ПАЯ - СТАРУХА ЗЕМЛИ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
ПАЯ - СТАРУХА ЗЕМЛИ
Пая , Паяга - ‘старуха, Старуха Земли’ (Ю; Обь: СтС, Кар.; Чижапка)
Пая характеризуется как «хитрая старуха». Данный мифологический персонаж выступает как создательница обитаемой земли, людей и оленей. Мох и трава на земле - это волосы Паи вся пригодная для жизни людей часть земли появилась из травинки с головы Паи, разросшей
ся по поверхности «старой земли» .
Живет она в низовье Реки, куда Лед (см. Улро) уносит девушку, дочку Старика. Внешне П. выглядит как маленькая (низкорослая) сморщенная старая женщина, которая была «вся в пуху и в шерсти, все тело в шерсти». Из состриженных с её тела шерстинок, разбросан
ных затем по болоту, появились на земле олени. Голова этой старухи стала на болоте кочкой, и люди вышли из нее «как вши из волос». Ипостасью П. является образ мифической женщины-лягушки. Акт творения сопровождается в сюжете убийством П. и после
дующим её возрождением из собственной печени, положенной на ночь на «ту сторону огнища». Утром из старухиной шерсти появились олени, а из печени «очутилась бабушка старая».
В варианте из Старо-Сондорово сюжет имеет дополнительные подробности. К П. попадает Кыбай нэйдэн нэ - ‘Маленькой Женщины Дочь’ со своей младшей сестрой, убегая от Пажинэ-людоедки (см. Пажыне). Девушка просит П. (обращаясь к ней «Бабушка!» - см. Алъдюга) помочь переправиться через реку. П. испытывает девушку, указывая на отталкивающие черты своей внешности: «Ты после про меня скажешь, какая косматая старуха». На что девушка ответила: «У тебя голова не косматая, гладенькая, как у ельца» - «Скажешь, какие у старухи груди сморщенные». Ответ: «У тебя груди не сморщенные, у тебя груди как у молоденькой девочки, только что начинаются» - «Скажешь, какие у старухи тоненькие ножки» - «Тётя, у тебя ноги хорошенькие, как у зуёчка ножки». Пая остается довольна ответами и дает девушке лодку. Людоедка также прибежала к П. и попросила помощи в переправе через реку, но отвечала старухе неуважительно, и П. дала ей берестяную лодку, предварительно проткнув её ножом, и Пажинэ утонула в дырявой лодке. В варианте, записанном в Каргаске, П. заставляет сестер раздирать оленьи жилы и прясть. У одной «из жил телки оленьи выходят», у другой - нет (одна добросовестная, другая - нет).
Позднее Кыбай нэйдэн нэ вышла замуж за сына Паи, а её сестра ( Пуйлоз) - за другого сына Паи (в тексте - «за брата мужа старшей сестры»).
В каргасокском варианте есть иные детали. Когда жене сына П. приходило время рожать, свекровь подменила её детей щенками, а детей отнесла к проруби. Муж, обнаружив вместо детей щенков, рассердился на жену и бросил её в лесу. Позднее у проруби мать нашла сво
их подросших сыновей. Вскоре к ним возвратился и их отец. Он выслушал от жены историю о подмене детей щенками и поспешил расправиться со своей матерью: разорвал её, привязав за ноги к двум лошадям. «Сейчас кочка на болоте - это её голова». Таким образом, П., живущая в низовье реки, является Нижней Старухой и одновременно Старухой Земли, так как её голова - это болотная кочка
Пая характеризуется как «хитрая старуха». Данный мифологический персонаж выступает как создательница обитаемой земли, людей и оленей. Мох и трава на земле - это волосы Паи вся пригодная для жизни людей часть земли появилась из травинки с головы Паи, разросшей
ся по поверхности «старой земли» .
Живет она в низовье Реки, куда Лед (см. Улро) уносит девушку, дочку Старика. Внешне П. выглядит как маленькая (низкорослая) сморщенная старая женщина, которая была «вся в пуху и в шерсти, все тело в шерсти». Из состриженных с её тела шерстинок, разбросан
ных затем по болоту, появились на земле олени. Голова этой старухи стала на болоте кочкой, и люди вышли из нее «как вши из волос». Ипостасью П. является образ мифической женщины-лягушки. Акт творения сопровождается в сюжете убийством П. и после
дующим её возрождением из собственной печени, положенной на ночь на «ту сторону огнища». Утром из старухиной шерсти появились олени, а из печени «очутилась бабушка старая».
В варианте из Старо-Сондорово сюжет имеет дополнительные подробности. К П. попадает Кыбай нэйдэн нэ - ‘Маленькой Женщины Дочь’ со своей младшей сестрой, убегая от Пажинэ-людоедки (см. Пажыне). Девушка просит П. (обращаясь к ней «Бабушка!» - см. Алъдюга) помочь переправиться через реку. П. испытывает девушку, указывая на отталкивающие черты своей внешности: «Ты после про меня скажешь, какая косматая старуха». На что девушка ответила: «У тебя голова не косматая, гладенькая, как у ельца» - «Скажешь, какие у старухи груди сморщенные». Ответ: «У тебя груди не сморщенные, у тебя груди как у молоденькой девочки, только что начинаются» - «Скажешь, какие у старухи тоненькие ножки» - «Тётя, у тебя ноги хорошенькие, как у зуёчка ножки». Пая остается довольна ответами и дает девушке лодку. Людоедка также прибежала к П. и попросила помощи в переправе через реку, но отвечала старухе неуважительно, и П. дала ей берестяную лодку, предварительно проткнув её ножом, и Пажинэ утонула в дырявой лодке. В варианте, записанном в Каргаске, П. заставляет сестер раздирать оленьи жилы и прясть. У одной «из жил телки оленьи выходят», у другой - нет (одна добросовестная, другая - нет).
Позднее Кыбай нэйдэн нэ вышла замуж за сына Паи, а её сестра ( Пуйлоз) - за другого сына Паи (в тексте - «за брата мужа старшей сестры»).
В каргасокском варианте есть иные детали. Когда жене сына П. приходило время рожать, свекровь подменила её детей щенками, а детей отнесла к проруби. Муж, обнаружив вместо детей щенков, рассердился на жену и бросил её в лесу. Позднее у проруби мать нашла сво
их подросших сыновей. Вскоре к ним возвратился и их отец. Он выслушал от жены историю о подмене детей щенками и поспешил расправиться со своей матерью: разорвал её, привязав за ноги к двум лошадям. «Сейчас кочка на болоте - это её голова». Таким образом, П., живущая в низовье реки, является Нижней Старухой и одновременно Старухой Земли, так как её голова - это болотная кочка
Похожие темы
» Белоголовая старуха (селькупы)
» СТАРИК КАРЛИК И СТРОПТИВАЯ СТАРУХА ЧАХАН-МАФА И МАРИА-МАМА
» Дух из под земли
» ДУХ ЗЕМЛИ ДЬЕР-СУ
» УСТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ
» СТАРИК КАРЛИК И СТРОПТИВАЯ СТАРУХА ЧАХАН-МАФА И МАРИА-МАМА
» Дух из под земли
» ДУХ ЗЕМЛИ ДЬЕР-СУ
» УСТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения