Одежда для духа (юнг-лёпы) (ханты)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Одежда для духа (юнг-лёпы) (ханты)
В сундучке васюганского шамана Афанасия Милимова находилась распашная одежда духа (юнг-лёпы), изготовленная из семи невыделанных шкур бурундука47. Длина одежды 14 см, ширина в плечах 19 см, а в подоле 33 см.
Шкурки сшиты таким образом, что их естественное расширение внизу создает и расширение в подоле одежды. Неотделенные хвосты свисают с подола. Каждый из рукавов представляет собой цельную шкурку бурундука. Воротник изготовлен из одной шкурки бурундука. На воротнике имеются отверстия, в которые продеты сухожильные нити с семью нанизанными на них изображениями птиц из бересты (дл. 5 см, шир. 4 см).
Интересно отметить, что все лица, носящие фамилию Милимовых, в том числе и шаман - хозяин этих вещей, на хантыйском языке назывались Кутюрки (Бурундуки). Очевидно, с этим связано изготовление одежды для духа из шкурок бурундуков.
Фигурку духа шаман устанавливал перед началом акта камлания в углу помещения. Возможно, что данное изображение духа-помощника шамана первоначально исполняло иную функцию. В пос. Айполово было приобретено подобное же изображение, но оно символизирует доманешнего духа-покровителя (Кат-юнга). Прежде такие изображения были в каждой семье. Очевидно, Афанасий Милимов использовал
образ семейного духа в качестве своего духа-помощника.
Данное предположение подтверждается сведениями Н. Ф. Прытковой (1971: 101) о том, что у хантов изображения семейных духов-предков большей частью представлены в виде специально изготовленных деревянных антропоморфных фигур высотой от 10 до 20 см.
(Цит. по Кулемзин В. М. "О хантыйских шаманах")
#ханты
Шкурки сшиты таким образом, что их естественное расширение внизу создает и расширение в подоле одежды. Неотделенные хвосты свисают с подола. Каждый из рукавов представляет собой цельную шкурку бурундука. Воротник изготовлен из одной шкурки бурундука. На воротнике имеются отверстия, в которые продеты сухожильные нити с семью нанизанными на них изображениями птиц из бересты (дл. 5 см, шир. 4 см).
Интересно отметить, что все лица, носящие фамилию Милимовых, в том числе и шаман - хозяин этих вещей, на хантыйском языке назывались Кутюрки (Бурундуки). Очевидно, с этим связано изготовление одежды для духа из шкурок бурундуков.
Фигурку духа шаман устанавливал перед началом акта камлания в углу помещения. Возможно, что данное изображение духа-помощника шамана первоначально исполняло иную функцию. В пос. Айполово было приобретено подобное же изображение, но оно символизирует доманешнего духа-покровителя (Кат-юнга). Прежде такие изображения были в каждой семье. Очевидно, Афанасий Милимов использовал
образ семейного духа в качестве своего духа-помощника.
Данное предположение подтверждается сведениями Н. Ф. Прытковой (1971: 101) о том, что у хантов изображения семейных духов-предков большей частью представлены в виде специально изготовленных деревянных антропоморфных фигур высотой от 10 до 20 см.
(Цит. по Кулемзин В. М. "О хантыйских шаманах")
#ханты
Похожие темы
» Одежда шамана
» Нюкульта-ку (ханты)
» Иттарма - вместилище духа
» Атрибуция изображения духа-покровителя северных манси
» Кутх - воплощение духа Ворона
» Нюкульта-ку (ханты)
» Иттарма - вместилище духа
» Атрибуция изображения духа-покровителя северных манси
» Кутх - воплощение духа Ворона
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения