Опекун дух-предок в роли родителя героя у эвенков
Страница 1 из 1
Опекун дух-предок в роли родителя героя у эвенков
Опекун дух-предок в роли родителя героя
Из представлений о медведе как предке человека в нимнгаканах-мифах появляется дух-опекун, выполняющий родительские обя
зательства в героических сказаниях об одиноких героях.
В книге «Фольклор эвенков Якутии» [352, № 15] путешествия братьев провоцирует медведь. Встречая их (поочередно) охотящих
ся, он: 1) нарекает их именами, 2) дает напутствие отправиться в путешествие, 3) указывает, как поймать коня-помощника.
Получение имени от зверя-предка, его напутствие отправиться в путь связано с древними мифологическими представлениями
эвенков о медведе-предке. В данном сказании медведь называет богатырей своими внуками, а они его дедушкой [352, № 15, с. 57 —
оригинал, с. 83 — перевод].
У эвенков существовал миф о братьях — медведе и мальчике, сыновьях одной женщины
Нами также записан текст, где живут одинокие брат и сестра.
Вдруг сестра надевает новую одежду, уходит из дома и превращается в медведицу, сказав брату:
Эдук дюлэски си-дэ минэ ичэми, бэйкэтчикэс, — гунэн.
— Он тар онны? Эхив би синду эруе ора. Лэгимэттэ-кэт эккивун, эда хурудои некэденны?
Тарикин эва-кат эвки тэдэврэ, тэтчэвки-нюн. Тэттэн, иллан, уркэ дагадун. Уркэви ныденэ, гунэн:
— Минэвэ бэйкэрэкис, иктэтпи би синэвэ кикчикав, охиктатпи синэвэ охидикав. Нэкунми бихинны, э/яэл< гунэ.
— Впредь и ты, увидев меня, станешь на меня охотиться, — сказала.
— Что это с тобой случилось? Я не делал тебе плохого. Мы даже не ссорились никогда, почему ты уходишь?
Та же ничего не говорит, одевается лишь. Оделась, встала у двери. И, дверь открывая, сказала:
— Когда будешь охотиться на меня, зубами своими я буду кусать тебя, когтями своими царапать буду. Младший брат мой, это — не скажу.
Сестра воспитывает младшего брата до повзросления, а затем уходит, став медведицей.
В сказании о Мэкигдыне герой тоже путешествует вместе с медведем:
Тар эхэнин тэгэрэн. Тэгэксэ, турэтчэрэн:
— Лурил, лурил!
Лурил, лурил!
Де минэвэ экэл,
экэл гарпара!
Минду никимнадув
план даричи
сэлэмэ куюрги
бихин, гунэм.
Кэ, таду дявакал!
Тэли би синэвэ
Садикав, гунэм.
Бэек-ку бэекэс
Садикав, гунэм.
Лурил, лурил!
Доналви-гудолдычаткал!
Аят гунэм:
Де, Дулин-ку
Сивир ситкиван
де дюрикан
Тот медведь сел. Севши, начал говорить:
— Лурил, лурил!
Лурил, лурил!
В меня-то
не стреляй!
На моей шее
трехсаженная
железная цепь,
говорю, есть.
Ну, схватись за нее!
Вот тогда я
смогу узнать, каков ты.
Силу человеческую твою
узнаю, говорю.
Лурил, лурил!
Внимательно
слушай!
Говорю с добром:
Средней земли
поверхность
мы с тобой вдвоем
пройти должны!
Роль медведя-опекуна, сопровождающего героя в путешествиях, очень архаична. Тема о медведе как о культурном герое и предке отражена в мифах, опубликованных уже в первом сборнике [263]. Так, по текстам первого эвенкийского сборника самопожертвование медведя дало эвенкам орудия труда, а также и краски для использования их в обрядах и быту — красную и черную охру:
Эчин тилдэн амикан, олошишнан хагдикикилди, умнэкэкилди, нюкилди, хэнэкилди, бокакилди, сикикилди, чукуркилди, эгэникилди, мирэкилди, мококилди, дэгикилди, амгакилди, ококтокилди, есакилди, хоёкилди, хорокилди, букикилди.
Амакан эккэчилдэн: «Хагдикикарвэ октин буруслэдекиткан, ннжикарвэ октин агэлэдекиткар, шэгденэ огин кэдэрэдекиткэн, олду огин дирэлэдекиткэн, давукар октин кавирадякиткар, шэкшэкэн огин дэвэлэдикиткэн, амукарви октин ендэги-
лэдекит». Тикин ирэду дэвэксэ, янгдэги биси, тадук буру сил, агэшур, кавирал.
Не понял медведь, побрел по пятки, по мыщелки, по голень, по колено, по бедро, по таз, по живот, по пуп, по подмышку, по плечо, по горло, по подбородок, по рот, по нос, по глаза, по лоб, по макушку — до смерти.
Медведь сказал: «Пятки пусть сделаются брусками, голени пусть будут точилами, спина пусть будет мялкой, череп пусть будет камнем для получения красок; кровь пусть будет красной краской, кал пусть будет черной краской».
Теперь в горах есть красная, черная краски, потом бруски, точила, камни для растирания красок.
Таким образом, сказания, когда одинокого героя уводит из дома медведь, сложились раньше. Позднее роль медведя-предка
как опекуна перешла на девиц, будущих невест и жен одиноких богатырей: они сами приходят к богатырям, увлекают на игрища
либо, прося защитить их, уводят с собой.
Роль медведя во всех этих сказаниях выражена в опекунстве, ему свойственны черты старшего предка, ответственного за судьбу
героя. Благодаря тому, что медведь опекает героя, герой находит себе невесту, создает семью, например, в сказании о богатыре
«Олдондиви эхи тыктэ Олдоникан-мата 'На бок ни разу не упавший богатырь Бочок’» .
Мифологические представления о человеке еще ярче проступают в героических сказаниях эвенков, если обратить внимание на
обязательно присущие героям странности, не объяснимые с практической жизненной точки зрения, к примеру, странности их
питания. Часто одинокие герои имеют привычку питаться по-особому, например, половинками ягод, орехов, как Нюнгурмок:
Нонон иргихэн — диктэ калтакан, тадук гевукта — някта калтакан иргихэчи бичэ.
Начальная (главная) ее пища — ягод половинки, затем вторая — ореха половинки пищей ее были.
Одинокий богатырь по имени «На бок ни разу не упавший богатырь Бочок» ест только ягоды и пьет только дождевую воду,
подставляя свой раскрытый рот дождю .
Странность питания связана с представлениями о человеке, отмеченными нами в нимнгаканах первотворения, — человек уже
по своему созданию творцом двояк по природе, он — дух, имеющий телесную оболочку. Логика нимнгаканов первотворения реа
лизуется и в нимнгаканах периода становления человеческого рода, поэтому так странно на первый взгляд питаются первые одинокие
герои: духовному началу человека, как половине его, не нужна обыкновенная пища, поэтому и остаются после трапезы одиноко
го героя половинки от съеденной пищи.
Странность питания одинокого героя можно понимать и как «неполноту и неполноценность» одинокого человека.
Из представлений о медведе как предке человека в нимнгаканах-мифах появляется дух-опекун, выполняющий родительские обя
зательства в героических сказаниях об одиноких героях.
В книге «Фольклор эвенков Якутии» [352, № 15] путешествия братьев провоцирует медведь. Встречая их (поочередно) охотящих
ся, он: 1) нарекает их именами, 2) дает напутствие отправиться в путешествие, 3) указывает, как поймать коня-помощника.
Получение имени от зверя-предка, его напутствие отправиться в путь связано с древними мифологическими представлениями
эвенков о медведе-предке. В данном сказании медведь называет богатырей своими внуками, а они его дедушкой [352, № 15, с. 57 —
оригинал, с. 83 — перевод].
У эвенков существовал миф о братьях — медведе и мальчике, сыновьях одной женщины
Нами также записан текст, где живут одинокие брат и сестра.
Вдруг сестра надевает новую одежду, уходит из дома и превращается в медведицу, сказав брату:
Эдук дюлэски си-дэ минэ ичэми, бэйкэтчикэс, — гунэн.
— Он тар онны? Эхив би синду эруе ора. Лэгимэттэ-кэт эккивун, эда хурудои некэденны?
Тарикин эва-кат эвки тэдэврэ, тэтчэвки-нюн. Тэттэн, иллан, уркэ дагадун. Уркэви ныденэ, гунэн:
— Минэвэ бэйкэрэкис, иктэтпи би синэвэ кикчикав, охиктатпи синэвэ охидикав. Нэкунми бихинны, э/яэл< гунэ.
— Впредь и ты, увидев меня, станешь на меня охотиться, — сказала.
— Что это с тобой случилось? Я не делал тебе плохого. Мы даже не ссорились никогда, почему ты уходишь?
Та же ничего не говорит, одевается лишь. Оделась, встала у двери. И, дверь открывая, сказала:
— Когда будешь охотиться на меня, зубами своими я буду кусать тебя, когтями своими царапать буду. Младший брат мой, это — не скажу.
Сестра воспитывает младшего брата до повзросления, а затем уходит, став медведицей.
В сказании о Мэкигдыне герой тоже путешествует вместе с медведем:
Тар эхэнин тэгэрэн. Тэгэксэ, турэтчэрэн:
— Лурил, лурил!
Лурил, лурил!
Де минэвэ экэл,
экэл гарпара!
Минду никимнадув
план даричи
сэлэмэ куюрги
бихин, гунэм.
Кэ, таду дявакал!
Тэли би синэвэ
Садикав, гунэм.
Бэек-ку бэекэс
Садикав, гунэм.
Лурил, лурил!
Доналви-гудолдычаткал!
Аят гунэм:
Де, Дулин-ку
Сивир ситкиван
де дюрикан
Тот медведь сел. Севши, начал говорить:
— Лурил, лурил!
Лурил, лурил!
В меня-то
не стреляй!
На моей шее
трехсаженная
железная цепь,
говорю, есть.
Ну, схватись за нее!
Вот тогда я
смогу узнать, каков ты.
Силу человеческую твою
узнаю, говорю.
Лурил, лурил!
Внимательно
слушай!
Говорю с добром:
Средней земли
поверхность
мы с тобой вдвоем
пройти должны!
Роль медведя-опекуна, сопровождающего героя в путешествиях, очень архаична. Тема о медведе как о культурном герое и предке отражена в мифах, опубликованных уже в первом сборнике [263]. Так, по текстам первого эвенкийского сборника самопожертвование медведя дало эвенкам орудия труда, а также и краски для использования их в обрядах и быту — красную и черную охру:
Эчин тилдэн амикан, олошишнан хагдикикилди, умнэкэкилди, нюкилди, хэнэкилди, бокакилди, сикикилди, чукуркилди, эгэникилди, мирэкилди, мококилди, дэгикилди, амгакилди, ококтокилди, есакилди, хоёкилди, хорокилди, букикилди.
Амакан эккэчилдэн: «Хагдикикарвэ октин буруслэдекиткан, ннжикарвэ октин агэлэдекиткар, шэгденэ огин кэдэрэдекиткэн, олду огин дирэлэдекиткэн, давукар октин кавирадякиткар, шэкшэкэн огин дэвэлэдикиткэн, амукарви октин ендэги-
лэдекит». Тикин ирэду дэвэксэ, янгдэги биси, тадук буру сил, агэшур, кавирал.
Не понял медведь, побрел по пятки, по мыщелки, по голень, по колено, по бедро, по таз, по живот, по пуп, по подмышку, по плечо, по горло, по подбородок, по рот, по нос, по глаза, по лоб, по макушку — до смерти.
Медведь сказал: «Пятки пусть сделаются брусками, голени пусть будут точилами, спина пусть будет мялкой, череп пусть будет камнем для получения красок; кровь пусть будет красной краской, кал пусть будет черной краской».
Теперь в горах есть красная, черная краски, потом бруски, точила, камни для растирания красок.
Таким образом, сказания, когда одинокого героя уводит из дома медведь, сложились раньше. Позднее роль медведя-предка
как опекуна перешла на девиц, будущих невест и жен одиноких богатырей: они сами приходят к богатырям, увлекают на игрища
либо, прося защитить их, уводят с собой.
Роль медведя во всех этих сказаниях выражена в опекунстве, ему свойственны черты старшего предка, ответственного за судьбу
героя. Благодаря тому, что медведь опекает героя, герой находит себе невесту, создает семью, например, в сказании о богатыре
«Олдондиви эхи тыктэ Олдоникан-мата 'На бок ни разу не упавший богатырь Бочок’» .
Мифологические представления о человеке еще ярче проступают в героических сказаниях эвенков, если обратить внимание на
обязательно присущие героям странности, не объяснимые с практической жизненной точки зрения, к примеру, странности их
питания. Часто одинокие герои имеют привычку питаться по-особому, например, половинками ягод, орехов, как Нюнгурмок:
Нонон иргихэн — диктэ калтакан, тадук гевукта — някта калтакан иргихэчи бичэ.
Начальная (главная) ее пища — ягод половинки, затем вторая — ореха половинки пищей ее были.
Одинокий богатырь по имени «На бок ни разу не упавший богатырь Бочок» ест только ягоды и пьет только дождевую воду,
подставляя свой раскрытый рот дождю .
Странность питания связана с представлениями о человеке, отмеченными нами в нимнгаканах первотворения, — человек уже
по своему созданию творцом двояк по природе, он — дух, имеющий телесную оболочку. Логика нимнгаканов первотворения реа
лизуется и в нимнгаканах периода становления человеческого рода, поэтому так странно на первый взгляд питаются первые одинокие
герои: духовному началу человека, как половине его, не нужна обыкновенная пища, поэтому и остаются после трапезы одиноко
го героя половинки от съеденной пищи.
Странность питания одинокого героя можно понимать и как «неполноту и неполноценность» одинокого человека.
Похожие темы
» Верования эвенков
» Жилище эвенков
» Мотив чудесного рождения главного героя в якутском олонхо
» БОГ ЭВЕНКОВ ЧОЛБОН
» КАЛЕНДАРЬ ЭВЕНКОВ
» Жилище эвенков
» Мотив чудесного рождения главного героя в якутском олонхо
» БОГ ЭВЕНКОВ ЧОЛБОН
» КАЛЕНДАРЬ ЭВЕНКОВ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения