с 2000 года по инициативе пяти общностей коренных малочисленных народов — тубаларов, кумандинцев, челканцев, теленгитов и телеутов, он вновь отмечается. Теперь Тюрюк-Байрам проводится каждые два года, но не осенью, а в начале лета — чтобы привлечь больше гостей и участников.

Чага-Байрам
«Чага-байрам» в переводе означает «Белый праздник». Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами Тибета и Индии. Впервые он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы сохранили ламаистский обряд встречи нового года.
Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля — начале марта. Рано утром, на восходе солнца, старейшины Шебалино, 70-летние мужчины (от одного до четырех человек) отправляются к роднику «Аржан-суу», который находится в местечке Шебелик. Согласно традициям, старики должны быть «чистыми». Так, в обряде участвуют только те из них, в чьих семьях не было похорон в течение года. Старики должны быть самыми авторитетными людьми. В тех алтайских селениях, в которых сохранилась родовая организация, выбирают стариков из наиболее уважаемых родов. Например, в сел. Беш-Озек обряды выполняет алтаец 76 лет из рода «тодош». Там проводится обряд поклонения природе. В то же время в небольшом алтайском селении Актел Шебалинского р-на для проведения молений была допущена пожилая женщина. Во время обряда поклонения природе старики произносят молитвы, в которых просят благоденствия жителям их селения. Они приносят с собой алтайскую пищу (сырчик и толкан) и устраивают «природе» угощение.
Затем все сельчане идут к священному дереву, которое есть в каждом селении, и привязывают ленточки (они могут быть только трех цветов – белые, голубые и желтые). Готовится общий стол для всех жителей селения, для чего варят блюдо «кочо», а также мясо жеребенка. Вечером проводятся спортивные игры, а затем в сельском клубе организуется концерт, на который приезжают популярные алтайские эстрадные певцы, а также хореографические ансамбли.

Дьылгаяк
Дьылгаяк — праздник весеннего равноденствия – языческий праздник, по сути, то же самое, что масленница у русского народа. В ходе этого праздника провожают зиму и встречают весну: проводятся веселые ярмарки с песнопениями и аттракционами, сжигают соломенные чучела.

Курултай сказителей
Первый курулгай проводился в июле 2004 года. Организатор — Министерство культуры и кино. Именно тогда решили собраться со всего Алтая люди, умеющие петь горловым пением, подражать звукам птиц, зверей, да и вообще природы и ее всяким явлениям. Они исполняют героические сказания о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком — каем под аккомпанемент топшура — двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства.
В их сказаниях испокон веков воспевались красота и щедрость родной земли, мечты и чаяния простого человека, возвышались доброта, жизнелюбие, справедливость. Простой человек боролся и побеждал своего врага силой, умом и смекалкой. Герою помогала преодолевать препятствия сама природа: горы, леса, реки. Вместе со сказителем переживали, плакали и радовались слушатели.
Сказители издревле пользовались большой любовью и уважением народа и по праву считались хранителями народной мудрости. Сказительство — древнейший жанр устного народного творчества. Сказительство посредством горлового пения именуется кай. Через многие века оно проносит историю народа — пусть в мифах и легендах, но это ведь тоже немалая ценность. Сказительство помогает сохранять древнейшие традиции. А этот своеобразный праздник — поддерживать духовные основы, обычаи, духовные ценности и устои народа и возродить древний жанр горлового пения.
Побывав на таком фестивале можно даже кое-чему научиться. Проводятся мастер — классы по обучению горловому пению, игре на национальных инструментах.
Для участия в курулгае неважны ни национальность, ни возраст, ни пол, ни какие-либо другие ограничения. Важно, чтобы человек(или коллектив) умел петь и вещать так, чтобы его можно было заслушаться. Не допускается лишь использование фонограмм и оранжировок.
Заканчивается праздник фейерверками и салютами. А победителю присуждается звание Эл-Кайчи.
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18

Irene поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения