Дух воды у хакасов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования хакасов
Страница 1 из 1
Дух воды у хакасов
В традиционной картине мира многих народов вода являлась одной из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных мифах вода - первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент хаоса [Мифы народов..., 1987, с. 240]. Во многих мифологических традициях вода - субстанция, исходящая из подземного мира.
В хакасском языке родник называется Хара суг (букв, «черная вода»). Такое обозначение цвета подчеркивает происхождение воды из Нижнего мира. Однако стихия воды полностью проявляется в Среднем мире в виде морей, рек, озер, атмосферных осадков и др. Хакасы считали воду неотъемлемой составляющей своей земли, что выразилось в обозначении понятия Родины термином «Чир-суг» - букв. «Земля-вода». Данное обстоятельство позволило нам рассмотреть духа-хозяина воды - Суг ээзи как представителя пантеона богов как
Среднего, так и Нижнего миров, обладающего амбивалентными характеристиками.
Вода считалась первоосновой и источником всего живого. Так, миф о происхождении мира повествует об огромном водном пространстве, по которому плавали две утки. Одной из них пришла идея сотворить землю из ила. Другая утка нырнула и достала со дна ил, который первая утка стала разбрасывать по воде, в результате чего появилась земля. Вторая утка, выйдя на сушу, стала разбрасывать камешки, и появились горы [Катанов. 1907, с. 522, 527].
В мифологическом сознании хакасов идея воды как первоначала и источника жизни чаще отождествляется с образом женщины. В связи с этим народная мысль чаще наделяла Суг ээзi женской внешностью. Наши информанты отмечали: «Суг ээзи — красивая женщина, со светлыми волосами, голубыми глазами. Когда переезжаешь реку, надо всегда почитать хозяйку воды» [ПМА, шаманка Чанкова Ксения, 20.09.2000]. «Суг Ээзi - это голая женщина с рыжими волосами, вся в веснушках. Она плавает как рыба, может выныривать и плескать
ся» [ПМА, Боргоякова А. Н., 03.05.2000].
Хотя стоит отметить, что Суг ээщ мог показываться не только в женском обличин. По рассказам пожилых хакасов, Суг ээзi обладает способностью принимать еще и мужские образы. В случае несоблюдения норм по отношению к этому духу, человек может поплатиться здоровьем или жизнью.
«Хозяин воды может иметь различные образы. Часто ее видят женщиной, хотя бывает, что и мужчиной. Когда забываешь их почитать, то они могут утопить человека. Душу того человека возьмут себе. Обычно это происходит на одном и том же месте. Раньше в таких местах ст авит крест» / / / МЛ. Топоева Г. N.. 29.09.2000].
«Суг ээзи бывает мужчиной и женщиной. Они рыжеволосые. Они иногда выходят из воды и забирают некоторых людей к себе» [ПМА, Кулумаев К. М., 15.10.2001J.
Среди суг ээзi особую категорию составляют духи-хозяева озер, предстающие в образе мифических быков. «Они на “красный вечер” выходили к камышовым берегам и начинали страшно реветь. Если коровы находились рядом, то, услышав раскаты их громового голоса, становились стельными. Потомство от духа-хозяина озера рождалось пестро-сивой масти».
Согласно хакасским мифам, в долине Среднего Енисея имелись источники с «живой» водой, называемые мо:нi суг (букв, «вечная вода») [Бутанаев, 2005, с. 23]. Вода как субстанция, необходимая для жизни и оживотворяющее все окружающее в природе, в мифологическом сознании встает в один смысловой ряд с понятием души. В хакасских представлениях вода часто ассоциируется с душой не только живого челове ка, но и умершего. Семантическая связь воды и души человека у хакасов ярко прослеживается в приметах, определяющих «качество» души покойного. «Когда, после похорон шел дождь, говорили, что умерший был хорошим человеком, с чистой душой. Если же, в это время дул сильный ветер, то человек был нехорошим». «Если зимой после похорон выпадал снег, то покойник был хорошим человеком».
Аналогию между хозяйкой водной стихии и Таг ээзi (духами гор) мы находим и у алтайцев. Так, функции (владение дикими животными) хозяйки аржана (священного целебного источника) перекликаются с теми же функциями Таг ээзi. «Особым почитанием алтайцев пользовались аржаны - целебные источники. По приезде на аржан ему приносили в дар чаламу и угощали духа-хозяйку аржана имеющимися продуктами. Все звери и птицы вокруг аржана считались принадлежащими духу-хозяйке, поэтому в окрестностях не охотились»
[Там же, с. 34]. В алтайских мифологических представлениях хозяин воды, даже нередко выступает в роли просителя воды у хозяина горы: «Суг ээзи спрашивает у Таг ээзи: “Суг коп пир” - “Воды больше давай”. Таг ээзи всегда дает».
В засушливые годы с просьбой о дожде алтайцы обращались еще и к хозяину священной горы. «Когда была засуха, то брали березовую веточку с ленточками синего, белого и красного цветов. Веточкой махали и говорили: “Суг пир!” - “Дай воды!”. Хозяин горы Солон всегда давал воду. Дождя с градом он не допускает, прогоняет. В лунную ночь хозяин Солопа дает людям совет» [ПМА., Тазрочев С. С., 20.06.2001.
Связь земного и водного начал проявляется и в том, что, согласно верованиям алтайцев. Таг ээзi может распоряжаться телом утопленника. Хозяин горы «не дает» реке возможность «унести» покойника за пределы «своей» территории: «Если Суг ээзи плачет, то кго-то из людей обязательно утонет. Хозяин торы не позволяет далеко уносить тело человека. Оно где-то неподалеку выбрасывается на берег» [ПМА. Пустогачев К. Г, 01.07.2001].
У хакасов Суг ээзи почитался одновременно с Таг ээзи
«При переправе через реку, необходимо сделать сеек-сеек (покормить духов - Б. В.), только тогда Суг ээзи человека не тронет. Когда совершаешь этот обряд, то необходимо чествовать не только Суг ээзи, но и Таг ээзи. Это делается потому, что любая река берет свое начапо в горах. У горных людей есть своя дорога, которая проходит не только по горам, но и через реку» [ПМА, Тасбергенова (Тюкпеева) Н. 26.06.2000]
Связь духов воды и гор просматривается и в фольклорных материалах Н. Ф. Катанова: «Сильный шаман гонится за щуками, водяными духами, до тех пор, пока не загонит их за 9 морей, во владении горного царя». Схожие представления были и у шорцев. «Хозяин воды, неся человеческую душу пол волею, у подножия горы (ее) запирает».
Идея воды как великой «Матери-прародительницы» находит свое отображение в хакасских генеалогических мифах. Примечательно, что тотемы некоторых хакасских родов соотносятся с обитателями водной стихии, главным образом рыбами.
«Три брата-рыбы плыли по Абакану. Возле Усть-Таштыпа они стали плыть в разных направлениях Рыба - саглах (пичуга) поплыла дальше по реке. От нее произошел род Сагалаковых. Они живут в основном в селении Печень. Вторая рыба - чалтынмас (широколобка) поплыла в другую сторону. От нее произошел род Челтыгмашевых. Третья рыба-улчес осталась на месте, от нее произошел род Юктешевых » [НМЛ. Юкташев А. Ф., 12.07.2000].
В мифологических представлениях хакасов женщина в состоянии беременности соотносилась с полным плодотворящим началом. В обозначенной ситуации строго соблюдалась обрядность. связанная водой и ее «хозяином». Интересны сведения о жертвоприношении воде, тпиеанны е К. М. Патачаковым: «Хозяева юрты, где была беременная женщина, приносили в жертву от ее имени духу хозяину воды грех лет него вола», У хакасов еще не так давно запрещалось в период половодья заходить в юрту, где жилa беременная женщина. Соблюдение этого запрета должно было охранить человека при переходе через броды».
Если женщина оставалась вдовой, она была обязана при переправе через реку почтить Суг ээзи. Хакасы говорили: «Тул Ki3i сугны кискелек полза, сугны ахшапча, итпезе суг пулайсып парар» - «Если женщина, овдовев, впервые переправляется через реку, то надо умилостивить духов - хозяев реки, иначе река принесет несчастье (будет наводнение, широкий разлив, гибель людей и др.)» [Бутанаев, 1999, с. 96].
В хакасском языке родник называется Хара суг (букв, «черная вода»). Такое обозначение цвета подчеркивает происхождение воды из Нижнего мира. Однако стихия воды полностью проявляется в Среднем мире в виде морей, рек, озер, атмосферных осадков и др. Хакасы считали воду неотъемлемой составляющей своей земли, что выразилось в обозначении понятия Родины термином «Чир-суг» - букв. «Земля-вода». Данное обстоятельство позволило нам рассмотреть духа-хозяина воды - Суг ээзи как представителя пантеона богов как
Среднего, так и Нижнего миров, обладающего амбивалентными характеристиками.
Вода считалась первоосновой и источником всего живого. Так, миф о происхождении мира повествует об огромном водном пространстве, по которому плавали две утки. Одной из них пришла идея сотворить землю из ила. Другая утка нырнула и достала со дна ил, который первая утка стала разбрасывать по воде, в результате чего появилась земля. Вторая утка, выйдя на сушу, стала разбрасывать камешки, и появились горы [Катанов. 1907, с. 522, 527].
В мифологическом сознании хакасов идея воды как первоначала и источника жизни чаще отождествляется с образом женщины. В связи с этим народная мысль чаще наделяла Суг ээзi женской внешностью. Наши информанты отмечали: «Суг ээзи — красивая женщина, со светлыми волосами, голубыми глазами. Когда переезжаешь реку, надо всегда почитать хозяйку воды» [ПМА, шаманка Чанкова Ксения, 20.09.2000]. «Суг Ээзi - это голая женщина с рыжими волосами, вся в веснушках. Она плавает как рыба, может выныривать и плескать
ся» [ПМА, Боргоякова А. Н., 03.05.2000].
Хотя стоит отметить, что Суг ээщ мог показываться не только в женском обличин. По рассказам пожилых хакасов, Суг ээзi обладает способностью принимать еще и мужские образы. В случае несоблюдения норм по отношению к этому духу, человек может поплатиться здоровьем или жизнью.
«Хозяин воды может иметь различные образы. Часто ее видят женщиной, хотя бывает, что и мужчиной. Когда забываешь их почитать, то они могут утопить человека. Душу того человека возьмут себе. Обычно это происходит на одном и том же месте. Раньше в таких местах ст авит крест» / / / МЛ. Топоева Г. N.. 29.09.2000].
«Суг ээзи бывает мужчиной и женщиной. Они рыжеволосые. Они иногда выходят из воды и забирают некоторых людей к себе» [ПМА, Кулумаев К. М., 15.10.2001J.
Среди суг ээзi особую категорию составляют духи-хозяева озер, предстающие в образе мифических быков. «Они на “красный вечер” выходили к камышовым берегам и начинали страшно реветь. Если коровы находились рядом, то, услышав раскаты их громового голоса, становились стельными. Потомство от духа-хозяина озера рождалось пестро-сивой масти».
Согласно хакасским мифам, в долине Среднего Енисея имелись источники с «живой» водой, называемые мо:нi суг (букв, «вечная вода») [Бутанаев, 2005, с. 23]. Вода как субстанция, необходимая для жизни и оживотворяющее все окружающее в природе, в мифологическом сознании встает в один смысловой ряд с понятием души. В хакасских представлениях вода часто ассоциируется с душой не только живого челове ка, но и умершего. Семантическая связь воды и души человека у хакасов ярко прослеживается в приметах, определяющих «качество» души покойного. «Когда, после похорон шел дождь, говорили, что умерший был хорошим человеком, с чистой душой. Если же, в это время дул сильный ветер, то человек был нехорошим». «Если зимой после похорон выпадал снег, то покойник был хорошим человеком».
Аналогию между хозяйкой водной стихии и Таг ээзi (духами гор) мы находим и у алтайцев. Так, функции (владение дикими животными) хозяйки аржана (священного целебного источника) перекликаются с теми же функциями Таг ээзi. «Особым почитанием алтайцев пользовались аржаны - целебные источники. По приезде на аржан ему приносили в дар чаламу и угощали духа-хозяйку аржана имеющимися продуктами. Все звери и птицы вокруг аржана считались принадлежащими духу-хозяйке, поэтому в окрестностях не охотились»
[Там же, с. 34]. В алтайских мифологических представлениях хозяин воды, даже нередко выступает в роли просителя воды у хозяина горы: «Суг ээзи спрашивает у Таг ээзи: “Суг коп пир” - “Воды больше давай”. Таг ээзи всегда дает».
В засушливые годы с просьбой о дожде алтайцы обращались еще и к хозяину священной горы. «Когда была засуха, то брали березовую веточку с ленточками синего, белого и красного цветов. Веточкой махали и говорили: “Суг пир!” - “Дай воды!”. Хозяин горы Солон всегда давал воду. Дождя с градом он не допускает, прогоняет. В лунную ночь хозяин Солопа дает людям совет» [ПМА., Тазрочев С. С., 20.06.2001.
Связь земного и водного начал проявляется и в том, что, согласно верованиям алтайцев. Таг ээзi может распоряжаться телом утопленника. Хозяин горы «не дает» реке возможность «унести» покойника за пределы «своей» территории: «Если Суг ээзи плачет, то кго-то из людей обязательно утонет. Хозяин торы не позволяет далеко уносить тело человека. Оно где-то неподалеку выбрасывается на берег» [ПМА. Пустогачев К. Г, 01.07.2001].
У хакасов Суг ээзи почитался одновременно с Таг ээзи
«При переправе через реку, необходимо сделать сеек-сеек (покормить духов - Б. В.), только тогда Суг ээзи человека не тронет. Когда совершаешь этот обряд, то необходимо чествовать не только Суг ээзи, но и Таг ээзи. Это делается потому, что любая река берет свое начапо в горах. У горных людей есть своя дорога, которая проходит не только по горам, но и через реку» [ПМА, Тасбергенова (Тюкпеева) Н. 26.06.2000]
Связь духов воды и гор просматривается и в фольклорных материалах Н. Ф. Катанова: «Сильный шаман гонится за щуками, водяными духами, до тех пор, пока не загонит их за 9 морей, во владении горного царя». Схожие представления были и у шорцев. «Хозяин воды, неся человеческую душу пол волею, у подножия горы (ее) запирает».
Идея воды как великой «Матери-прародительницы» находит свое отображение в хакасских генеалогических мифах. Примечательно, что тотемы некоторых хакасских родов соотносятся с обитателями водной стихии, главным образом рыбами.
«Три брата-рыбы плыли по Абакану. Возле Усть-Таштыпа они стали плыть в разных направлениях Рыба - саглах (пичуга) поплыла дальше по реке. От нее произошел род Сагалаковых. Они живут в основном в селении Печень. Вторая рыба - чалтынмас (широколобка) поплыла в другую сторону. От нее произошел род Челтыгмашевых. Третья рыба-улчес осталась на месте, от нее произошел род Юктешевых » [НМЛ. Юкташев А. Ф., 12.07.2000].
В мифологических представлениях хакасов женщина в состоянии беременности соотносилась с полным плодотворящим началом. В обозначенной ситуации строго соблюдалась обрядность. связанная водой и ее «хозяином». Интересны сведения о жертвоприношении воде, тпиеанны е К. М. Патачаковым: «Хозяева юрты, где была беременная женщина, приносили в жертву от ее имени духу хозяину воды грех лет него вола», У хакасов еще не так давно запрещалось в период половодья заходить в юрту, где жилa беременная женщина. Соблюдение этого запрета должно было охранить человека при переходе через броды».
Если женщина оставалась вдовой, она была обязана при переправе через реку почтить Суг ээзи. Хакасы говорили: «Тул Ki3i сугны кискелек полза, сугны ахшапча, итпезе суг пулайсып парар» - «Если женщина, овдовев, впервые переправляется через реку, то надо умилостивить духов - хозяев реки, иначе река принесет несчастье (будет наводнение, широкий разлив, гибель людей и др.)» [Бутанаев, 1999, с. 96].
Похожие темы
» Вудаш - дух воды
» Дух воды с ликом
» Хозяйка воды
» СВЯЩЕННЫЕ ВОДЫ АЛТАЯ
» Божество - хозяин воды у калмыков
» Дух воды с ликом
» Хозяйка воды
» СВЯЩЕННЫЕ ВОДЫ АЛТАЯ
» Божество - хозяин воды у калмыков
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования хакасов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения