Йерсу - божество земли и вод
Страница 1 из 1
Йерсу - божество земли и вод
ЙЕРСУ
Домашних животных, в том числе и коней, приносили в жертву и Йерсу (божеству земли и вод). Это божество у алтайцев выступало обычно под обобщенным названием — Алтай (или Jаан каин Алтай). Ему полагалось приносить в жертву, как и Йерсу, коня рыжей масти, причем обязательно после камлания Ульгеню или его сыну." Здесь уместно сказать несколько слов об Алтае как божестве. Само слово «алтай» употреблялось в нескольких значениях.
Им называли не только географически известную горную страну, но иногда (например, в эпосе) и местность, где родился и жил богатырь. При встрече друг с другом или с кем-либо другим богатыри называли имя своего алтая. Упоминание алтая как родины богатыря было столь же обязательно, как и название масти его ездовой лошади. Алтайские же камы употребляли слово «алтай» в двух сакральных значениях. Во-первых, как и в эпосе, в качестве нарицательного имени той или иной горы вместе с ее собственным именем (например: алтаi Чаптыган, алтаi Сулишктаг, алтаi Iзiмnij и др.). Обычно собственным именем называли священную, часто родовую гору, являвшуюся покровительницей кама, дававшую ему бубны. Во-вторых, слово «алтай» было обобщенным названием божества. Камы именовали его великим Алтаем Jаан Алтаi), которому они камлали и приносили в жертву коня. Однако камлание с жертвоприношением устраивалось на другой день после камлания Ульгеню или кому-нибудь из его сыновей. Отдельно такого камлания не проводили.
Божество Алтай заменило Йерсу (Jарсу), входившее в пантеон древних тюрок, хотя почитание непосредственно Йерсу у алтае-саянских шаманистов местами сохранялось. Название Зарсу в качестве почитаемого божества у алтайцев зафиксировано еще В. Вербицким. А. В. Анохин относил его к категории духов земли и записал как Jарсу (букв, «земля-вода») и Ялта. В другом месте своей книги он относит оба этих названия к духам гор и сообщает, что алтайцы и.х именуют духами воды и земли (Jар-су), духами горных ледников (]азiм таiка) и духами гор (алтаi), Отсюда следует, что слова Jар-су и алтаi синонимичны, взаимозаменяемы и выступают в качестве обобщенного названия только одной категории духов — духов гор.
Челекей Апаятов, коренной житель Усть-Канского района, говорил о том, что алтайцы этого района, как и Онгудайского, поклонялись богу Jарсу, которого считали хозяином всего Алтая (Алтаjдынг аазi).
Представление о Jар-су у алтайцев отразило контаминацию реминисценций о древнетюркском Jар-суб с локальным обобщенным и персонифицированным образом хозяина Алтая. Образ и название Алтая, можно сказать, вытеснили Jар-суб как божество земли древних тюрок, которое тогда в согласии с Тенгри покровительствовало им.
Домашних животных, в том числе и коней, приносили в жертву и Йерсу (божеству земли и вод). Это божество у алтайцев выступало обычно под обобщенным названием — Алтай (или Jаан каин Алтай). Ему полагалось приносить в жертву, как и Йерсу, коня рыжей масти, причем обязательно после камлания Ульгеню или его сыну." Здесь уместно сказать несколько слов об Алтае как божестве. Само слово «алтай» употреблялось в нескольких значениях.
Им называли не только географически известную горную страну, но иногда (например, в эпосе) и местность, где родился и жил богатырь. При встрече друг с другом или с кем-либо другим богатыри называли имя своего алтая. Упоминание алтая как родины богатыря было столь же обязательно, как и название масти его ездовой лошади. Алтайские же камы употребляли слово «алтай» в двух сакральных значениях. Во-первых, как и в эпосе, в качестве нарицательного имени той или иной горы вместе с ее собственным именем (например: алтаi Чаптыган, алтаi Сулишктаг, алтаi Iзiмnij и др.). Обычно собственным именем называли священную, часто родовую гору, являвшуюся покровительницей кама, дававшую ему бубны. Во-вторых, слово «алтай» было обобщенным названием божества. Камы именовали его великим Алтаем Jаан Алтаi), которому они камлали и приносили в жертву коня. Однако камлание с жертвоприношением устраивалось на другой день после камлания Ульгеню или кому-нибудь из его сыновей. Отдельно такого камлания не проводили.
Божество Алтай заменило Йерсу (Jарсу), входившее в пантеон древних тюрок, хотя почитание непосредственно Йерсу у алтае-саянских шаманистов местами сохранялось. Название Зарсу в качестве почитаемого божества у алтайцев зафиксировано еще В. Вербицким. А. В. Анохин относил его к категории духов земли и записал как Jарсу (букв, «земля-вода») и Ялта. В другом месте своей книги он относит оба этих названия к духам гор и сообщает, что алтайцы и.х именуют духами воды и земли (Jар-су), духами горных ледников (]азiм таiка) и духами гор (алтаi), Отсюда следует, что слова Jар-су и алтаi синонимичны, взаимозаменяемы и выступают в качестве обобщенного названия только одной категории духов — духов гор.
Челекей Апаятов, коренной житель Усть-Канского района, говорил о том, что алтайцы этого района, как и Онгудайского, поклонялись богу Jарсу, которого считали хозяином всего Алтая (Алтаjдынг аазi).
Представление о Jар-су у алтайцев отразило контаминацию реминисценций о древнетюркском Jар-суб с локальным обобщенным и персонифицированным образом хозяина Алтая. Образ и название Алтая, можно сказать, вытеснили Jар-суб как божество земли древних тюрок, которое тогда в согласии с Тенгри покровительствовало им.
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Дух из под земли
» ДУХ ЗЕМЛИ ДЬЕР-СУ
» ПАЯ - СТАРУХА ЗЕМЛИ
» УСТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ
» МИФЫ О СОТВОРЕНИИ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕКА
» ДУХ ЗЕМЛИ ДЬЕР-СУ
» ПАЯ - СТАРУХА ЗЕМЛИ
» УСТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ
» МИФЫ О СОТВОРЕНИИ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕКА
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения