Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)

Перейти вниз

Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову) Empty Алтайские камы-предсказатели (по Л. П. Потапову)

Сообщение автор Wizard Сб Авг 07, 2021 1:24 pm

Сведения об этой функции шаманов сохранились в ранних и средневековых письменных источниках. Они содержатся и в обширном этнографическом материале. Можно сослаться прежде всего на сообщение Ф. Симокатты, относящееся к древним тюркам, в котором сказано: «Своими жрецами ставят тех, которые, по их мнению, могут дать предсказания будущего». Напоминаю, что под словом «жрец» здесь выступает шаман, поскольку слово «ша­ман» в то время не было известно и не употреблялось. Добавлю, что у жужаней тогда тоже была распространена вера в шамана как прорицателя, о чем свидетельствует рассказ об упомянутом выше кагане Чэуне. Когда мать предъявила ему доказательства обма­на шаманки Давань, похитившей его младшего сына, но утверж­давшей, что он находится на небе, каган ответил ей: «Давань предвидит отдаленное, нельзя ей не верить, не слушай наветов».

Эти данные показывают, насколько характерным для шамана счита­лось его умение предсказывать будущее.

Функция предвидения шаманов имела широкий диапазон: от прорицаний государственного или всенародного значения, таких как предсказания войны, победы или поражения, стихийные бедст­вия, сопровождаемые падежом скота, голодом, эпидемиями, и др., до индивидуальных предсказаний рядовым кочевникам. В последнем случае речь шла обычно об удаче на промысле, здоровье семьи, благополучии скота и т. п. В этом отношении весьма пока­зателен факт, относящийся к шаманке — матери знаметитого Ань-Лушаня, о которой я уже упомянул выше. Она зарабатывала себе на жизнь предсказаниями. Пророчества древнетюркских шаманов, как и поздних алтае-саянских, базировались на их сношениях во время молений со своими духами-помощниками. В тру­де Джувейни содержится ряд весьма важных для рассматриваемого сюжета сообщений. В одном из них отмечается, что уйгурские ша­маны, именуемые камами, сами признавались в том, что в предска­заниях будущего опирались на своих духов. Люди, почитавшие ша­манов-камов, говорили: «Мы можем слышать, как демоны опускают­ся в их юрты через дымовое отверстие и разговаривают с ними».

Джувейни утверждает еще, что вера в шаманов и их моления настолько сильна, что, когда люди приступают к тому или иному де­лу, они руководствуются их советами. Любопытно, что сведения Джувейни, с одной стороны, корреспондируют с показаниями визан­тийских послов и историков, с другой — перекликаются с точно установленными этнографическими данными о камах у алтае-саян­ских народов. В этой связи достаточно привести, например, сле­дующий факт. Известный тюрколог Н. Ф. Катанов пишет со слов своих собеседников-шаманистов, что шаман мог предсказывать и из­рекать что-либо только во время камлания, когда он становится одержимым своими духами: «Когда шаман превратится в обыкно­венного человека, то его ни о чем не спрашивают, так как он, будучи теперь простым человеком, а не шаманом, ничего не знает».

Таким образом, шаманы отличались от обычных ворожеев тем, что их футурология основывалась на признании существования ду­хов-помощников, которым и приписывалась способность предвидения будущего и даже возможность влияния на него. Рядовой же ворожей,
не шаман, даже специалист по тому или иному виду ворожбы, опирался главным образом на приметы. Характерным примером могут служить гадатели по бараньей лопатке у алтайцев, тувинцев и т. д. — jарынчы (от Jарын— «лопатка»). Они бросали кость в огонь, спустя какое-то время доставали и по образовавшимся на ней трещинам определяли, жива ли потерявшаяся лошадь, овца и т. п., украдена она или нет, где, в каком направлении ее искать и т.д.

Функция предсказания шаманов отражена и в словаре М. Каш­гарского в части лексических примеров. Такова следующая фраза: Кам irkledi—«Кам предсказал судьбу»." Здесь предсказание выражено словом irk. Последнее сохранилось у алтайцев-челканцев, где шаманы предсказывали судьбу, камлая с маленьким луком в руках, именуемым ырык. Это слово может пополнить многочислен­ные параллели, свидетельствующие об общности шаманских предста­влений и ритуальных действий древних тюрок и современных тюрко­язычных алтае-cаянских народов.

Свидетельства о предсказаниях, делаемых камами, содержат­ся и в следующих фразах словаря М. Кашгарского: Qam arvas
arvadí—«Кам произнес заклинание»; Qamlar qamus arvasdi—«Камы вместе произносили заклинания»." Кстати заметить, слово arva в форме арбаш, арбыш сохранилось у современных алтай­цев и телеутов в значении «заклинание», «заговор» (например, от укуса змеи), «ворожба». Были даже специалисты по заговору шепо­том — арбышчы.

(по Л. П. Потапову)
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения