Особенности головного убора тувинского шамана
Участников: 2
Страница 1 из 1
Особенности головного убора тувинского шамана
Составные части шаманского головного убора таковы:
Хола хаай, хода карак (медный нос и медные глаза). На лицевой стороне головного убора обязательно делали медный нос и медные глаза. Вокруг глаз нашивали два круга из красного материала, что придавало головному убору сходство с существом Чесмыйыс (медные рога). К тому месту, где обычно вырастают рога у животных — на шаманском головном уборе пришивают две медные пластины, загнутые в форме стилизованных рогов. По просьбе шамана их изготавливал избранный тувинец-кузнец. Длина каждого рога в среднем 15 см. На острых кончиках медных рогов завязывали ыдык — святыню, которая состоит из лоскутов материи белого и красного цвета. Нельзя не согласиться с С.И. Вайнштейном, что «рога на головных уборах служили зашитой от злых духов, отпугивали их. Судя по изображениям рогатых личин в археологических памятниках Сибири (в том числе Тувы), можно полагать, что исследование разнообразных головных уборов в ритуальных целях имеет древнюю традицию...»
Кулак (уши). Уши на шаманском головном уборе изготавливаются только из красного материала. Внешне они очень похожи на уши человека, и также символизируют мифическое существо.
Борттунг ханазы (околыш). Борттунг ханазы — дословно «стена головного убора» — русский синоним «околыш». Это лента шириной 8—10 см, которая имеет две стороны внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона украшается расшитыми квадратами, расположенными в шахматном порядке. Верхний и нижний края околыша окантовывали тонкой ленточкой синего цвета.
Салгыт. К нижнему краю околыша пришивали ряд атрофированных просверленных клыков марала (салгыт). Известно, что раньше головной убор у коронованных шаманов имел единообразный принцип оформления — атрофированные клыки марала строго чередовались с разноцветными бусами, на низанными на нитку из сухожилий.
С.И. Вайнштейн утверждает, что «С головным убором связано также употребление атрофированных клыков марала салгыт и раковин каури чылан бажи — те и другие применялись в качестве амулетов в Туве ещё в эпоху раннего железа...».
Саннаш. Основным украшением головного убора шамана является саннаш Его делают из крыльев орла. К верхнему краю околыша, вдоль внутренней его части пришивали специально выбранные орлиные перья так, чтобы они торчали оперением вверх. Прежде чем пришить перья, стержень каждого из них заворачивали в мягкий материал. Количество перьев на саннаше—40 больших и 20 мелких. В фондах Тувинского музея имеются головные уборы с перьями жёлтого филина. Тоджинские шаманы иногда употребляли для украшения головного убора и перья глухаря. По мнению того же С.И. Вайнштейна «...перья на головном уборе осмыслялись как ээрены птиц духов-помощников
шамана. Ээрен орла должен был помочь шаману летать...».
Суук-кара (плавное чёрное крыло). Венцом шаманского головного убора выступают два длинных пера, которые находятся впереди, перед крыльями орла, они помогают шаману преодолевать сопротивление воздуха во время высокого «полета». К кончикам суук-кара (в русском переводе — плавные чёрные крылья) крепят ыдык — «святыню», которая состоит из лоскутов материал белого и красного цвета.
Маак. На задней стороне головного убора были подвешены две ленты из красного материала {маак). Концы мааков похожи на плоские наконечники стрел древних охотников.
(По М. Б. Кенин-Лобсану)
Хола хаай, хода карак (медный нос и медные глаза). На лицевой стороне головного убора обязательно делали медный нос и медные глаза. Вокруг глаз нашивали два круга из красного материала, что придавало головному убору сходство с существом Чесмыйыс (медные рога). К тому месту, где обычно вырастают рога у животных — на шаманском головном уборе пришивают две медные пластины, загнутые в форме стилизованных рогов. По просьбе шамана их изготавливал избранный тувинец-кузнец. Длина каждого рога в среднем 15 см. На острых кончиках медных рогов завязывали ыдык — святыню, которая состоит из лоскутов материи белого и красного цвета. Нельзя не согласиться с С.И. Вайнштейном, что «рога на головных уборах служили зашитой от злых духов, отпугивали их. Судя по изображениям рогатых личин в археологических памятниках Сибири (в том числе Тувы), можно полагать, что исследование разнообразных головных уборов в ритуальных целях имеет древнюю традицию...»
Кулак (уши). Уши на шаманском головном уборе изготавливаются только из красного материала. Внешне они очень похожи на уши человека, и также символизируют мифическое существо.
Борттунг ханазы (околыш). Борттунг ханазы — дословно «стена головного убора» — русский синоним «околыш». Это лента шириной 8—10 см, которая имеет две стороны внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона украшается расшитыми квадратами, расположенными в шахматном порядке. Верхний и нижний края околыша окантовывали тонкой ленточкой синего цвета.
Салгыт. К нижнему краю околыша пришивали ряд атрофированных просверленных клыков марала (салгыт). Известно, что раньше головной убор у коронованных шаманов имел единообразный принцип оформления — атрофированные клыки марала строго чередовались с разноцветными бусами, на низанными на нитку из сухожилий.
С.И. Вайнштейн утверждает, что «С головным убором связано также употребление атрофированных клыков марала салгыт и раковин каури чылан бажи — те и другие применялись в качестве амулетов в Туве ещё в эпоху раннего железа...».
Саннаш. Основным украшением головного убора шамана является саннаш Его делают из крыльев орла. К верхнему краю околыша, вдоль внутренней его части пришивали специально выбранные орлиные перья так, чтобы они торчали оперением вверх. Прежде чем пришить перья, стержень каждого из них заворачивали в мягкий материал. Количество перьев на саннаше—40 больших и 20 мелких. В фондах Тувинского музея имеются головные уборы с перьями жёлтого филина. Тоджинские шаманы иногда употребляли для украшения головного убора и перья глухаря. По мнению того же С.И. Вайнштейна «...перья на головном уборе осмыслялись как ээрены птиц духов-помощников
шамана. Ээрен орла должен был помочь шаману летать...».
Суук-кара (плавное чёрное крыло). Венцом шаманского головного убора выступают два длинных пера, которые находятся впереди, перед крыльями орла, они помогают шаману преодолевать сопротивление воздуха во время высокого «полета». К кончикам суук-кара (в русском переводе — плавные чёрные крылья) крепят ыдык — «святыню», которая состоит из лоскутов материал белого и красного цвета.
Маак. На задней стороне головного убора были подвешены две ленты из красного материала {маак). Концы мааков похожи на плоские наконечники стрел древних охотников.
(По М. Б. Кенин-Лобсану)
Re: Особенности головного убора тувинского шамана
Надо же оказывается , какой сложный был убор головной у Тувинцев
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» МИФЫ ТУВИНСКОГО НАРОДА
» Осина (свойства и особенности)
» Типы и особенности призвания
» Особенности хантыйских бубнов
» КАРАГАНА ДРЕВОВИДНАЯ (Свойства и особенности)
» Осина (свойства и особенности)
» Типы и особенности призвания
» Особенности хантыйских бубнов
» КАРАГАНА ДРЕВОВИДНАЯ (Свойства и особенности)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения