ШАМАНИЗМ ВЕНГРИИ
Участников: 2
Страница 1 из 1
ШАМАНИЗМ ВЕНГРИИ
В 1962 году, когда состоялся последний симпозиум по проблемам шаманизма в Европе, Йенё Фазекаш составил историографический обзор венгерского шаманизма. В нем были представлены не только история изучения вопроса, но и сами материалы. В конечном счете, можно утверждать, что шаманские черты в венгерском материале носят отчетливо выраженный гетерогенный характер, а некоторые из них необычайно похожи на центральноазиатский феномен (Fazekas 1967: 106; см также Róheim 1925: 25; Solymossy 1929: 133–152). Поэтому
исследование венгерского шаманизма завершилось выделением в нем четырех основных типов шаманов (táltos, tudós, garabonciás и regős) и так называемых полушаманов. Ранее их часто объединяли в одну древнюю категорию венгерского шамана (Fazekas 1967: 112).
В венгерском фольклоре постоянно встречаются указания на обыкновение táltos появляться на пороге дома и просить молока. Согласно народным преданиям, настойчивое требование молока понимается простыми деревенскими людьми как визит táltos под видом странно выглядящего чужака. Этот мотив, часто игнорируемый, приобретает смысл при его сопоставлении с данными современной фармакологии, согласно которым, молоко является сильнейшим детоксикантом при нейтрализации воздействия мухомора.
Благодаря анализу богатой коллекции верований и легенд, собранной за предыдущие десятилетия, фигура táltos приобретала все большую гибкость. Для компаративной мифологии могут представлять значимость следующие его характерные черты:
– ребенок-táltos рождается с зубами;
– в 7 лет он исчезает и бродит где-то поблизости (уместно вспомнить совпадение с числом 7 в круге верований);
– если он не исчезает, то мучается болезнью с симптомами судорог и обмороков;
– спит днем – rejtezik ’исчезает из видимого мира’. Этот синоним к révül ’быть в исступлении’ выражает один из наиболее важных элементов значимой сферы шаманизма – концепции путешествия в иной мир;
– по возвращании домой он просит молока, и если не получает его, то устраивает над местностью бурю, из чего следует, что он обладает сверхъестественными силами;
– ему характерна способность исчезать и преобразовываться.
С последней чертой связана очень важная идея полета в виде животных, содержащаяся в сказаниях. В рассказах пастухов Великой Венгерской равнины táltos, сражающийся с противником, появляется в виде быков различных цветов (черно-белый, красно-синий). Шаманы в легендах оленеводческих народов сражаются в виде оленей, а у коневодов они в такой ситуации приобретают облик коня или небесного быка.
Можно утверждать, что шаманистская концепция мира составляет основу языческого мировоззрения венгров. Не является тщетной попытка некоторых исследователей сопоставить образ вырастающего до небес дерева в венгерских народных сказках с деревом шаманистской инициации, а также других шаманских действ, подобных тому, когда герой венгерской народной сказки, будучи в трансе, должен забраться на гору, что символизировало достижение цели церемонии. В венгерских народных сказках он должен либо забраться на гору, либо взлететь на дерево, а сибирский шаман часто называет свой барабан «шаманской лошадью», которая служит ему в полетах в потусторонний мир.
Память о бубне, самом важном инструменте шамана, в венгерском фольклоре сохранилась в детском стишке:
Gólya, gólya, gilice, Аист, аист, горлица,
Mitől véres a lábad, Почему в крови твоя нога?
Török gyerek megvágta, Ее порезал турецкий мальчик,
Magyar gyerek gyógyítja, Венгерский мальчик вылечил ее,
Síppal, dobbal, nádi hegedűvel. С помощью трубки, бубна и скрипочки.
Обычно этот стишок пелся по весне, когда аисты возвращались в родные гнезда.
Adj Istenem csendes esőt, Дай Бог нам тихий дождь,
Mossa össze mind a kettőt. Облей вон тех двоих.
Szita, szita péntek, Решето, решето – в пятницу,
Szerelem csütörtök, Любовь – в четверг,
Dob szerda. Бубен – в среду.
Барабан и решето сопоставимы не только из-за схожести формы, но главным образом, вследствие того факта, что в некоторых местах решето стало инструментом колдовского предсказывания. Решето следует «вывернуть», чтобы узнать, кто вызвал болезнь. Правда, также имеются данные о случаях своего рода шарлатанства с решетом. Женщине-целительнице надлежит бить над больным ножом или деревянной ложкой по решету.
По некоторым материалам, решето служило инструментом шамана táltos или «всезнающего пастуха»:
«Йожеф Росташ из Важки был кустарем, изготавливавшим и продававшим решёта, переезжая из одной деревни в другую.
Он поднимал вверх решето и смотрел сквозь отверстия – так он лечил. Ранее были известны женщины из Эттевени и Икрени, предсказывавшие судьбу с помощью решета, в которое бросались зерна кукурузы. Также они клали тлеющие угольки на гусиную
дужку и раздували их до тех пор, пока косточка не ломалась. По этим обломкам они и прорицали. «О táltos, пастухе по имени Келемен из Циколасигета рассказывают, что он бросал в решето угольки, накрывал их травами и окуривал больной скот. Между тем он колдовал, «словно пересчитывал». Его приглашали также к бывшим кладбищенским сторожам. Он изгонял из мертвого злых духов, чтобы они оставили его в покое...» «Он клал в старое решето тлеющие угли и накрывал их травами». Другие говорят, что на угли он клал росток березы, который шипел словно жир...»
Он быстро передвигался вокруг покойника, что-то бормоча». (Timaffy 1964: 320)
(На фото: Горы Венгрии. По М. Хоппалу. "Шаманы. Культуры. Знаки.")
исследование венгерского шаманизма завершилось выделением в нем четырех основных типов шаманов (táltos, tudós, garabonciás и regős) и так называемых полушаманов. Ранее их часто объединяли в одну древнюю категорию венгерского шамана (Fazekas 1967: 112).
В венгерском фольклоре постоянно встречаются указания на обыкновение táltos появляться на пороге дома и просить молока. Согласно народным преданиям, настойчивое требование молока понимается простыми деревенскими людьми как визит táltos под видом странно выглядящего чужака. Этот мотив, часто игнорируемый, приобретает смысл при его сопоставлении с данными современной фармакологии, согласно которым, молоко является сильнейшим детоксикантом при нейтрализации воздействия мухомора.
Благодаря анализу богатой коллекции верований и легенд, собранной за предыдущие десятилетия, фигура táltos приобретала все большую гибкость. Для компаративной мифологии могут представлять значимость следующие его характерные черты:
– ребенок-táltos рождается с зубами;
– в 7 лет он исчезает и бродит где-то поблизости (уместно вспомнить совпадение с числом 7 в круге верований);
– если он не исчезает, то мучается болезнью с симптомами судорог и обмороков;
– спит днем – rejtezik ’исчезает из видимого мира’. Этот синоним к révül ’быть в исступлении’ выражает один из наиболее важных элементов значимой сферы шаманизма – концепции путешествия в иной мир;
– по возвращании домой он просит молока, и если не получает его, то устраивает над местностью бурю, из чего следует, что он обладает сверхъестественными силами;
– ему характерна способность исчезать и преобразовываться.
С последней чертой связана очень важная идея полета в виде животных, содержащаяся в сказаниях. В рассказах пастухов Великой Венгерской равнины táltos, сражающийся с противником, появляется в виде быков различных цветов (черно-белый, красно-синий). Шаманы в легендах оленеводческих народов сражаются в виде оленей, а у коневодов они в такой ситуации приобретают облик коня или небесного быка.
Можно утверждать, что шаманистская концепция мира составляет основу языческого мировоззрения венгров. Не является тщетной попытка некоторых исследователей сопоставить образ вырастающего до небес дерева в венгерских народных сказках с деревом шаманистской инициации, а также других шаманских действ, подобных тому, когда герой венгерской народной сказки, будучи в трансе, должен забраться на гору, что символизировало достижение цели церемонии. В венгерских народных сказках он должен либо забраться на гору, либо взлететь на дерево, а сибирский шаман часто называет свой барабан «шаманской лошадью», которая служит ему в полетах в потусторонний мир.
Память о бубне, самом важном инструменте шамана, в венгерском фольклоре сохранилась в детском стишке:
Gólya, gólya, gilice, Аист, аист, горлица,
Mitől véres a lábad, Почему в крови твоя нога?
Török gyerek megvágta, Ее порезал турецкий мальчик,
Magyar gyerek gyógyítja, Венгерский мальчик вылечил ее,
Síppal, dobbal, nádi hegedűvel. С помощью трубки, бубна и скрипочки.
Обычно этот стишок пелся по весне, когда аисты возвращались в родные гнезда.
Adj Istenem csendes esőt, Дай Бог нам тихий дождь,
Mossa össze mind a kettőt. Облей вон тех двоих.
Szita, szita péntek, Решето, решето – в пятницу,
Szerelem csütörtök, Любовь – в четверг,
Dob szerda. Бубен – в среду.
Барабан и решето сопоставимы не только из-за схожести формы, но главным образом, вследствие того факта, что в некоторых местах решето стало инструментом колдовского предсказывания. Решето следует «вывернуть», чтобы узнать, кто вызвал болезнь. Правда, также имеются данные о случаях своего рода шарлатанства с решетом. Женщине-целительнице надлежит бить над больным ножом или деревянной ложкой по решету.
По некоторым материалам, решето служило инструментом шамана táltos или «всезнающего пастуха»:
«Йожеф Росташ из Важки был кустарем, изготавливавшим и продававшим решёта, переезжая из одной деревни в другую.
Он поднимал вверх решето и смотрел сквозь отверстия – так он лечил. Ранее были известны женщины из Эттевени и Икрени, предсказывавшие судьбу с помощью решета, в которое бросались зерна кукурузы. Также они клали тлеющие угольки на гусиную
дужку и раздували их до тех пор, пока косточка не ломалась. По этим обломкам они и прорицали. «О táltos, пастухе по имени Келемен из Циколасигета рассказывают, что он бросал в решето угольки, накрывал их травами и окуривал больной скот. Между тем он колдовал, «словно пересчитывал». Его приглашали также к бывшим кладбищенским сторожам. Он изгонял из мертвого злых духов, чтобы они оставили его в покое...» «Он клал в старое решето тлеющие угли и накрывал их травами». Другие говорят, что на угли он клал росток березы, который шипел словно жир...»
Он быстро передвигался вокруг покойника, что-то бормоча». (Timaffy 1964: 320)
(На фото: Горы Венгрии. По М. Хоппалу. "Шаманы. Культуры. Знаки.")
Irene и Хан Калмык поставили лайк
Re: ШАМАНИЗМ ВЕНГРИИ
Прелюбопытная статья.Благодарствую
Не знал,что в Венгрии были шаманы
Не знал,что в Венгрии были шаманы
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Irene поставил(а) лайк
Похожие темы
» Алтайский шаманизм
» ШАМАНИЗМ У КАРАКАЛПАКОВ (По В. Басилову)
» Шаманизм и духи чукчей
» Шаманизм и медицина у ацтеков
» Религия и шаманизм у коряков
» ШАМАНИЗМ У КАРАКАЛПАКОВ (По В. Басилову)
» Шаманизм и духи чукчей
» Шаманизм и медицина у ацтеков
» Религия и шаманизм у коряков
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения