Круговой танец Осуохай
Участников: 2
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Круговой танец Осуохай
Круговой танец Осуохай. Этот танец отражает культ Солнца и Неба. Танцуя этот ритуальный хоровод и повторяя слова за запевалой, ритмично двигаясь по направлению Солнца, люди возносились к небесам: очищалась душа, все невзгоды оставались позади, а впереди ждали удача и успех.
Круговой танец Осуохай уходит своими корнями в глубокую древность и восходит к религиозным верованиям древних саха. По утверждению профессора Н.Е.Петрова, осуохай возник как магический ритуальный круговой хоровод солнцепоклонников:
Вероятно, с возникновением религии, связывающей земную жизнь с космической, он стал обрядовым и массовым хороводом грандиозных тенгрианских (от тенгри – тангара) религиозных праздников типа якутского ысыаха у народов Азии.
В словах древнего танца заключались моления - Алгысы, обращенные к Божествам-покровителям рогатого и конного скота, Божеству Джесегей, Иэйиэхсит, к духам-хозяевам природы - Иччи, а также воспевание красоты Природы и Мироздания, разных времен года.
Круг осуохая может включать более ста, на больших ысыахах – до тысячи танцующих. Это называется тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуохая.
Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца.
В осуохае есть такие понятия, как хаамыы үҥкүү - танец-шагом, и в кульминационной части танца как көтүү үҥкүү – танец-полет, танец-воспарение.
Осуохай в ритме «дьээ-буо» начинается с размеренного шага, затем идут движения в ритме мотива дэгэрэн, движения, шаг постепенно переходят в көтүү – полет.
Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода. Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа.
Запевала – это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.
Талант запевалы осуохая определяется на основе нескольких критериев: во-первых, красотой и силой голоса, возможностями его кылысаха, во-вторых, богатством используемых изобразительных средств языка, силой воздействия на слушателей, в-третьих, соразмерностью движений и пения, пластичностью танца. Таким образом, действительно, осуохай обладает синкретичностью, объединяя в себе три вида искусства: музыку, танец и поэзию.
В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы. В центральных районах вслед за запевалой повторяют все. В вилюйских районах пение запевалы вначале подхватывают те, кто в тюсюлгэ находится рядом с ним. Это, возможно, объясняется тем, что в вилюйских тюсюлгэ из-за большого размера и ширины круга танцующих осуохай запевалу могло быть плохо слышно.
Очень интересное видение Осуохая у Светланы Мухоплевой – одного из зачинателей, старшего научного сотрудника сектора якутского Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера:
Осуохай - это круговой танец, возникший как танец, сопровождающий заклинательные и ритуальные песни. И как свидетельствует их содержание, осуохай представлял собой коллективное ритуальное действо, связанное с молениями божествам Айыы. Предположительно, такие круговые танцы совершались только родами, берущими начало от первопредка саха - Элляя. И назывались они просто YНКYY (танец) – «ХАМЫЫ YНКYY» (танец шагом), «КЫМЫС YНКYYТЭ» (кумысный танец) (корень слова «YНКYY» - YН в переводе с якутского означает моление).
Ысыах, как культ единения человека с Природой, торжества и радости жизни и Осуохай, воспевающий красоту Мироздания, хоть и с изменениями дошли до наших дней, возрождаются и приобретают свои сакральные черты…
М.Я.Жорницкая, исследовавшая якутские народные танцы, с хореографической точки зрения, выделила пять разновидностей ныне существующих танцев по виду основного движения: якутский, вилюйский, амгинский, усть-алданский (наихинский), олекминский. Все они состоят из трех частей: зачина, основной части (танца шагом) и танца прыжком. Она считает, что первоначальной основой пяти вариантов якутского кругового танца был хаамыы үҥкүү (шаг-приставка). Инвариант и варианты этого танца сопровождались песней в стиле дэгэрэн.
Наряду с хаамыы үҥкүү бытовал былыргы үҥкүү (старинный танец – шаг с поклоном). Поклон делали через шаг. Кланяясь, благодарили духов. В круговом танце пели Алгыс в манере дьиэрэтии – в виде протяжного переливистого пения.
Прошли века, но все так же шелестят молодой свеже-липкой листвой белоствольные березы, заливается над полями голосистый жаворонок, по вечерам стелется сладко-терпкий дым от дымокуров. И в это божественное время - в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня проводили Ысыах испокон веков.
Первые лучи восходящего Солнца в самый долгий световой день даруют живительную энергию, которой люди заряжаются на весь год, слова молитвы, произнесенные в час рассвета, доходили до небес, находя отклик у могущественных и добрых Божеств.
И начинается Новый круговорот жизни, обновляется энергия Мироздания, человека…
И зерно Добра и Света, заложенное в этот сакральный День, дает свои плоды на всю долгую жизнь…
Круговой танец Осуохай уходит своими корнями в глубокую древность и восходит к религиозным верованиям древних саха. По утверждению профессора Н.Е.Петрова, осуохай возник как магический ритуальный круговой хоровод солнцепоклонников:
Вероятно, с возникновением религии, связывающей земную жизнь с космической, он стал обрядовым и массовым хороводом грандиозных тенгрианских (от тенгри – тангара) религиозных праздников типа якутского ысыаха у народов Азии.
В словах древнего танца заключались моления - Алгысы, обращенные к Божествам-покровителям рогатого и конного скота, Божеству Джесегей, Иэйиэхсит, к духам-хозяевам природы - Иччи, а также воспевание красоты Природы и Мироздания, разных времен года.
Круг осуохая может включать более ста, на больших ысыахах – до тысячи танцующих. Это называется тюсюлгэ. Размером тюсюлгэ, его широтой определяется талант запевалы осуохая.
Танцующие, взяв друг друга под руки, с левой ноги начинают размеренные шаги по движению солнца.
В осуохае есть такие понятия, как хаамыы үҥкүү - танец-шагом, и в кульминационной части танца как көтүү үҥкүү – танец-полет, танец-воспарение.
Осуохай в ритме «дьээ-буо» начинается с размеренного шага, затем идут движения в ритме мотива дэгэрэн, движения, шаг постепенно переходят в көтүү – полет.
Для кругового танца осуохая главной фигурой является запевала, без которого нет хоровода. Знаменитые запевалы прошлого были особо одаренными людьми, владеющими магией слова и продолжателями дела белых шаманов, служивших для связи жизни земной с космической. Они пользовались большой популярностью и любовью народа.
Запевала – это поэт-импровизатор, неутомимый танцор, тойуксут и певец, наделенный сильным якутским народным голосом.
Талант запевалы осуохая определяется на основе нескольких критериев: во-первых, красотой и силой голоса, возможностями его кылысаха, во-вторых, богатством используемых изобразительных средств языка, силой воздействия на слушателей, в-третьих, соразмерностью движений и пения, пластичностью танца. Таким образом, действительно, осуохай обладает синкретичностью, объединяя в себе три вида искусства: музыку, танец и поэзию.
В тюсюлгэ танцующие должны точно повторять слова и мотив запевалы. В центральных районах вслед за запевалой повторяют все. В вилюйских районах пение запевалы вначале подхватывают те, кто в тюсюлгэ находится рядом с ним. Это, возможно, объясняется тем, что в вилюйских тюсюлгэ из-за большого размера и ширины круга танцующих осуохай запевалу могло быть плохо слышно.
Очень интересное видение Осуохая у Светланы Мухоплевой – одного из зачинателей, старшего научного сотрудника сектора якутского Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера:
Осуохай - это круговой танец, возникший как танец, сопровождающий заклинательные и ритуальные песни. И как свидетельствует их содержание, осуохай представлял собой коллективное ритуальное действо, связанное с молениями божествам Айыы. Предположительно, такие круговые танцы совершались только родами, берущими начало от первопредка саха - Элляя. И назывались они просто YНКYY (танец) – «ХАМЫЫ YНКYY» (танец шагом), «КЫМЫС YНКYYТЭ» (кумысный танец) (корень слова «YНКYY» - YН в переводе с якутского означает моление).
Ысыах, как культ единения человека с Природой, торжества и радости жизни и Осуохай, воспевающий красоту Мироздания, хоть и с изменениями дошли до наших дней, возрождаются и приобретают свои сакральные черты…
М.Я.Жорницкая, исследовавшая якутские народные танцы, с хореографической точки зрения, выделила пять разновидностей ныне существующих танцев по виду основного движения: якутский, вилюйский, амгинский, усть-алданский (наихинский), олекминский. Все они состоят из трех частей: зачина, основной части (танца шагом) и танца прыжком. Она считает, что первоначальной основой пяти вариантов якутского кругового танца был хаамыы үҥкүү (шаг-приставка). Инвариант и варианты этого танца сопровождались песней в стиле дэгэрэн.
Наряду с хаамыы үҥкүү бытовал былыргы үҥкүү (старинный танец – шаг с поклоном). Поклон делали через шаг. Кланяясь, благодарили духов. В круговом танце пели Алгыс в манере дьиэрэтии – в виде протяжного переливистого пения.
Прошли века, но все так же шелестят молодой свеже-липкой листвой белоствольные березы, заливается над полями голосистый жаворонок, по вечерам стелется сладко-терпкий дым от дымокуров. И в это божественное время - в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня проводили Ысыах испокон веков.
Первые лучи восходящего Солнца в самый долгий световой день даруют живительную энергию, которой люди заряжаются на весь год, слова молитвы, произнесенные в час рассвета, доходили до небес, находя отклик у могущественных и добрых Божеств.
И начинается Новый круговорот жизни, обновляется энергия Мироздания, человека…
И зерно Добра и Света, заложенное в этот сакральный День, дает свои плоды на всю долгую жизнь…
Irene поставил(а) лайк
Re: Круговой танец Осуохай
Танец симвл мираздания...
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения