Божество - хозяин воды у калмыков
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования калмыков
Страница 1 из 1
Божество - хозяин воды у калмыков
Образы, с которыми связаны представления о "хозяине воды и дождя" и громовержце, у калмыков разнообразны. Считалось, что дождь насылает на землю Лу усн-хан - дракон, хозяин воды.
Известен мотив превращения дракона на земле в верблюжонка, но неверно считать верблюда земным воплощением дракона, так как он имеет устойчивое определение "небесный": в эпосе Небесным называется огнедышащий верблюд Хавшил, появляющийся в полдень. Драконхозяин воды зимой находится на дне океана, с праздником Цапан cap в начале весны "поднимается на поверхность". В обрядах вызывания дождя, грозы образ Луусн- хана отсутствует, что свидетельствует о более позднем появлении представлений о нем как о "хозяине дождя". Возможно, драконы сменили более ранний образ верблюда как ездового животного или самого громовержца.
Обращением к громовержцу можно считать слово Щахн, которое кричали при грозе: слова с корнем лса/мсе (мсаща, щещэ) являлись словами-заменами. С громом и дождем связаны также образы божества огня, очага Окн тенгр; Белого старца, имеющего посох с навершием в виде головы дракона; громовые стрелы подвластны Хормусте - главе небожителей; по-прежнему во многих молитвах калмыков-буддистов присутствует обращение "Ээ, Хээрхн". Таким образом, множественность элементов, каждый из которых можно отнести к данному культу, - свидетельство многовекового бытования культа и видоизменений, происходивших в различные эпохи.
Известен мотив превращения дракона на земле в верблюжонка, но неверно считать верблюда земным воплощением дракона, так как он имеет устойчивое определение "небесный": в эпосе Небесным называется огнедышащий верблюд Хавшил, появляющийся в полдень. Драконхозяин воды зимой находится на дне океана, с праздником Цапан cap в начале весны "поднимается на поверхность". В обрядах вызывания дождя, грозы образ Луусн- хана отсутствует, что свидетельствует о более позднем появлении представлений о нем как о "хозяине дождя". Возможно, драконы сменили более ранний образ верблюда как ездового животного или самого громовержца.
Обращением к громовержцу можно считать слово Щахн, которое кричали при грозе: слова с корнем лса/мсе (мсаща, щещэ) являлись словами-заменами. С громом и дождем связаны также образы божества огня, очага Окн тенгр; Белого старца, имеющего посох с навершием в виде головы дракона; громовые стрелы подвластны Хормусте - главе небожителей; по-прежнему во многих молитвах калмыков-буддистов присутствует обращение "Ээ, Хээрхн". Таким образом, множественность элементов, каждый из которых можно отнести к данному культу, - свидетельство многовекового бытования культа и видоизменений, происходивших в различные эпохи.
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Щилин нойн - божество времени калмыков
» Дух воды у хакасов
» Дух воды с ликом
» Хозяйка воды
» Вудаш - дух воды
» Дух воды у хакасов
» Дух воды с ликом
» Хозяйка воды
» Вудаш - дух воды
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования калмыков
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения