Представления о душе и нижнем мире эскимосов
Участников: 2
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм Эскимосов
Страница 1 из 1
Представления о душе и нижнем мире эскимосов
Представления о душе и нижнем мире эскимосов
Эскимосы считали, что человек имеет три души. Одна умирает вместе с телом. Вторая - это имя души. После смерти человека она скитается, пока этим именем не назовут ребенка, одного из потомков умершего, чаще всего — внука, в тело которого она входит. Чья именно душа заключена в теле ребенка, определял шаман. Но душа предка остается в ребенке лишь до тех пор, пока его собственная душа не окрепнет. Потом душа предка покидает ребенка, и что с ней в дальнейшем делается, неизвестно.
Третья душа может отправиться либо в нижний, либо в верхний мир, что зависит от характера смерти. Умершие естественной смертью попадают в нижний мир, который находится под землей, в нем все точно так, как и в “этом” мире.
Души убитых или самоубийц, а также погибших на охоте попадают в верхний мир, тоже похожий на земной. Хоронили таких покойников на общем кладбище, однако вскрытия тела не делали. Считалось, что если человек погиб в море, то его душа уходила в “морской мир”, представления о котором были еще более неопределенными. Если тело утонувшего так и не было найдено, ему делали пустую могилу, в которую клали одежду покойного, но никогда не бросали одежду и личные вещи в море. Если труп умершего выбрасывался морем, его хоронили на обычном кладбище, но вещей не трогали (Крупник, 1980. С. 211).
Умершего естественной смертью хоронили обычно на следующий день. Покойному - новую, “погребальную” одежду, желательно белого цвета. Для мужчин шили кухлянку, брюки, торбаса и рукавицы; для женщин - керкер, торбаса, иногда новую камлейку. Всю одежду (кроме женской камлейки) шили из олень их шкур, а не из шкур морских животных, и только торбаса делали из кожи лахтака (Крупник, 1980. С. 208).
Умершего одевали в новую одежду, привязывали ремнями к одному или двум деревянным шестам, на которых спереди и сзади делали ременные петли для переноски тела, лицо закрывали шкуркой оленя или капюшоном, что бы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся.
Г.А. Меновщиков отмечал, что умершего выносили через специальное отверстие в задней стене яранги, которое затем тщательно заделывали, чтобы душа покойного не могла найти пути обратно. Перед выносом тела родственники и близкие умершего совершали
трапезу.
На месте захоронения с умершего снимали одежду и производили вскрытие, с целью узнать причину смерти. Если причина была ясна, вскрытия не делали (Богораз, 1939. С. 193). По сообщению И. Крупника, «один из близких родственников-мужчин, чаще всего брат или сын умершего, вскрывал ему ножом грудную клетку и брюшную полость и “открывал” их. Затем внутренние органы умершего тщательно осматривались, при нахождении опухолей, язв и т.п. пораженные участки тканей и органов вырезались ножом и складывались рядом с
телом. В частности, так обрезали верхушки легких при открытом туберкулезном процессе, куски печени при эхиноккозе, почки и т.п. После этого грудную клетку снова “закрывали”...».
Наиболее распространенным у азиатских эскимосов было захоронение в каменистых осыпях. Кладбище располагалось на этих осыпях на склонах сопок, иногда даже прямо над поселением. В прежние времена, поскольку в замерзшей земле невозможно выкопать могилу, тело покойного с вытянутыми ногами и прижатыми к туловищу руками оставляли просто на снегу или на поверхности земли, прикрывая лицо и гениталии небольшими кусочками оленьей шкуры или плоскими камнями. Вокруг него располагали крупные камни, причем самый большой ставили около головы. При закрытом погребении могилой служила неглубокая ниша в камнях - сверху насыпали небольшой холмик из камней либо тело заваливали камнями. Такие типы захоронений резко отличаются от известных на Чукотке древних эскимосских погребений древнеберингоморского, бирникского и пунукского периодов (т.е. от начала нашей эры до XIII-XV вв.), которые совершались в специальных углубленных в землю могильных камерах, обложенных и перекрытых каменными плитами, китовыми костями, иногда деревом и т.п.
При одновременной смерти матери и маленького ребенка их хоронили в одной могиле на общем кладбище. На могилы детей обычно клали их игрушки, деревянные миниатюрные байдары, маленькие деревянные тарелки и т.п.. Погребение шаманов проводили по обычному ритуалу.
Вокруг захоронения раскладывались предварительно испорченные принадлежавшие покойному при жизни вещи. Одежду умершего разрезали на мелкие части, нарты, на которых его везли, разламывали, все складывали рядом с телом, придавив камнями. Деревянный шест, к которому было привязано тело, оставляли обычно в ногах умершего. Ближе к голове клали личные вещи покойного, предназначавшиеся ему “в дорогу”. Возле мужчины клали ружье, нож, гарпун, иногда маленькую байдару, трубку, табак, инструменты; возле женщины - игол
ки, женский нож (уляк), деревянное блюдо, тарелки; в обоих случаях клали также чашки, чайники, иногда кастрюли или котелки (Крупник, 1980. С. 210). Все это делалось для “освобождения их (этих предметов. - Н.Л.) душ”, чтобы покойный мог взять души этих вещей с собой в “царство мертвых”. На обратном пути с кладбища старались идти не сразу домой, а пройти хоть немного вдоль берега моря.
Поминки по умершим (акх, исахтук — “кормление мертвых”) в прошлом проводились ежегодно в сентябре - начале октября, когда привозили свежее оленье мясо, которое считалось лучшим “угощением” для умерших предков. Для поминок отваривали куски такого мяса, готовили сушеную рыбу, собирали и сушили траву коопик для поминального костра. Для “угощения” мертвых эскимосы старались не употреблять мясо морских животных, только в редких случаях, при отсутствии оленины, использовали мясо моржей и нерп, причем лишь строго опре
деленные куски (грудинку или мясо от стенок желудка). Поминки проводились сравнительно небольшой, но постоянной группой родственников либо на кладбище у могилы, либо на специальном “поминальном месте”, отдельном у каждой группы.
На местах ежегодных поминальных обрядов из камней выкладывались кольца диаметром 1-2 м. Камни, образовывавшие круг, символизировали души умерших родственников. В ритуальной практике с той же целью использовались столбы из китовых челюстей. Однако большинство обрядовых действий проводилось внутри жилища, где и строились ритуальные сооружения. Основным элементом обрядового действа было совместное пиршество и жертвоприношение - “угощение предков”.
Традиционный обряд погребения изменился уже к началу XX в. Исчезли обычаи вскрытия и очищения тела, разрезания на части одежды, упростился ритуал “кормления мертвых”. Уже в конце 1920-х годов эскимосы стали хоронить умерших в прямоугольных деревянных ящиках, сколоченных наподобие гробов, которые прикрывали сверху крупными камнями.
Эскимосы считали, что человек имеет три души. Одна умирает вместе с телом. Вторая - это имя души. После смерти человека она скитается, пока этим именем не назовут ребенка, одного из потомков умершего, чаще всего — внука, в тело которого она входит. Чья именно душа заключена в теле ребенка, определял шаман. Но душа предка остается в ребенке лишь до тех пор, пока его собственная душа не окрепнет. Потом душа предка покидает ребенка, и что с ней в дальнейшем делается, неизвестно.
Третья душа может отправиться либо в нижний, либо в верхний мир, что зависит от характера смерти. Умершие естественной смертью попадают в нижний мир, который находится под землей, в нем все точно так, как и в “этом” мире.
Души убитых или самоубийц, а также погибших на охоте попадают в верхний мир, тоже похожий на земной. Хоронили таких покойников на общем кладбище, однако вскрытия тела не делали. Считалось, что если человек погиб в море, то его душа уходила в “морской мир”, представления о котором были еще более неопределенными. Если тело утонувшего так и не было найдено, ему делали пустую могилу, в которую клали одежду покойного, но никогда не бросали одежду и личные вещи в море. Если труп умершего выбрасывался морем, его хоронили на обычном кладбище, но вещей не трогали (Крупник, 1980. С. 211).
Умершего естественной смертью хоронили обычно на следующий день. Покойному - новую, “погребальную” одежду, желательно белого цвета. Для мужчин шили кухлянку, брюки, торбаса и рукавицы; для женщин - керкер, торбаса, иногда новую камлейку. Всю одежду (кроме женской камлейки) шили из олень их шкур, а не из шкур морских животных, и только торбаса делали из кожи лахтака (Крупник, 1980. С. 208).
Умершего одевали в новую одежду, привязывали ремнями к одному или двум деревянным шестам, на которых спереди и сзади делали ременные петли для переноски тела, лицо закрывали шкуркой оленя или капюшоном, что бы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся.
Г.А. Меновщиков отмечал, что умершего выносили через специальное отверстие в задней стене яранги, которое затем тщательно заделывали, чтобы душа покойного не могла найти пути обратно. Перед выносом тела родственники и близкие умершего совершали
трапезу.
На месте захоронения с умершего снимали одежду и производили вскрытие, с целью узнать причину смерти. Если причина была ясна, вскрытия не делали (Богораз, 1939. С. 193). По сообщению И. Крупника, «один из близких родственников-мужчин, чаще всего брат или сын умершего, вскрывал ему ножом грудную клетку и брюшную полость и “открывал” их. Затем внутренние органы умершего тщательно осматривались, при нахождении опухолей, язв и т.п. пораженные участки тканей и органов вырезались ножом и складывались рядом с
телом. В частности, так обрезали верхушки легких при открытом туберкулезном процессе, куски печени при эхиноккозе, почки и т.п. После этого грудную клетку снова “закрывали”...».
Наиболее распространенным у азиатских эскимосов было захоронение в каменистых осыпях. Кладбище располагалось на этих осыпях на склонах сопок, иногда даже прямо над поселением. В прежние времена, поскольку в замерзшей земле невозможно выкопать могилу, тело покойного с вытянутыми ногами и прижатыми к туловищу руками оставляли просто на снегу или на поверхности земли, прикрывая лицо и гениталии небольшими кусочками оленьей шкуры или плоскими камнями. Вокруг него располагали крупные камни, причем самый большой ставили около головы. При закрытом погребении могилой служила неглубокая ниша в камнях - сверху насыпали небольшой холмик из камней либо тело заваливали камнями. Такие типы захоронений резко отличаются от известных на Чукотке древних эскимосских погребений древнеберингоморского, бирникского и пунукского периодов (т.е. от начала нашей эры до XIII-XV вв.), которые совершались в специальных углубленных в землю могильных камерах, обложенных и перекрытых каменными плитами, китовыми костями, иногда деревом и т.п.
При одновременной смерти матери и маленького ребенка их хоронили в одной могиле на общем кладбище. На могилы детей обычно клали их игрушки, деревянные миниатюрные байдары, маленькие деревянные тарелки и т.п.. Погребение шаманов проводили по обычному ритуалу.
Вокруг захоронения раскладывались предварительно испорченные принадлежавшие покойному при жизни вещи. Одежду умершего разрезали на мелкие части, нарты, на которых его везли, разламывали, все складывали рядом с телом, придавив камнями. Деревянный шест, к которому было привязано тело, оставляли обычно в ногах умершего. Ближе к голове клали личные вещи покойного, предназначавшиеся ему “в дорогу”. Возле мужчины клали ружье, нож, гарпун, иногда маленькую байдару, трубку, табак, инструменты; возле женщины - игол
ки, женский нож (уляк), деревянное блюдо, тарелки; в обоих случаях клали также чашки, чайники, иногда кастрюли или котелки (Крупник, 1980. С. 210). Все это делалось для “освобождения их (этих предметов. - Н.Л.) душ”, чтобы покойный мог взять души этих вещей с собой в “царство мертвых”. На обратном пути с кладбища старались идти не сразу домой, а пройти хоть немного вдоль берега моря.
Поминки по умершим (акх, исахтук — “кормление мертвых”) в прошлом проводились ежегодно в сентябре - начале октября, когда привозили свежее оленье мясо, которое считалось лучшим “угощением” для умерших предков. Для поминок отваривали куски такого мяса, готовили сушеную рыбу, собирали и сушили траву коопик для поминального костра. Для “угощения” мертвых эскимосы старались не употреблять мясо морских животных, только в редких случаях, при отсутствии оленины, использовали мясо моржей и нерп, причем лишь строго опре
деленные куски (грудинку или мясо от стенок желудка). Поминки проводились сравнительно небольшой, но постоянной группой родственников либо на кладбище у могилы, либо на специальном “поминальном месте”, отдельном у каждой группы.
На местах ежегодных поминальных обрядов из камней выкладывались кольца диаметром 1-2 м. Камни, образовывавшие круг, символизировали души умерших родственников. В ритуальной практике с той же целью использовались столбы из китовых челюстей. Однако большинство обрядовых действий проводилось внутри жилища, где и строились ритуальные сооружения. Основным элементом обрядового действа было совместное пиршество и жертвоприношение - “угощение предков”.
Традиционный обряд погребения изменился уже к началу XX в. Исчезли обычаи вскрытия и очищения тела, разрезания на части одежды, упростился ритуал “кормления мертвых”. Уже в конце 1920-х годов эскимосы стали хоронить умерших в прямоугольных деревянных ящиках, сколоченных наподобие гробов, которые прикрывали сверху крупными камнями.
Re: Представления о душе и нижнем мире эскимосов
Символично.Похоже на другие народности...
Хан Калмык- Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Wizard поставил(а) лайк
Похожие темы
» Представления о нижнем мире и душе у нивхов
» Представления о нижнем мире у эвенков
» Матаора и Ниварека в нижнем мире
» Матаора и Ниварека в нижнем мире (легенда маори)
» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
» Представления о нижнем мире у эвенков
» Матаора и Ниварека в нижнем мире
» Матаора и Ниварека в нижнем мире (легенда маори)
» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ У СЕЛЬКУПОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм Эскимосов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения