Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Одежда шамана

Участников: 2

Перейти вниз

Одежда шамана Empty Одежда шамана

Сообщение автор Медуза Вт Авг 21, 2018 6:07 pm

Одежда шамана Ie7pjn10
Одежда шамана – своеобразный символ, выражающий его принадлежность к магическому миру духов. Она является вспомогательным элементом, позволяющим призывать духов, вызывать экстаз. Символика шаманского костюма варьируется в зависимости от места жительства шамана. Как и бубен, свое ритуальное одеяние шаман мог изготовить по указанию духов. Разнообразные украшения костюма носят определенный смысл, понятный шаманистам. Они отражают их мировоззрение.
Как предполагает Е. Д. Прокофьева, шаманский костюм пришел из древности, из тех времен, когда он был обрядовой одеждой охотников, устраивающих ритуальные пляски во время своих промыслов. А еще костюмы из шкур были предназначены для обмана зверей, чтобы не распознали в нем человека.
На кафтане вышивали внутренние органы – сердце, печень, а также животных, птиц, луну, солнце, звезды. Стебли вдоль рукавов – символ костей.
На голову кам надевал железный шлем с рогами или головной убор, увешанный медными зеркалами, позволяющими видеть мир. В качестве украшения использовали и птичьи перья. Иногда головные уборы шамана, представлявшие собой шлем корону, обшивали толстым слоем бахромы, закрывавшей глаза шамана, чтобы лучше функционировало его внутреннее зрение.
Шаманский костюм дополняли аксессуары – погремушка, барабаны с великим множеством бубенчиков. У татар, выходцев из Лапландии, костюм украшали рисунками, изображающими Древо Мира, солнце, луну, радугу. У алтайских шаманов и американских – это лук. Таким образом, ритуальный костюм не был одинаков у всех народов. Общим в шаманском одеяньи было одно – он воссоздавал облик матери зверя.
Шили этот наряд из шкуры зверя – лося, марала, оленя – которую старались использовать целиком. На шаманской обуви изображали кровеносные сосуды оленьей ноги. Лапы зверя символизировали перчатки.
На голову шаманы надевали также корону или шапку с рогами. Корона представляла собой обруч, состоящий из двух полос, выгнутых дугой и укрепленных крест накрест. В месте скрещения железных полос прикрепляли выкованные из железа оленьи рога. Иногда они были настоящими. Существует предположение, что первоначально роль шапки выполняла оленья шкура, снятая с животного вместе с рогами.
Добрые алтайские шаманы надевали белую меховую шапку, злые – черную.
Вместо рогов укрепляли иногда изображения птицы; позже костюму шамана и вообще начали придавать птичий облик.
Тувинские шаманы средней силы, обладающие способностью проникать как в «верхний мир», так и в «нижний», для путешествий в поднебесные высоты надевали красный плащ, в «подземный мир теней» – черное одеяние и брали с собой черный бубен.
У некоторых народностей был не один костюм, а несколько, потому что нужны были разные духи для достижения разных целей. Ритуальный костюм – свидетельство шаманской силы и опыта. О них рассказывали нашивки и подвески, количество которых постепенно увеличивалось по мере возрастания способностей и возможностей шамана, повышения его профессионального мастерства.
Символика костюма была общей с бубном.
Лишь с ослаблением шаманства, которое произошло к концу девятнадцатого века, когда в сознание шаманистов начали усиленно внедряться идеи христианства, костюм стал «выходить из моды», и камлание могло происходить в обычной одежде.Одежда шамана E7hu7h10
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шамана Empty Re: Одежда шамана

Сообщение автор Медуза Сб Авг 25, 2018 10:07 pm

Символика шаманской одежды
Символика шаманской одежды
По наряду шаманов можно изучать их религиозную систему, так как костюм, в который облачается шаман, означает божественное присутствие, выраженное в космических символах.

У разных народов существуют разные традиции не только оформления ритуального костюма, но и облачения в него. Алтайские шаманы зимой одевают свой костюм на рубашку, а летом - на голое тело. Тунгусы в любое время года одевают шаманский наряд на голое тело. То же самое можно встретить и у других народов Арктики. Но у народов, расселяющихся на северо-востоке Сибири и у эскимосских племён вообще не существует шаманского наряда. У эскимосов, например, шаман обнажает торс и единственной одеждой на нём остаётся пояс. Скорее всего такая практически полная нагота связана с религиозными представлениями.

Однако независимо от того есть шаманский наряд или его нет понятно одно: шаман не может выполнять свои функции, пока одет в будничную одежду. В том случае, если наряда нет, его заменяют бубен, пояс, шапка. Например, у шоров, чёрных татар и телеутов шаманского наряда нет, но они используют ткань для обматывания головы. Без этой ткани заниматься шаманством просто недопустимо.

Наряд представляет собой микрокосмос, который отличается своими качествами от окружающего пространства обыденности. С одной стороны он представляет собой символическую систему, а с другой - наполнен разными духовными силами, духами, которые формировали собственное пространство в процессе посвящения. Шаман преодолевает мирское пространство и готовится войти в контакт с духами, когда одевает своё облачение. Такое приготовление становится прямым вхождением в духовный мир, потому что наряд одевается с использованием многочисленных традиционных церемоний, которые предваряют шаманский транс.

Само получение, приобретение наряда сопровождается определёнными ритуалами. Шаман должен из своих снов узнать, где его будущий наряд. Найти его он должен сам. У бирарченов наряд по цене коня покупается у родственников умершего шамана. Наряд не может покинуть пределы рода. Он имеет отношение ко всему роду, который заботился о приобретении и сохранении облачения. Но гораздо важнее то, что шаманский наряд насыщен духами, и его нельзя носить тем, кто не может ими управлять. Вырвавшиеся на свободу, духи могут принести вред всему роду. Когда наряд изношен, его вешают в лесу на дереве, чтобы живущие в нём духи покинули его и поселились в новом наряде.

У оседлых тунгусов наряд шамана после смерти хранится в его доме. При этом духи, которые населяют этот костюм, проявляют себя: костюм без видимых причин начинает вздрагивать и шевелиться. У тунгусов-кочевников наряд умершего шамана принято класть возле его гроба. В некоторых регионах считается, что наряд может утратить силу. Это определяют по таким признакам, как смерть больного при лечении с использованием костюма шамана.

Наряд сибирского шамана
У каждого сибирского шамана, по описанию С.С. Шашкова, должны быть кафтан, на который навешаны представляющие мифических животных фигурки и кружки, маска, медный или железный нагрудник, колпак. У самоедов вместо маски был платок, который закрывал глаза шамана и помогал попасть в мир духов через внутренний свет.

На спине кафтана якутских шаманов среди представляющих солнце висящих колец располагался просверленный кружок, который назывался ойбон кюнгете, что означает "отверстие солнца". Однако обычно считается, что он означает Землю с центральным отверстием, с помощью которого шаман попадает в потусторонний мир.
На спине также располагаются полумесяц и железная цепь, которые символизируют выносливость и силу шамана. Железные бляхи нужны на костюме для защиты от ударов злых духов, а бахрома, которую нашивают на мех, считается перьями. Вообще наряд якутского шамана содержит 30-40 фунтов (13-18 кг) металлических украшений. Все металлические предметы на наряде шамана имеют свою душу и не ржавеют.

Украшения из металла располагаются на костюме определённым образом. Вдоль рук они размещаются таким образом, чтобы воспроизвести кость руки. На грудной клетке пришиваются бляшки, которые изображают рёбра. Выше располагают грудь, печень, сердце, другие внутренние органы. Пришивают изображения птиц и животных, вешают небольшой металлический эмегет - дух бешенства - в форме лодки с человечком. У забайкальских и северных тунгусов существуют два вида костюмов: один изображает оленя, другой - утку. Голову коня напоминают резные концы палок. На спине висят ленточки длиной 1 м и шириной 10 см. Их называют кулин - башня. Кони используются в путешествиях шамана.

Наряд бурятского шамана
Исследователь второй половины XVIII в. Паллас оставил описание бурятской шаманки. У неё были две палки, на которых висели колокольчики, и оканчивались они набалдашником в форме конской головы. С её плеч спадали до земли 30 змей из белых и чёрных мехов. На голове был шлем с тремя рогами.

По описаниям М.Н. Хангалова и Н.Н. Агапитова у бурятского шамана должны быть меховой кафтан, колпак в виде рыси, железная или деревянная палка с конской головой. Все эти предметы шаман получает в процессе посвящения. Колпак он получает после пятого очищения. Деревянную палку шаман получает после первого посвящения. Её изготавливают из берёзы таким образом, чтобы не повредить дерево. Вторую железную палку получают только после пятого посвящения. Её украшают колокольчиками.

По цвету кафтана отличают белого шамана от чёрного. Белый кафтан носит шаман, которого поддерживают добрые духи, а чёрный - тот, которому помогают злые духи.
Верхушка железной шапки образована железными кольцами и украшена рогами. Сзади находится железная цепь из девяти звеньев, на конце которой прикреплен кусок железа в форме наконечника. Эта цепь, идущая от шапки, называется позвоночником. На висках с каждой стороны шапки расположено по одному железному кольцу с тремя колбугами. Колбуги - это скрученные полоски железа длиной 4,5 сантиметра. Они означают связь, союз, единство двоих. Сзади и по сторонам к шапке крепятся ленты из шёлка, сукна, полотна и меха, скрученные в виде змей. С ними привязывают кусочки в форме бахромы из ткани цветов, имитирующих мех горностая, ласки и белки.

Под воротником кафтан завязывается полоска полотна шириной 30 см, к которой прикрепляются шкурки животных и изображения змей. Этот аксессуар называют джибер (плавник, крыло) или далабчи (крыло).

Палка с изображением конской головы грубо отёсана. Её длина составляет полтора метра. К шее палки прикрепляется кольцо с тремя колбугами - так получается грива коня. Такие же колбуги крепятся к противоположному концу, образуя хвост. Спереди палки крепится ещё одно кольцо с колбугой и миниатюрные железные стремена, меч, копьё, молот, топор, лодка, наконечник гарпуна, весло. Ниже ещё размещаются три кольца с колбугами. Эти кольца символизируют ноги.

У шамана также есть кнут с рукояткой, восьмикратно обмотанной кожей мускусной крысы и снабжённой железным кольцом с тремя колбугами. Вместе с кольцами привязывают меч, копьё, дубинку с заострённым концом, молот - всё это в маленькое. Также прикрепляют кусочки полотна и шёлка. Этот аксессуар называется "кнут живого". Обычно кнут шаман использует вместе с палками для совершения обрядов и ритуалов.

Наряд алтайского шамана
Кафтан алтайского шамана изготовлен из кожи оленя или козла. К нему пришито множество платочков и ленточек, которые символизируют змей. Некоторые ленточки имеют форму головы змеи с открытой пастью и глазами. У больших змей хвост раздваивается, а иногда встречается, что у трёх змей всего одна голова. Считается, что у богатого шамана должно быть 1070 змей.
Также на кафтане находится несколько железных предметов. Среди них есть небольшой лук со стрелами, предназначенный для отпугивания духов. На спине костюма пришиты два медных круга и шкуры животных. Воротник украшается бахромой из перьев коричневых и чёрных сов. Там же расположены семь фигурок, у которых вместо головы перья коричневой совы. Они символизируют семь небесных дев. Семь колокольчиков, которые украшают костюм, считаются голосами этих дев. В некоторых регионах небесных дев девять. Считается, что это дочери Ульген.

Среди висящих на шаманском костюме предметов, есть также два маленьких урода - Джутпа и Арба. Они живут в царстве Эрлик. Одного из них делают из коричневого или чёрного материала, а другого - из зелёного. Каждый имеет по паре ног, полуоткрытую пасть и хвост.

Костюм шамана, как и всё, что связано с шаманством, наделён силой, которая сохраняется после смерти хозяина. Поэтому большинство народов не сохраняют шаманское облачение, а оставляют его в погребении умершего шамана. Ритуальный наряд продумывается до мелочей, так как в своих духовных путешествиях шаман нуждается в защите и помощи, которую ему дают символические изображения духов-помощников.
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шамана Empty Re: Одежда шамана

Сообщение автор Медуза Вс Сен 02, 2018 10:53 pm

Тубяку — подвеска со спинки якутского шаманского костюма. Вся подвеска изображает мать, детей и их возможное потомство. Она была специально сделана долганской женщиной, у которой умирали дети. Так она изобразила жизни оставшихся и вручила шаманке для их сохранения. С ее смертью подвеска была снята.
Одежда шамана Njsbai10
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шамана Empty Re: Одежда шамана

Сообщение автор Медуза Вт Сен 11, 2018 7:35 pm

РИТУАЛЬНЫЙ КАФТАН ШАМАНА


Эвенки Джелтулакского района. Начало ХХ в. Размер: 155х46 см 
Материал: шкура медвежья, ровдуга, железо 
Кафтан выполнен из шкуры медведя мехом наружу, украшен ровдужными кистями, железными подвесками (фигурками птиц, зверей и др.) 
 
Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского.
Одежда шамана N_ildw10
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шамана Empty Re: Одежда шамана

Сообщение автор Медуза Вт Сен 18, 2018 1:02 am

Подвеска наспинная к костюму шамана
Иркутская губерния. XIX в.
Железо; ковка
Одежда шамана 2-110
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шамана Empty Re: Одежда шамана

Сообщение автор Медуза Вт Сен 18, 2018 1:07 am

Шаманский костюм с ритуальными атрибутами бурят булагатских родов
Иркутская губерния. ХVIII в.
Кожа, ткань, железо, волос конский
Одежда шамана 5-110
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шамана Empty Re: Одежда шамана

Сообщение автор Медуза Вт Сен 18, 2018 1:08 am

Подвеска волосяная к ритуальному костюму шамана "зэли" (бур.)
Иркутская губерния. Кон. XIX –нач. ХХ вв.
Волос конский, дерево, железо; плетение, резьба по дереву
Одежда шамана Dsc03410
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Одежда шамана Empty Re: Одежда шамана

Сообщение автор Кедрач Чт Ноя 16, 2023 11:17 am

фото шаманских одеяний из запасников этнографического музея (Хакассия)
Одежда шамана <a href=Одежда шамана Dsc04129" />Одежда шамана <a href=Одежда шамана Dsc04126" /> Одежда шамана <a href=Одежда шамана Dsc04125 " /> Одежда шамана Dsc04128  Одежда шамана <a href=Одежда шамана Dsc04127" />  Одежда шамана <a href=Одежда шамана Dsc04124" /> Одежда шамана <a href=Одежда шамана Dsc04123" />" />
Кедрач
Кедрач

Эзотерическое направление : кам
Мужчина Сообщения : 101
Дата регистрации : 2023-11-15
Возраст : 49
Откуда : Горный Алтай

https://www.livemaster.ru/shamanobereg

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения