КАЛЕНДАРЬ ЭВЕНКОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования эвенков и эвенов
Страница 1 из 1
КАЛЕНДАРЬ ЭВЕНКОВ
КАЛЕНДАРЬ ЭВЕНКОВ
Как и у многих других “кочующих” народов, жизнь эвенков зависела, прежде всего, от природных условий. Сменой этих условий и определялся эвенкийский традиционный календарь. В нем отражена, прежде всего, последовательная смена деятельности в зависимости от природных условий, ритм хозяйственной активности эвенков в разные сезоны года.
Судя по наиболее ранним записям, относящимся к 50-60 годам прошлого столетия, эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому и месяц у них называется “бега”, что в переводе означает “луна”. Позднее под влиянием общепринятого календаря, заимствованного эвенками у русских, один месяц в эвенкийском календаре был утерян.
Год в традиционном представлении эвенков делится на два обособленных периода — летний, “дюгани”, состоящий из шести, и зимний, “тугэни”, включающий семь лунных месяцев. Названия месяцев по большей части фиксируют сезонные перемены в природе или связанные с ними наиболее важные занятия, изменения в жизни эвенков. Например: “мучун” — появление хвои на лиственницах, первой травы, распускание почек, “иркин” — комары исчезают, олень обдирает рога, “гиравун” — месяц охоты по насту и другие.
Новый год у эвенков начинается с весны. Весна — время года, в котором природные перемены наиболее значительны, — разделяется на три периода. Нэлкэни — ранняя весна, время начала отела оленей. Нэвкени — весна воды, время таяния снегов, звона ручьев, появления больших, курящихся на солнце проталин (приходится у нас на май). Нэннэни — время первой травы, распускания листьев, прилета птиц (начинается в конце мая и заходит в июнь).
Дюгани — лето. Конец июня — август. Это время комара и мошки, особенно злого гнуса.
Болони — осень (сентябрь — первая половина октября). Улетают на юг перелетные птицы, опадает листва, осыпаются иглы на лиственнице, идет гон оленей.
Агалани — предзимье. Начинается обычно в середине октября и тянется весь ноябрь.
Тугэни — зима. С конца ноября до апреля. Зима — самое длинное время года. У эвенков оно далеко заходит за рамки календарной зимы с декабря по февраль.
В конце февраля — начале марта солнце светит все дольше, все ярче блестит наст, наступает весна света, а за ней и новые перемены в жизни.По представлениям эвенков, весной солнце отпускает тепло, которое накопило за зиму, когда сидело в чуме, лишь изредка покидая его.
Благодаря солнечным лучам тает снег, вскрываются после долгих холодов реки, наступают теплые дни. О начале весны, как говорят старики-эвенки, можно говорить только в апреле — месяце туран, когда прилетают вороны. На южных склонах появляются первые проталины, снег становится все рыхлее и кочевать все труднее. К концу апреля — началу мая солнце светит все ярче, весна ломает лед, в тихий ход природных событий стремительно врывается ледоход.
Эвенкам весна приносит свои заботы. Весь март они продолжали активную пушную охоту — малую ходьбу. Ей благоприятствовали удлинившийся день и немного ослабевшие морозы. Время от времени, чтобы пополнить запасы мяса и заготовить его впрок, эвенки, как и в феврале, охотились по насту на лосей и диких оленей.
В годы, когда белки было мало, в конце марта — начале апреля (по эвенкийски — октанкир — снег протаивает), эвенки собирали к стойбищам оставленных на зиму оленей и уходили к местам их отела. Поскольку до отела оставалось всего около месяца, промысловики, кочевавшие вместе с семьями, передвигались так быстро, насколько позволяло состояние снежного покрова.
Весенняя охота на копытных иногда продолжалась и в начале отела домашних оленей — важном периоде в жизни эвенков. Обычно он проходил в конце апреля — мае. К этому времени эвенки старались выйти к местам постоянных весенних стойбищ — балдыкит, куда, повинуясь своему инстинкту, стремились стельные важенки. На весенних стойбищах в прежние времена было довольно многолюдно. Здесь обычно собиралось несколько семей, вместе строивших загон для отёла оленух.
В месяц отела оленей эвенки отмечали один из самых своих больших обрядовых праздников — Сэвэкан. Он приходился на момент появления первой зеленой травы и новой хвои лиственницы, первого кукования кукушки. Этим торжественным весенним обрядом у восточных эвенков начинался Новый год. А весна, между тем, незаметно переходила в лето...
Как и у многих других “кочующих” народов, жизнь эвенков зависела, прежде всего, от природных условий. Сменой этих условий и определялся эвенкийский традиционный календарь. В нем отражена, прежде всего, последовательная смена деятельности в зависимости от природных условий, ритм хозяйственной активности эвенков в разные сезоны года.
Судя по наиболее ранним записям, относящимся к 50-60 годам прошлого столетия, эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому и месяц у них называется “бега”, что в переводе означает “луна”. Позднее под влиянием общепринятого календаря, заимствованного эвенками у русских, один месяц в эвенкийском календаре был утерян.
Год в традиционном представлении эвенков делится на два обособленных периода — летний, “дюгани”, состоящий из шести, и зимний, “тугэни”, включающий семь лунных месяцев. Названия месяцев по большей части фиксируют сезонные перемены в природе или связанные с ними наиболее важные занятия, изменения в жизни эвенков. Например: “мучун” — появление хвои на лиственницах, первой травы, распускание почек, “иркин” — комары исчезают, олень обдирает рога, “гиравун” — месяц охоты по насту и другие.
Новый год у эвенков начинается с весны. Весна — время года, в котором природные перемены наиболее значительны, — разделяется на три периода. Нэлкэни — ранняя весна, время начала отела оленей. Нэвкени — весна воды, время таяния снегов, звона ручьев, появления больших, курящихся на солнце проталин (приходится у нас на май). Нэннэни — время первой травы, распускания листьев, прилета птиц (начинается в конце мая и заходит в июнь).
Дюгани — лето. Конец июня — август. Это время комара и мошки, особенно злого гнуса.
Болони — осень (сентябрь — первая половина октября). Улетают на юг перелетные птицы, опадает листва, осыпаются иглы на лиственнице, идет гон оленей.
Агалани — предзимье. Начинается обычно в середине октября и тянется весь ноябрь.
Тугэни — зима. С конца ноября до апреля. Зима — самое длинное время года. У эвенков оно далеко заходит за рамки календарной зимы с декабря по февраль.
В конце февраля — начале марта солнце светит все дольше, все ярче блестит наст, наступает весна света, а за ней и новые перемены в жизни.По представлениям эвенков, весной солнце отпускает тепло, которое накопило за зиму, когда сидело в чуме, лишь изредка покидая его.
Благодаря солнечным лучам тает снег, вскрываются после долгих холодов реки, наступают теплые дни. О начале весны, как говорят старики-эвенки, можно говорить только в апреле — месяце туран, когда прилетают вороны. На южных склонах появляются первые проталины, снег становится все рыхлее и кочевать все труднее. К концу апреля — началу мая солнце светит все ярче, весна ломает лед, в тихий ход природных событий стремительно врывается ледоход.
Эвенкам весна приносит свои заботы. Весь март они продолжали активную пушную охоту — малую ходьбу. Ей благоприятствовали удлинившийся день и немного ослабевшие морозы. Время от времени, чтобы пополнить запасы мяса и заготовить его впрок, эвенки, как и в феврале, охотились по насту на лосей и диких оленей.
В годы, когда белки было мало, в конце марта — начале апреля (по эвенкийски — октанкир — снег протаивает), эвенки собирали к стойбищам оставленных на зиму оленей и уходили к местам их отела. Поскольку до отела оставалось всего около месяца, промысловики, кочевавшие вместе с семьями, передвигались так быстро, насколько позволяло состояние снежного покрова.
Весенняя охота на копытных иногда продолжалась и в начале отела домашних оленей — важном периоде в жизни эвенков. Обычно он проходил в конце апреля — мае. К этому времени эвенки старались выйти к местам постоянных весенних стойбищ — балдыкит, куда, повинуясь своему инстинкту, стремились стельные важенки. На весенних стойбищах в прежние времена было довольно многолюдно. Здесь обычно собиралось несколько семей, вместе строивших загон для отёла оленух.
В месяц отела оленей эвенки отмечали один из самых своих больших обрядовых праздников — Сэвэкан. Он приходился на момент появления первой зеленой травы и новой хвои лиственницы, первого кукования кукушки. Этим торжественным весенним обрядом у восточных эвенков начинался Новый год. А весна, между тем, незаметно переходила в лето...
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования эвенков и эвенов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения