Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ШАМАНИЗМ У КАРАКАЛПАКОВ (По В. Басилову)

Перейти вниз

ШАМАНИЗМ У КАРАКАЛПАКОВ (По В. Басилову) Empty ШАМАНИЗМ У КАРАКАЛПАКОВ (По В. Басилову)

Сообщение автор Хан Калмык Вт Дек 08, 2020 1:26 pm

ШАМАНИЗМ У КАРАКАЛПАКОВ

Меньше всего сведений имеется о каракалпакском шаманстве, и представить себе шаманский сеанс на основе опубликованных описаний можно лишь в самых общих чертах.
Для совершения лечебного обряда, обычно называвшегося «кёшириу» ('переселение'), шаман просил освободить юрту «и, если возможно, установить ее где-нибудь отдельно за аулом». Сеанс проходил вечером в темном помещении. Шаман вначале «собирал с присутствующих деньги “для духа“, а затем принимался шаманить».

Обычно шаман просил присутствующих семь или девять раз громко произнести религиозную формулу «Бисмилла». Затем, пригласив пациентку сесть рядом с ним в центре круга, он начинал играть на своем смычковом инструменте и петь призывания в виде стихов; его духи-покровители приходили к нему, привлеченные его словами и музыкой. Некоторые духи шамана представлялись животными. Вот почему «наряду с песнями-призывами в сеансе основную роль играет имитация животных» [Кнорозов, 1949. С. 96]. С помощью своих («белых») духов-помощников шаман должен был вступить в борьбу с вредоносными («черными») духами, причинившими болезнь.

Призыв шаманом духов-покровителей Х. Есбергенов и Т. А. Атамуратов отождествляют с зикром (зикир). Неясно, действительно ли так считалось в народе или здесь допущена небрежность в описании. Зикр занимал центральное место в лечебном обряде и, видимо, даже отождествлялся с самим обрядом. Во время зикра впавший в экстаз шаман нередко взбирался по решеткам юрты вверх, к дымовому отверстию. Бывали случаи, когда деревянные жерди ломались и купольный круг обрушивался на землю. Чтобы испугать злых духов и изгнать их, порхан хлестал пациента плеткой и стрелял из ружья.

Камлания с лечебной целью продолжались от трех до семи дней (по другому сообщению, не менее семи дней). «Обычно на четвертый день шаман говорил, что ему приснился его [дух-Покровитель, который рекомендовал для “лечения" ... найти козу определенной масти (белой, желтой), и он, шаман, выселит, изгонит злых духов при помощи козы — “квширеди. После того как пациентка находила такую козу, животное резали, варили и после варки отделяли руками мясо от костей, угощая всех присутствующих». На шестой или седьмой день, ночью, на перекрестке больших дорог производили «кешириу». Сохраненные по наставлению шамана кости жертвенного животного клали кучкой, вокруг расставляли пять маленьких лепешек, выпеченных в золе, в лепешки втыкались светильники (7, 9, 41) из лучинок с намотанной на них промасленной ватой и зажигались. Больная обходила вокруг костей семь или девять раз. В огонь бросали верблюжий и собачий кал.

«По заверениям порханов, руководивших [обрядом] “кешириу", болезнь бесплодной женщины оставалась на дороге и переходила на путника или стадо, которое проходило по этой дороге» . По другому сообщению, в один из дней камлания «в доме больного резали барана или корову черной, белой или красной масти. Мясо зарезанного животного раздавали присутствующим на зикре, а кости по указанию порхана выбрасывали на дорогу, так как предполагалось, что вместе с костями уйдет и болезнь». Шаман забирал у больного и его лучшую одежду: считалось, что благодаря этому из больного уйдет и болезнь.

Вообще вера в возможность переселить вызвавшего болезнь духа в неодушевленный предмет или живое существо определяла многие способы шаманского лечения. Так, при трудных родах порхан в целях изгнания духов бил плеткой роженицу и находящиеся в доме предметы, выкрикивая искаженные формулы зикра («оу а, оу а»), стрелял из ружья, колотил шумовкой по котлу, чтобы шумом напугать духов, а потом говорил, что его духи-покровители приказали ему обвести вокруг роженицы животное определенной масти. Если животное нюхало роженицу или останавливалось, порхан объявлял, что «теперь злые духи, обитавшие в женщине, перешли на скотину... Взяв животное за поводок, он уходил с ним». При бесплодии шаманы и знахари использовали в обряде черную курицу, черную ворону, рыбу. Птицей или рыбой женщину били, обводили вокруг головы, всего тела. После обряда (кактырыу) рыба или птица выбрасывались из помещения. Теперь их «могли есть только шаманы или знахари... Считалось, что зло, болезнь после кактырыу пересе­лялись из больной в данное животное». В целом, материал по шаманству каракалпаков скуден и отрывочен.
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения