Миф о появлении шаманов
Страница 1 из 1
Миф о появлении шаманов
Миф о появлении шаманов
Потомки первых людей по смерти своей возрождались. Первые два человека достигли глубокой старости и жили с престарелым сыном своим Долдчу-Ходай и были бессмертны. Дети Долдчу-Ходая, достигая старости, хотя и умирали, но каждый раз взамен умершего человека возрождался новый. Таким образом, люди быстро размножались и человечество достигло необычайных размеров, что встревожило стариков, первых людей.
Однажды Долдчу-Ходай говорит отцу: «На свете так много народу, что более нет места. Необходимо прекратить возрождение человечества и если я, Долчду-Ходай, лишусь бессмертпя, то возрождение прекратится». С этими словами Долдчу-Ходай ушел в пещеру, вход в которую отец его завалил огромным камнем. Прошло много лет. Старик со старухой совершили по своем сыне поминки, сделав, по обычаю, фаню.
Видит старуха, что возрождение человечества не прекращается, и говорит она старику: «Народ не умпрает. Погиб только наш Долдчу Ходай». Пошли старик со старухой к пещере, отвернул старик камень, освободил вход, а старуха, принесши свежих звериных шкур, заткнула вход в пещеру и говорит: «Пройдет еще много лет и когда последняя из шкур истлеет, то возрождение прекратится». Предсказания
старухи оправдались. Однажды старуха говорит старику': «Завтра последняя шкура истлеет. Наш сын Долдчу-Ходый умрет. Вместе с
ним помрет и великое множество людей, которые уже не возродятся.
Поэтому пужно подумать, как их похоронить, где их поминать, а бросить умерших не похороненными нельзя».
На другое утро случилось на земле нечто необыкновенное. Увидели старик со старухой, что вместо одного небесного светила взошло
их три: от свету стали люди слепнуть, от жары гибнуть. Солнце жгло так сильно, что земля горела, в реках вода кипела. Когда рыба, играя,
выскакивала из воды, то у нее сползала чешуя. Ночью, когда три солнца закатились, появились три луны и ночь сделалась так светла,
что людям не было возможности уснуть. Видит старик, что человечество гибнет в великом множестве, что смертность нужно приоста
новить. Начал старик по ночам строить фанзу из мягкого камня оиса.
Построив юрту', он укрылся от палящих лучей солнца, изготовил себе крепкий лук и стрелы. Когда все было готово, старик начал выжидать заката дневных светил. Только первое из них начало закатываться, прицелился в него старик, выстрелил и солнце исчезло. Выстрелил старик во второе — и оно исчезло, и стало светить, по-прежнему, только одно солнце. Начал выжидать старик восхода трех лун: вы
стрелил в первую, выстрелил во вторую и осталась одна луна. Природа начала принимать свой прежний вид, возрождение человече
ства прекратилось и смертность сделалась нормальной. Говорит старик старухе: «Что нам делать с покойниками? Нужно всех похо
ронить, нужно всем устроить поминки. Люди были хорошие, и они должны достичь бу ни, там их ожидает новая, блаженная жизнь. Мы с тобой стары, мы не можем помочь всем умершим, нам необходимы помощники». Озабоченный лег старик спать и видит во сне большое дерево, ствол которого так толст, что сотни людей не могут его обхватить. Дерево это (конгуру-загде) имеет кожуру из гадов, корни его — громадные змеи, листья состоят из толи, цветы из колокольчиков (суруоча-конгокго); вершина дерева имеет множество металлических рогов — (тимо-суктжи-хоя). Проснувшись, старик скрыл свой сон от старухи, взял лук и стрелы и пошел искать конгуру-загде.
Недолго он странствовал. Смотрит однажды, стоит дерево.
Остано вился старик и прицелился в его верхушку — тимо, сбил несколько пар рогов и спрятал их в мешок, затем он сбил несколько толи и
конгокто. Потащил старик свою добычу в фанзу, закрыл наглухо окна, двери о все отверстия, имеющие сношенпя с наружным воздухом, и забыл закрыть только одну чонку, отверстие в стене для выхода
дыма. Начал старик доставать из мешка свою добычу, но не успел он достать тимо, как оно вылетело из его рук через чонку на улицу. Тоже самое начало повторяться и с другими частями дерева. Спрятал тогда старик свой мешок под нары и лег на них. Ночью видит старик
сон: пришел к нему белый, как лунь, старик с бородою до земли и говорит: «Ты избран быть великими шаманом, но одному тебе не
помочь всем погибшим на земле. Открой чонку в фанзе, дай свободу добытым тобою частям дерева контуру, части полетят в разные сто
роны света, где найдут достойных для посвящения в великие шаманы.
У тебя останется по одному экземпляру каждой вещи дерева шаманства, возьми их, спрячь, пойди в лес, добудь себе шкуры медведя,
волка, рыси; сшей себе такую шапку (старец показал ему шапку); поверх шапки из шкур прикрепи тимо и конгокто, на грудь и на спипу надень толи. Они будут охранять твое тело от стрел, которые будут пускать в тебя враги шаманства. Из сурунчи и конгокто сделай
себе пояс. Пояс и бубен будут тебя переносить, когда ты пожелаешь, в буни. Помощниками твоими будут бурхан Буччу и птица коори,
на которой ты всегда вернешься в буни».
С этими словами старец исчез. На утро старик открыл чонку, вынул мешок, открыл все его части. В это же мгновение вылетело из чонко к людям 3 разных верований земного шара, и, найдя достойных, посвятили их в шаманы. Отныне сделалось возможным похоронить всех погибших, и шаманы распространились по всему свету.
(Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов //
Зап. ПО ИРГО. Т. 2. Вып.1. Хабаровск, 1896. 133 с.)
Потомки первых людей по смерти своей возрождались. Первые два человека достигли глубокой старости и жили с престарелым сыном своим Долдчу-Ходай и были бессмертны. Дети Долдчу-Ходая, достигая старости, хотя и умирали, но каждый раз взамен умершего человека возрождался новый. Таким образом, люди быстро размножались и человечество достигло необычайных размеров, что встревожило стариков, первых людей.
Однажды Долдчу-Ходай говорит отцу: «На свете так много народу, что более нет места. Необходимо прекратить возрождение человечества и если я, Долчду-Ходай, лишусь бессмертпя, то возрождение прекратится». С этими словами Долдчу-Ходай ушел в пещеру, вход в которую отец его завалил огромным камнем. Прошло много лет. Старик со старухой совершили по своем сыне поминки, сделав, по обычаю, фаню.
Видит старуха, что возрождение человечества не прекращается, и говорит она старику: «Народ не умпрает. Погиб только наш Долдчу Ходай». Пошли старик со старухой к пещере, отвернул старик камень, освободил вход, а старуха, принесши свежих звериных шкур, заткнула вход в пещеру и говорит: «Пройдет еще много лет и когда последняя из шкур истлеет, то возрождение прекратится». Предсказания
старухи оправдались. Однажды старуха говорит старику': «Завтра последняя шкура истлеет. Наш сын Долдчу-Ходый умрет. Вместе с
ним помрет и великое множество людей, которые уже не возродятся.
Поэтому пужно подумать, как их похоронить, где их поминать, а бросить умерших не похороненными нельзя».
На другое утро случилось на земле нечто необыкновенное. Увидели старик со старухой, что вместо одного небесного светила взошло
их три: от свету стали люди слепнуть, от жары гибнуть. Солнце жгло так сильно, что земля горела, в реках вода кипела. Когда рыба, играя,
выскакивала из воды, то у нее сползала чешуя. Ночью, когда три солнца закатились, появились три луны и ночь сделалась так светла,
что людям не было возможности уснуть. Видит старик, что человечество гибнет в великом множестве, что смертность нужно приоста
новить. Начал старик по ночам строить фанзу из мягкого камня оиса.
Построив юрту', он укрылся от палящих лучей солнца, изготовил себе крепкий лук и стрелы. Когда все было готово, старик начал выжидать заката дневных светил. Только первое из них начало закатываться, прицелился в него старик, выстрелил и солнце исчезло. Выстрелил старик во второе — и оно исчезло, и стало светить, по-прежнему, только одно солнце. Начал выжидать старик восхода трех лун: вы
стрелил в первую, выстрелил во вторую и осталась одна луна. Природа начала принимать свой прежний вид, возрождение человече
ства прекратилось и смертность сделалась нормальной. Говорит старик старухе: «Что нам делать с покойниками? Нужно всех похо
ронить, нужно всем устроить поминки. Люди были хорошие, и они должны достичь бу ни, там их ожидает новая, блаженная жизнь. Мы с тобой стары, мы не можем помочь всем умершим, нам необходимы помощники». Озабоченный лег старик спать и видит во сне большое дерево, ствол которого так толст, что сотни людей не могут его обхватить. Дерево это (конгуру-загде) имеет кожуру из гадов, корни его — громадные змеи, листья состоят из толи, цветы из колокольчиков (суруоча-конгокго); вершина дерева имеет множество металлических рогов — (тимо-суктжи-хоя). Проснувшись, старик скрыл свой сон от старухи, взял лук и стрелы и пошел искать конгуру-загде.
Недолго он странствовал. Смотрит однажды, стоит дерево.
Остано вился старик и прицелился в его верхушку — тимо, сбил несколько пар рогов и спрятал их в мешок, затем он сбил несколько толи и
конгокто. Потащил старик свою добычу в фанзу, закрыл наглухо окна, двери о все отверстия, имеющие сношенпя с наружным воздухом, и забыл закрыть только одну чонку, отверстие в стене для выхода
дыма. Начал старик доставать из мешка свою добычу, но не успел он достать тимо, как оно вылетело из его рук через чонку на улицу. Тоже самое начало повторяться и с другими частями дерева. Спрятал тогда старик свой мешок под нары и лег на них. Ночью видит старик
сон: пришел к нему белый, как лунь, старик с бородою до земли и говорит: «Ты избран быть великими шаманом, но одному тебе не
помочь всем погибшим на земле. Открой чонку в фанзе, дай свободу добытым тобою частям дерева контуру, части полетят в разные сто
роны света, где найдут достойных для посвящения в великие шаманы.
У тебя останется по одному экземпляру каждой вещи дерева шаманства, возьми их, спрячь, пойди в лес, добудь себе шкуры медведя,
волка, рыси; сшей себе такую шапку (старец показал ему шапку); поверх шапки из шкур прикрепи тимо и конгокто, на грудь и на спипу надень толи. Они будут охранять твое тело от стрел, которые будут пускать в тебя враги шаманства. Из сурунчи и конгокто сделай
себе пояс. Пояс и бубен будут тебя переносить, когда ты пожелаешь, в буни. Помощниками твоими будут бурхан Буччу и птица коори,
на которой ты всегда вернешься в буни».
С этими словами старец исчез. На утро старик открыл чонку, вынул мешок, открыл все его части. В это же мгновение вылетело из чонко к людям 3 разных верований земного шара, и, найдя достойных, посвятили их в шаманы. Отныне сделалось возможным похоронить всех погибших, и шаманы распространились по всему свету.
(Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов //
Зап. ПО ИРГО. Т. 2. Вып.1. Хабаровск, 1896. 133 с.)
Похожие темы
» О ПОЯВЛЕНИИ ЯЧМЕНЯ
» ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ ОЛЕНЕЙ (Манси)
» Легенда о появлении духа-свистуна
» Войны шаманов
» Колода "Таро Шаманов"
» ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ ОЛЕНЕЙ (Манси)
» Легенда о появлении духа-свистуна
» Войны шаманов
» Колода "Таро Шаманов"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения