Гуллинбурсти
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Рунные мистерии :: Северные боги и духи
Страница 1 из 1
Гуллинбурсти
Гуллинбурсти.
Gullinburste — оригинальное древнескандинавское написание имени быстроногой свиньи Гуллинбурсти, буквально "золотая щетина"
Slíðrugtanni — вариант древнескандинавского имени быстроногой свиньи Гуллинбурсти, буквально "острозубый"
Очень быстро передвигающийся вепрь, принадлежащий Фрейру, созданный в ходе спора между гномами — братьями Броком и Синдри и богом хитрости и коварства Локи.
Такое название вепрь получил по той причине, что его щетина светится в темноте. В «Младшей Эдде» сказано, что даже «в самой Стране Тьмы будет светло» от щетины Гуллинбурсти. Кроме того, вепрь способен передвигаться не только по земле, но также по воде и даже по воздуху. В искомом эпизоде упоминается и о том, что Гуллинбурсти «движется быстрее всякого коня», при этом неясно способен ли вепрь бежать быстрее Слейпнира.
Упоминается в нескольких местах Младшей Эдды. В частности, во фрагменте скальдической поэмы Хусдрапа (Húsdrápa) Фрейр на вепре прибывает на похороны Бальдра. Далее в "Языке поэзии" описывается процесс создания вепря из свиной шкуры:
[Þ]á lagði Sindri svínskinn í aflinn ok bað blása Brokk ok létta eigi fyrr en hann tæki þat ór aflinum, er hann hafði í lagt. En þegar er hann var genginn ór smiðjunni, en hinn blés, þá settist fluga ein á hönd honum ok kroppaði, en hann blés sem áðr, þar til er smiðrinn tók ór aflinum, ok var þat göltr, ok var burstin ór gulli.
...
Þá bar fram Brokkr sína gripi ... En Frey gaf hann göltinn ok sagði, at hann mátti renna loft ok lög nótt ok dag meira en hverr hestr ok aldri varð svá myrkt af nótt eða í myrkheimum, at eigi væri ærit ljós, þar er hann fór; svá lýsti af burstinni.
Skáldskaparmál. Af smíðum Ívaldasona ok Sindra dvergs
Эйтри положил в горн свиную кожу и велел Брокку поддувать, не останавливаясь, пока он не вынет из горна того, что было туда положено. Но едва он вышел из кузницы, а брат его Брокк взялся за меха, на руку Брокку уселась муха и стала жалить. Но он работал, как прежде, пока кузнец не вынул из горна изделия, и это был вепрь с золотою щетиной.
...
Тогда Брокк достал свои сокровища... Фрейру отдал он вепря, говоря, что тот может бежать по водам и воздуху, ночью и днем, быстрее любого коня, и ночью, и в самой Стране Тьмы будет ему светло: так светится у него щетина.
Младшая Эдда. О кузнецах, сыновьях Ивальди
Споры у исследователей вызывает тот факт, что вепрь Гуллинбурсти был подарен именно Фрейру, который является ваном по происхождению, сыном Ньерда. Ваны по своей природе – стихийные существа и совсем не воинственные в отличие от асов. При этом вепрь (в противоположность свинье) у многих народов европейского севера считался существом сакральным. Вепрь – символ ярости, воинской доблести и отваги. Предполагается даже, что вепрь мог быть воинским тотемным животным у скандинавов, наряду с волком и бером (медведем). При этом у Гуллинбурсти есть и другое имя (оно также упоминается в «Младшей Эдде») – «Slíðrugtanni», что в переводе с древнескандинавского означает «острозубый». И это еще одно очевидное указание на динамический, отнюдь не гуманистический принцип, заключенный в образе вепря. То есть непонятно, почему явно воинский, можно сказать – откровенно боевой артефакт Гуллинбурсти был отдан Фрейру, богу миролюбивому и спокойному, олицетворяющему солнечный свет и силы плодородия. В действительности, однозначного ответа на данный вопрос до сих пор нет. Хотя нужно признать, что нет и глубоких исследований на эту тему. В конце концов, Гуллинбурсти встречается всего в паре текстов, тем не менее, это яркий эпический образ, который нельзя оставлять без внимания.
Gullinburste — оригинальное древнескандинавское написание имени быстроногой свиньи Гуллинбурсти, буквально "золотая щетина"
Slíðrugtanni — вариант древнескандинавского имени быстроногой свиньи Гуллинбурсти, буквально "острозубый"
Очень быстро передвигающийся вепрь, принадлежащий Фрейру, созданный в ходе спора между гномами — братьями Броком и Синдри и богом хитрости и коварства Локи.
Такое название вепрь получил по той причине, что его щетина светится в темноте. В «Младшей Эдде» сказано, что даже «в самой Стране Тьмы будет светло» от щетины Гуллинбурсти. Кроме того, вепрь способен передвигаться не только по земле, но также по воде и даже по воздуху. В искомом эпизоде упоминается и о том, что Гуллинбурсти «движется быстрее всякого коня», при этом неясно способен ли вепрь бежать быстрее Слейпнира.
Упоминается в нескольких местах Младшей Эдды. В частности, во фрагменте скальдической поэмы Хусдрапа (Húsdrápa) Фрейр на вепре прибывает на похороны Бальдра. Далее в "Языке поэзии" описывается процесс создания вепря из свиной шкуры:
[Þ]á lagði Sindri svínskinn í aflinn ok bað blása Brokk ok létta eigi fyrr en hann tæki þat ór aflinum, er hann hafði í lagt. En þegar er hann var genginn ór smiðjunni, en hinn blés, þá settist fluga ein á hönd honum ok kroppaði, en hann blés sem áðr, þar til er smiðrinn tók ór aflinum, ok var þat göltr, ok var burstin ór gulli.
...
Þá bar fram Brokkr sína gripi ... En Frey gaf hann göltinn ok sagði, at hann mátti renna loft ok lög nótt ok dag meira en hverr hestr ok aldri varð svá myrkt af nótt eða í myrkheimum, at eigi væri ærit ljós, þar er hann fór; svá lýsti af burstinni.
Skáldskaparmál. Af smíðum Ívaldasona ok Sindra dvergs
Эйтри положил в горн свиную кожу и велел Брокку поддувать, не останавливаясь, пока он не вынет из горна того, что было туда положено. Но едва он вышел из кузницы, а брат его Брокк взялся за меха, на руку Брокку уселась муха и стала жалить. Но он работал, как прежде, пока кузнец не вынул из горна изделия, и это был вепрь с золотою щетиной.
...
Тогда Брокк достал свои сокровища... Фрейру отдал он вепря, говоря, что тот может бежать по водам и воздуху, ночью и днем, быстрее любого коня, и ночью, и в самой Стране Тьмы будет ему светло: так светится у него щетина.
Младшая Эдда. О кузнецах, сыновьях Ивальди
Споры у исследователей вызывает тот факт, что вепрь Гуллинбурсти был подарен именно Фрейру, который является ваном по происхождению, сыном Ньерда. Ваны по своей природе – стихийные существа и совсем не воинственные в отличие от асов. При этом вепрь (в противоположность свинье) у многих народов европейского севера считался существом сакральным. Вепрь – символ ярости, воинской доблести и отваги. Предполагается даже, что вепрь мог быть воинским тотемным животным у скандинавов, наряду с волком и бером (медведем). При этом у Гуллинбурсти есть и другое имя (оно также упоминается в «Младшей Эдде») – «Slíðrugtanni», что в переводе с древнескандинавского означает «острозубый». И это еще одно очевидное указание на динамический, отнюдь не гуманистический принцип, заключенный в образе вепря. То есть непонятно, почему явно воинский, можно сказать – откровенно боевой артефакт Гуллинбурсти был отдан Фрейру, богу миролюбивому и спокойному, олицетворяющему солнечный свет и силы плодородия. В действительности, однозначного ответа на данный вопрос до сих пор нет. Хотя нужно признать, что нет и глубоких исследований на эту тему. В конце концов, Гуллинбурсти встречается всего в паре текстов, тем не менее, это яркий эпический образ, который нельзя оставлять без внимания.
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Рунные мистерии :: Северные боги и духи
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения