БЫК В ШАМАНСКИХ МИФАХ ЯКУТОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и предания Якутии
Страница 1 из 1
БЫК В ШАМАНСКИХ МИФАХ ЯКУТОВ
БЫК В ШАМАНСКИХ МИФАХ ЯКУТОВ
Руфов Александр.
Верхне-Вилюйский улус.
5 марта 1925 г.
Один шаман в нашем 2-м Удюгейском наслеге по имени Бодонгкос, по прозванию Огусар-Ойун, рассказывал, что он бодался с духом оспы, приняв вид голубо-пестрого быка. Он говорил: «Я чувствовал, что могу быть равным ему по силе противником, но дело испортила моя жена, которая открыла двери юрты, чтобы взглянуть на нас. Благодаря последнему обстоятельству он осилил. Мое противоборство разгневало духа оспы и имело результатом то, что из моей семьи погибло семь человек (от оспы)!».
Лукин Александр.
11 февраля 1925 г.
Когда-то в древности жил, говорят, предок всего Мытахскбго наслега — шаман по имени Наачабыгл. Есть будто бы «Госпожа» (так якуты называют духа оспенной эпидемии, боясь произносить ее собственное имя. Г. К.). Однажды она пришла к этому шаману. И вот они бодались у озера под именем Наачабыл.
Шаман превратился в голубо-пестрого быка-пороза, а Госпожа ■(оспа) тоже оборотилась быком.
Рассказывают, что ни один из противников не одолел другого, оказались равными. Разошлись будто бы, заключив договор больше не встречаться. Госпожа дала подписку никогда не бывать среди потомков шамана.
Среди Мытахских якутов, которые являются потомками этого шамана, оспа никогда, действительно, не бывала.
Самсонов Спиридон.
Селение Нюрба.
6 марта 1925 г.
В старину, когда мне было десять лет, пошел я однажды в Одейцах на камлание шамана Павла. Я помню, как во время камлания шаман вдруг, бросив свой бубен, стал издавать бычий рев и, ставши на четвереньки, обеими руками стал рыть землю.
Затем, мне показалось, как над обоими ушами на голове появилось что-то красное, длиною приблизительно с четверть. Говорили, что это рога. Издавая протяжный бычий рев, рогами он стал ковырять землю, было видно, как большие комья глины полетели на стену. До этого он приказал прикрыть горящие угли пеплом и было темновато. Потом рога как будто, исчезли.
Затем, он попросил у присутствующих нож, но никто ему не дал. Тогда, подставляя свой бубен отверстием вверх, он стал сильно бить в него около выходных дверей у края матицы. Вдруг раздался стул в бубен чего-то падающего сверху. И тут же у него в руках очутился нож с черенком. Я сильно испугался и спрятался. С тех пор я и закаялся ходить на шаманское камлание.
(По Г. В. Ксенофонтову)
Руфов Александр.
Верхне-Вилюйский улус.
5 марта 1925 г.
Один шаман в нашем 2-м Удюгейском наслеге по имени Бодонгкос, по прозванию Огусар-Ойун, рассказывал, что он бодался с духом оспы, приняв вид голубо-пестрого быка. Он говорил: «Я чувствовал, что могу быть равным ему по силе противником, но дело испортила моя жена, которая открыла двери юрты, чтобы взглянуть на нас. Благодаря последнему обстоятельству он осилил. Мое противоборство разгневало духа оспы и имело результатом то, что из моей семьи погибло семь человек (от оспы)!».
Лукин Александр.
11 февраля 1925 г.
Когда-то в древности жил, говорят, предок всего Мытахскбго наслега — шаман по имени Наачабыгл. Есть будто бы «Госпожа» (так якуты называют духа оспенной эпидемии, боясь произносить ее собственное имя. Г. К.). Однажды она пришла к этому шаману. И вот они бодались у озера под именем Наачабыл.
Шаман превратился в голубо-пестрого быка-пороза, а Госпожа ■(оспа) тоже оборотилась быком.
Рассказывают, что ни один из противников не одолел другого, оказались равными. Разошлись будто бы, заключив договор больше не встречаться. Госпожа дала подписку никогда не бывать среди потомков шамана.
Среди Мытахских якутов, которые являются потомками этого шамана, оспа никогда, действительно, не бывала.
Самсонов Спиридон.
Селение Нюрба.
6 марта 1925 г.
В старину, когда мне было десять лет, пошел я однажды в Одейцах на камлание шамана Павла. Я помню, как во время камлания шаман вдруг, бросив свой бубен, стал издавать бычий рев и, ставши на четвереньки, обеими руками стал рыть землю.
Затем, мне показалось, как над обоими ушами на голове появилось что-то красное, длиною приблизительно с четверть. Говорили, что это рога. Издавая протяжный бычий рев, рогами он стал ковырять землю, было видно, как большие комья глины полетели на стену. До этого он приказал прикрыть горящие угли пеплом и было темновато. Потом рога как будто, исчезли.
Затем, он попросил у присутствующих нож, но никто ему не дал. Тогда, подставляя свой бубен отверстием вверх, он стал сильно бить в него около выходных дверей у края матицы. Вдруг раздался стул в бубен чего-то падающего сверху. И тут же у него в руках очутился нож с черенком. Я сильно испугался и спрятался. С тех пор я и закаялся ходить на шаманское камлание.
(По Г. В. Ксенофонтову)
Похожие темы
» Духи предков (В африканских мифах)
» Ящерица в мифах и верованиях народов мира.
» НОВЫЙ ГОД В ШАМАНСКИХ ТРАДИЦИЯХ
» Охотничьи ритуалы бурят в шаманских рукописях
» Чайки у Якутов
» Ящерица в мифах и верованиях народов мира.
» НОВЫЙ ГОД В ШАМАНСКИХ ТРАДИЦИЯХ
» Охотничьи ритуалы бурят в шаманских рукописях
» Чайки у Якутов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и предания Якутии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения