Исылта-ку - целитель (ханты)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Исылта-ку - целитель (ханты)
Исылта-ку - целитель (ханты)
На Васюгане значение этого термина объясняют следующим образом: это человек, который своими действиями заставляет людей плакать (йисилта - плакать, Терешкин 1961: 135). На Вахе точного перевода этого слова выяснить не удалось, но приблизительное его объяснение таково: человек, который режет сам себя.
Человеку, призванному стать исылта-ку, снился сон о назначении его на это верховным божеством Торумом. Будущий исылта-ку должен был сшить из белой ткани восемь одинаковых халатов. Семь из них следовало подвесить в лесу с восточной стороны одной из берез. Восьмой халат оставался исылта-ку.
Вскоре после изготовления халатов исылта-ку объявлял себя избранником Торума, но к исполнению своих обязанностей приступал лишь спустя два-три года. Этот срок считался достаточным, чтобы окружающие убедились в том, что данное лицо не является просто сумасшедшим.
Если кто-либо выдавал себя за исылта-ку без определения на это Торумом, то он мог умереть. По рассказу А. Е. Кунина, «...люди побегут за ним, а он бежит и одежду бросит по дороге, это значит, что он не наш, к лунгам ушел. Когда на него собака залает, то он умрет... У него в кресте над могилой дырочка (душа улетела) и нырики (обувь - В. К.) на кресте висят - это он перед уходом повесил».
Функцией исылта-ку было излечивание больных. Обычно оно начиналось после просьбы больного, но иногда исылта-ку узнавал о наступившем заболевании во сне. Лечение осуществлялось при непосредственном контакте исылта-ку и больного. Сущность его заключалась в извлечении злого духа из тела больного, либо этого духа пожирала змея - дух-помощник исылта-ку, которого он вселял в себя перед началом лечения. Это осуществлялось путем нанесения себе телесного повреждения. Исылта-ку А. Е. Кунин демонстрировал нам начало
сеанса лечения. Вначале он снял телогрейку и объяснил, что на нем должен быть белый халат длиной до колен. Затем он приподнял руки и развел их в стороны, согнув во всех суставах. Переваливаясь из стороны в сторону он стал медленно ходить по кругу против часовой стрелки, самыми разно образными оттенками растягивая звук га-а-а-а. Его блуждающий взгляд изредка останавливался на мне. Так продолжалось несколько минут. Потом он стал быстро убыстрять темп ходьбы и вместе с тем менять ритм напева. Наконец, его взгляд надолго остановился на мне, зрачки увеличились, выражение глаз изменилось. Не сводя с меня глаз, он левой рукой раздвинул разрез рубахи и попросил нож, лежавший на столе. Я подал ему более безопасную вещь - подпилок, который он взял правой рукой и упер острым концом в яремную вырезку. Затем сделал движение, имитирующее давление на подпилок. Это сопровождалось таким звуком, словно подпилок входил в тело. Затем подпилок был «вытащен», что сопровождалось таким же характерным звуком. На теле было заметно красное пятно. Алексей Ефимович сказал, что он создал видимость нанесения раны, но на самом деле вселил в себя духа - змею. «Теперь можно
лечить,- сказал он,- если бы ты был болен. Духи ко мне пришли».
По другим сведениям, воткнутый нож должен был извлечь сам больной. Время извлечения указывал исылта-ку, которому его подсказывал «изнутри» его дух-помощник. При этом считалось, что в момент извлечения ножа определяется отношение духа-помощника исылта-ку к больному. Плохим предзнаменованием для больного было появление крови в месте нанесения удара. И наоборот, благополучный исход болезни предполагался в том случае, если рана оказывалась едва заметной. По мнению К. Ф. Карьялайнена, искусство фокусника очень древнее и первоначально имело иное значение. Он полагает, что в прошлом фокусники прибегали к ранениям не специально для обмана зрителей, а для действительного возбуждения.
После «вселения» в себя духа-помощника исылта-ку «излечивал» двумя способами. В одних случаях он извлекал носителя болезни в виде червяка, ящерицы и т. д., которого должен был проглотить. Это осмыслялось как пожирание духа-носителя болезни духом-помощником исылта-ку, находившимся внутри последнего. Е. Н. Прасина такой способ лечения объясняла следующим образом: «Алексей извлек Кынь-лунга в виде червяка. Алексей намотал его вокруг пальца, и он извивался. Червяка Алексей съел, голова болеть у меня не стала». В
другом случае исылта-ку приходил в физическое соприкосновение с больным, ощупывал больное место. Это также осмыслялось как пожирание носителя болезни духом-помощником, находившимся в руке исылта-ку. Считалось, что исылта-ку излечивает потому, что в нем живет мёнкам (змея). Змея находится в его руке, и когда, например, женщина не может разродиться, то он ощупает ее своей рукой и излечивает.
По сведениям хантов, некоторые исылта-ку могли излечивать и другими средствами. Так, нам рассказывали, что в далеком прошлом один исылта-ку якобы вскрыл обратившемуся к нему больному живот, извлек в деревянное корыто кишечник, удалил причину болезни и таким образом вылечил больного.
Кроме излечивания, исылта-ку мог «возвратить» к жизни преждевременно умершего человека. Как указывалось выше, ханты полагали, что срок жизни человеку определял Торум. Однако иногда люди могут умереть преждевременно. Говоря иными словами, они попадают в подземный мир, к богу мертвых Кэллох-Торуму раньше, чем это предопределено Торумом. Задачей исылта-ку было возвращение к жизни преждевременно умершего. Для этого исылта-ку должен был вступить в контакт с царством мертвых. По рассказам информаторов,
это выглядело следующим образом: исылта-ку ложился рядом с умершим и накрывался тряпкой, которой был покрыт умерший, приказывая всем покинуть помещение и слушать на улице. Дверь изнутри закрывалась. Исылта-ку должен был лежать рядом с умершим три дня: путь к Кэллох-Торуму занимал полтора дня в один конец. Исылта-ку просил Кэллох-Торума освободить умершего, поскольку срок жизни, отведенный ему Торумом, еще не кончился. Если умерший действительно попадал в подземный мир преждевременно, то он постепенно оживал и начинал разговаривать. Но родственникам не разрешалось входить в жилище, пока он не начинал говорить связно и в полный голос. После «оживления» человека в жилище входили люди, снимали с исылта-ку белую тряпку, разводили огонь и варили чай. Если во время акта оживления доносился лай собаки, то человек умирал навсегда.
Необходимо отметить, что лицам, относящимся к категории исылта-ку, ханты приписывали способность наносить себе телесные повреждения, не связывая это с излечиванием больного, а ради развлечения присутствовавших. Они могли «протыкать» себя ножом, «отрезать» себе голову и т. п.
Исылта-ку получал за свои действия вознаграждение, но оно было весьма скромным: новая рубаха, головной платок, кисет, бутылка вина.
Подарок делал больной или его родственники. Считалось, что при нарушении этого правила исылта-ку терял силу и власть над духом.
(По книге В. М. Кулемзина "О хантыйских шаманах")
На Васюгане значение этого термина объясняют следующим образом: это человек, который своими действиями заставляет людей плакать (йисилта - плакать, Терешкин 1961: 135). На Вахе точного перевода этого слова выяснить не удалось, но приблизительное его объяснение таково: человек, который режет сам себя.
Человеку, призванному стать исылта-ку, снился сон о назначении его на это верховным божеством Торумом. Будущий исылта-ку должен был сшить из белой ткани восемь одинаковых халатов. Семь из них следовало подвесить в лесу с восточной стороны одной из берез. Восьмой халат оставался исылта-ку.
Вскоре после изготовления халатов исылта-ку объявлял себя избранником Торума, но к исполнению своих обязанностей приступал лишь спустя два-три года. Этот срок считался достаточным, чтобы окружающие убедились в том, что данное лицо не является просто сумасшедшим.
Если кто-либо выдавал себя за исылта-ку без определения на это Торумом, то он мог умереть. По рассказу А. Е. Кунина, «...люди побегут за ним, а он бежит и одежду бросит по дороге, это значит, что он не наш, к лунгам ушел. Когда на него собака залает, то он умрет... У него в кресте над могилой дырочка (душа улетела) и нырики (обувь - В. К.) на кресте висят - это он перед уходом повесил».
Функцией исылта-ку было излечивание больных. Обычно оно начиналось после просьбы больного, но иногда исылта-ку узнавал о наступившем заболевании во сне. Лечение осуществлялось при непосредственном контакте исылта-ку и больного. Сущность его заключалась в извлечении злого духа из тела больного, либо этого духа пожирала змея - дух-помощник исылта-ку, которого он вселял в себя перед началом лечения. Это осуществлялось путем нанесения себе телесного повреждения. Исылта-ку А. Е. Кунин демонстрировал нам начало
сеанса лечения. Вначале он снял телогрейку и объяснил, что на нем должен быть белый халат длиной до колен. Затем он приподнял руки и развел их в стороны, согнув во всех суставах. Переваливаясь из стороны в сторону он стал медленно ходить по кругу против часовой стрелки, самыми разно образными оттенками растягивая звук га-а-а-а. Его блуждающий взгляд изредка останавливался на мне. Так продолжалось несколько минут. Потом он стал быстро убыстрять темп ходьбы и вместе с тем менять ритм напева. Наконец, его взгляд надолго остановился на мне, зрачки увеличились, выражение глаз изменилось. Не сводя с меня глаз, он левой рукой раздвинул разрез рубахи и попросил нож, лежавший на столе. Я подал ему более безопасную вещь - подпилок, который он взял правой рукой и упер острым концом в яремную вырезку. Затем сделал движение, имитирующее давление на подпилок. Это сопровождалось таким звуком, словно подпилок входил в тело. Затем подпилок был «вытащен», что сопровождалось таким же характерным звуком. На теле было заметно красное пятно. Алексей Ефимович сказал, что он создал видимость нанесения раны, но на самом деле вселил в себя духа - змею. «Теперь можно
лечить,- сказал он,- если бы ты был болен. Духи ко мне пришли».
По другим сведениям, воткнутый нож должен был извлечь сам больной. Время извлечения указывал исылта-ку, которому его подсказывал «изнутри» его дух-помощник. При этом считалось, что в момент извлечения ножа определяется отношение духа-помощника исылта-ку к больному. Плохим предзнаменованием для больного было появление крови в месте нанесения удара. И наоборот, благополучный исход болезни предполагался в том случае, если рана оказывалась едва заметной. По мнению К. Ф. Карьялайнена, искусство фокусника очень древнее и первоначально имело иное значение. Он полагает, что в прошлом фокусники прибегали к ранениям не специально для обмана зрителей, а для действительного возбуждения.
После «вселения» в себя духа-помощника исылта-ку «излечивал» двумя способами. В одних случаях он извлекал носителя болезни в виде червяка, ящерицы и т. д., которого должен был проглотить. Это осмыслялось как пожирание духа-носителя болезни духом-помощником исылта-ку, находившимся внутри последнего. Е. Н. Прасина такой способ лечения объясняла следующим образом: «Алексей извлек Кынь-лунга в виде червяка. Алексей намотал его вокруг пальца, и он извивался. Червяка Алексей съел, голова болеть у меня не стала». В
другом случае исылта-ку приходил в физическое соприкосновение с больным, ощупывал больное место. Это также осмыслялось как пожирание носителя болезни духом-помощником, находившимся в руке исылта-ку. Считалось, что исылта-ку излечивает потому, что в нем живет мёнкам (змея). Змея находится в его руке, и когда, например, женщина не может разродиться, то он ощупает ее своей рукой и излечивает.
По сведениям хантов, некоторые исылта-ку могли излечивать и другими средствами. Так, нам рассказывали, что в далеком прошлом один исылта-ку якобы вскрыл обратившемуся к нему больному живот, извлек в деревянное корыто кишечник, удалил причину болезни и таким образом вылечил больного.
Кроме излечивания, исылта-ку мог «возвратить» к жизни преждевременно умершего человека. Как указывалось выше, ханты полагали, что срок жизни человеку определял Торум. Однако иногда люди могут умереть преждевременно. Говоря иными словами, они попадают в подземный мир, к богу мертвых Кэллох-Торуму раньше, чем это предопределено Торумом. Задачей исылта-ку было возвращение к жизни преждевременно умершего. Для этого исылта-ку должен был вступить в контакт с царством мертвых. По рассказам информаторов,
это выглядело следующим образом: исылта-ку ложился рядом с умершим и накрывался тряпкой, которой был покрыт умерший, приказывая всем покинуть помещение и слушать на улице. Дверь изнутри закрывалась. Исылта-ку должен был лежать рядом с умершим три дня: путь к Кэллох-Торуму занимал полтора дня в один конец. Исылта-ку просил Кэллох-Торума освободить умершего, поскольку срок жизни, отведенный ему Торумом, еще не кончился. Если умерший действительно попадал в подземный мир преждевременно, то он постепенно оживал и начинал разговаривать. Но родственникам не разрешалось входить в жилище, пока он не начинал говорить связно и в полный голос. После «оживления» человека в жилище входили люди, снимали с исылта-ку белую тряпку, разводили огонь и варили чай. Если во время акта оживления доносился лай собаки, то человек умирал навсегда.
Необходимо отметить, что лицам, относящимся к категории исылта-ку, ханты приписывали способность наносить себе телесные повреждения, не связывая это с излечиванием больного, а ради развлечения присутствовавших. Они могли «протыкать» себя ножом, «отрезать» себе голову и т. п.
Исылта-ку получал за свои действия вознаграждение, но оно было весьма скромным: новая рубаха, головной платок, кисет, бутылка вина.
Подарок делал больной или его родственники. Считалось, что при нарушении этого правила исылта-ку терял силу и власть над духом.
(По книге В. М. Кулемзина "О хантыйских шаманах")
Похожие темы
» Запрет (ханты)
» Нюкульта-ку (ханты)
» Обиженный огонь (ханты)
» Дерево для жертвенных стрел (ханты)
» Одежда для духа (юнг-лёпы) (ханты)
» Нюкульта-ку (ханты)
» Обиженный огонь (ханты)
» Дерево для жертвенных стрел (ханты)
» Одежда для духа (юнг-лёпы) (ханты)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения