Йипыг-ойка – «старик-филин»
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Йипыг-ойка – «старик-филин»
Йипыг-ойка – «старик-филин»
Йипыг-ойка – «старик-филин» – дух-покровитель мансийского с. Хурумпауль. Священное место посещается только мужчинами. Удаленность и труднодоступность этого места связана, возможно, с необходимостью исключить случайное попадание сюда женщин, которым в противном случае грозило, как считалось, неминуемое возмездие со стороны «высших сил». Более того, женщинам запрещалось выходить на берег, с которого идет тропинка на культовое место (ялпын рось «священный берег»), они могли лишь проплывать мимо него на лодке или идти пешком по воде вдоль берега.
По местным представлениям, Йипыг-ойка воевал в прошлом с лесными женщинами-духами мис-не . Во время последнего боя он повредил себе ногу, упал в реку, но жена сумела вытащить его на берег. С тех пор он считается священным.
Согласно этногоническим представлениям северных манси, филин – одна из ипостасей мифического предка фратрии Пор. На медвежьем празднике в Хурумпаульских юртах в числе прочих разыгрывалась сцена охоты филина за зайцем. Человек, изображавший филина, был одет в гусь – длинную меховую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу. Есть сведения, что эта сцена разыгрывалась и при посещении культового места.
Жители Хурумпауля считали своим предком Йипыг-ойку и называли себя Йипыг-махум «народ филина» .
Полная версия: https://nyagan.life/specprojects/narod-hanty-mansi/yipyg-oyka-starik-filin
Йипыг-ойка – «старик-филин» – дух-покровитель мансийского с. Хурумпауль. Священное место посещается только мужчинами. Удаленность и труднодоступность этого места связана, возможно, с необходимостью исключить случайное попадание сюда женщин, которым в противном случае грозило, как считалось, неминуемое возмездие со стороны «высших сил». Более того, женщинам запрещалось выходить на берег, с которого идет тропинка на культовое место (ялпын рось «священный берег»), они могли лишь проплывать мимо него на лодке или идти пешком по воде вдоль берега.
По местным представлениям, Йипыг-ойка воевал в прошлом с лесными женщинами-духами мис-не . Во время последнего боя он повредил себе ногу, упал в реку, но жена сумела вытащить его на берег. С тех пор он считается священным.
Согласно этногоническим представлениям северных манси, филин – одна из ипостасей мифического предка фратрии Пор. На медвежьем празднике в Хурумпаульских юртах в числе прочих разыгрывалась сцена охоты филина за зайцем. Человек, изображавший филина, был одет в гусь – длинную меховую одежду с капюшоном, сшитую мехом наружу. Есть сведения, что эта сцена разыгрывалась и при посещении культового места.
Жители Хурумпауля считали своим предком Йипыг-ойку и называли себя Йипыг-махум «народ филина» .
Полная версия: https://nyagan.life/specprojects/narod-hanty-mansi/yipyg-oyka-starik-filin
Похожие темы
» Йипыг-ойка
» Ахвтас-ойка «Камень-старик»
» Когтистый старик Консыг-Ойка
» ХОНТ ТОРУМ ОЙКА (манси)
» Филин и Беркут
» Ахвтас-ойка «Камень-старик»
» Когтистый старик Консыг-Ойка
» ХОНТ ТОРУМ ОЙКА (манси)
» Филин и Беркут
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения