КУЛЬТОВОЕ МЕСТО ПРЕДКА-ПОКРОВИТЕЛЯ СЕЛЕНИЯ У ХАНТ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
КУЛЬТОВОЕ МЕСТО ПРЕДКА-ПОКРОВИТЕЛЯ СЕЛЕНИЯ У ХАНТ
КУЛЬТОВОЕ МЕСТО
ПРЕДКА-ПОКРОВИТЕЛЯ СЕЛЕНИЯ
ПРЕДКА-ПОКРОВИТЕЛЯ СЕЛЕНИЯ
Предки-покровители селений 1 2 в представлениях манси могли фигурировать в разных ипостасях: как животные-тотемы (трясогузка, филин, волк, стрекоза и т. п.) и как персонажи пантеона (Кульотыр). Предком-покровителем мог считаться «богатырь-родоначальник (.Луски-ойка, Пайпын-ойка). II наконец, в качестве духа-покровителя мог выступать предмет особой сакральной значимости (наконечник копья).
Разнообразие ипостасей, в которых воплощался дух—покровитель селения, связано с сосуществованием разностадиальных проявлений культа предка. Наиболее ранними являются зооморфные духи-предки. Однако просматривается тенденция к их антропоморфнзации, что проявлялось как в добавлении к имени термина ойка — старик, так н в иконографии (преобладание человеческих черт в облике кумира). Характерной чертой развития образов духов-покровителей является придание нм (независимо от исходного образа) богатырских черт.
Так, Пибы-ойка в фольклоре — «богатырь», воюющий с мис-не. Кулъ-отыр является «богатырем» уже по месту, занимаемому им в пантеоне, кроме того, об этом прямо свидетельствует само имя (отыр — «богатырь»). Пайпын-ойка— помощник бога войны Хонт-Торума. Луски-ойка, почитание которого распространилось на Ляппи с Оби, тоже, как говорят, был при «жизни) «богатырем». Своеобразным отражением в верованиях «богатырских» времен угорской истории было почитание в качестве духа-покровителя наконечника копья. С этим же связано наличие в ямбарчиках оружия.
У манси бытовали представления, что духи-покровители (в большинстве случаев) имели жен. Спутницы духов-покровителей не носили особых имен. Как правило, их называли по имени мужа, с добавлением слона эква (женщина). В иконографии жен духов-покровителей также наблюдалось стремление к антропоморфизации облика: зооморфная основа сочеталась с одеждами, создающими облик женщины. Отметим, однако, что в основе женских изображений во всех случаях было зафиксировано совершенно однотипное культовое литье весьма архаичного облика.
Святилище поселка (пауля) находилось, как правило, не слишком далеко от жилищ, но в труднодоступном месте. Отношение к этой территории было совершенно особенное. В. Ф. Зуев, побывавший здесь в XVIII в., писал: «Все места, кои в лесу богам отведены, как дачи, или по притокам, или урочищам и горам, в таком святом у их почтении пребывают, что не только ничего не берут, но и травки сорвать не смеют, ибо, по их мнению, надо неотменно того шайтана озлобить если чему-нибудь в его дачах коснуться, чего ради ниже дерево рубят, ниже из реки против того места пьют до тех пор, пока пределы его границ проедут с такой осторожностью, чтобы и близко под берег не подъехать н веслом до земли не коснуться». Сами манси территорию, на которую, по их мнению, распространялась власть духа-покровителя, называли ялпын-ма. Информатор А. Р. Хозумов (с. Хурумпауль) говорил так: Ялпын-ма это есть, Пибы-ойки места (имеется в виду территория радиусом около 1,5 км.— Авт.). Там даже девочкам нельзя. И нельзя охотиться, рыбу ловить, ягоды брать, деревья рубить, босиком ходить, костер жечь. Другой информатор, А. Д. Хозуыов (с. Хурумпауль), подчеркивает, что в пределах ялпын-ма всем распоряжаются его «хозяева» (дух-покровитель и его жена): Там охотиться нельзя, они не разрешают.
Центром священной территории являлась площадка на кедровом острове, где находились культовые сооружения. Собственно это место называется пурлахтын-ма. Здесь совершались кровавые и бескровные жертвоприношения. На периферии священной территории, как бы обозначая ее границы, находился ялпын-рощ — священный песок. На этот берег не могли ступать женщины. В случае крайней необходимости они шли мимо него по воде.
К пурлахтын-ма вела тропинка, проложенная таким образом, чтобы люди входили на площадку с северной стороны. Это не случайно, так как сумьяхи всегда ориентировались входом на юг, туда же лицами обращались изображения, находящиеся на святилище. Впрочем, на осмотренных нами святилищах это соблюдалось не всегда.
Структурообразующими элементами святилищ данного рода, как правило, являлись:
-сумьях с изображением духа-покровптеля и его супруги кострище;
-деревья, к которым привязывали приклады и вешали черепа жертвенных животных и медведя;
-в ряде случаев — сопутствующие главному изображению деревянные изваяния.
В отдельных случаях отмечены отступления от общих правил оформления культовых мест духа-покровителя селения.
Культовое место поселка посещалось лишь мужской частью населения. Мужчины из других селений могли попасть на поселковое святилище, только будучи приглашенными. Такое же правило действовало в отношении- недавних переселенцев. Однако с течением времени ограничения ослабевали. На культовое место могли уже приглашаться свойственники по линии дочерей и сестер. В позднее время на некоторые культовые места ходили даже женщины со своими мужьями.
У манси существовало две категории служителей культа, действовавших на священных местах селений: хранитель места и шаман.
Должность хранителя могла передаваться по наследству или быть выборной. По сведениям В. Н. Чернецова, хранители, выбиравшиеся из пожилых людей селения, «были ответственны... за целость как самого изображения, так и всего того, что находится на священном месте». Когда на одном из культовых мест в верховьях Ляпина один раз в год меняли одежды на изображении духа-покровителя, допускались «к этой церемонии лишь наиболее старые и уважаемые люди числом не более трех». Во время переодевания они отгораживали священное изображение «берестяной ширмой, чтобы никто из посторонних не мог увидеть фигурку».
На долю хранителя культового места приходились заботы, связанные с «обслуживанием» божества. Кроме этого, хранитель осуществлял трансляцию норм культовой практики по отношению к молодому поколению. В случае присутствия на культовом месте шамана последний «вступал в общение» с духом-покровителем, «выяснял» пригодность или непригодность жертвы, «передавал» просьбы собравшихся. Если шаман отсутствовал, то функцию общения с божеством брал на себя хранитель. С другой стороны, известны случаи, когда хранителем места был шаман.
Похожие темы
» О людях из селения Войтехово. Предание манси
» Четыре покровителя шаманов
» Атрибуция изображения духа-покровителя северных манси
» Как лично вы нашли ваше Место Силы?
» Четыре покровителя шаманов
» Атрибуция изображения духа-покровителя северных манси
» Как лично вы нашли ваше Место Силы?
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Верования ханты и манси
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения