Кезер - каменный воин
Страница 1 из 1
Кезер - каменный воин
Непременной частью лапдшафта высокогорных степей Алтая являются многочисленные и разновременные курганы, наскальные рисунки и изваяния. Они безмолвно взирают на нас. Одни с укором и затаенной скорбью, другие - с легкой улыбкой и прищуренным взглядом. Несмотря на скупость изобразительных средств, каменные изваяния древних тюрков, сохранившиеся на Алтае до наших дней, удивительно индивидуальны и имеют портретное сходство с конкретными людьми, жившими на нашей земле более тысячи лет назад. Давно забыты их славные имена, но алтайский народ в недрах своей памяти сохранил легенды и сказания о кезерах - воинах и их ратных подвигах.
По явному недоразумению каменные фигуры воинов получили неточное и по сути обывательское название - "каменные бабы". Его принесли с собой переселенцы из южнорусских степей, где в большом числе до сих пор стоят более поздние половецкие статуи. Многие из них действительно изображают женщин - матерей и прародительниц, тогда как на Алтае в монументальной каменной скульптуре воплощен образ древнего тюркского воина.
Первые образцы изобразительного каменотесного искусства тюрков схематичны и маловыразительны. Они в условной манере передают лицо человека, выполненное в верхней части стелы. Но поступательное развитие культуры и возросшее мастерство местного ваятеля являют нам поистине уникальные и реалистичные портреты представителей древнетюркской элиты. Многие из них показаны в парадном облачении с оружием (сабля и кинжал) на поясе, набранном фигурными бляхами. Число и состав поясных блях у кочевников всегда служили знаками воинского различия. Обычно, в правой руке знатного воина изображена чаша или кубок, - левая опущена на рукоять сабли. Наиболее выразительные фигуры алтайских тюрков известны в межгорных долинах Узунтала, Курая, Каракола, Аргута, Кыпчыла, Белого Ануя и на территории Монгольского Алтая.
Все алтайские изваяния обнаружены археологами в древних культовых комплексах, посвященных памяти умерших или погибших в боях тюркских воинов. Они стоят не на могилах, а у каменной оградки - основания небольшого поминального храма.
Археологические исследования древнетюркских храмов позволили реконструировать все циклы поминального обряда, в основе которого были заложены не только черты шаманизма, но и древнейшие представления, связанные с культом предков.
Сегодня древнетюркские изваяния экспонируются в республиканском музee г. Горно-Алтайска, в музеях городов Бийска, Барнаула, Новосибирска, Томска и в Государственном Эрмитаже г.Санкт-Петербурга.
По материалам Кубарева В.Д.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2423
Дата регистрации : 2018-08-18
Кедрач поставил(а) лайк
Похожие темы
» Алтайская легенда. Кезер-Таш
» Warrior, El Guerrero (Воин)
» Каменный столб (предание)
» ВОИН ОЛЬГИТ (Кетская легенда)
» Воин, победивший солце (легенда племени миштеков)
» Warrior, El Guerrero (Воин)
» Каменный столб (предание)
» ВОИН ОЛЬГИТ (Кетская легенда)
» Воин, победивший солце (легенда племени миштеков)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения