Аждарха — в мифологии тюркоязычных народов злой демон в виде дракона
Страница 1 из 1
Аждарха — в мифологии тюркоязычных народов злой демон в виде дракона
Аждарха — в мифологии тюркоязычных народов злой демон в виде дракона
Аждаha — название Аждархи у казанских татар, азербайджанцев, казахов
Аждархо́ — название Аждархи у узбеков
Ажыдаа́р — название Аждархи у киргизов
Аздаха — название Аждархи у ногайцев
Аздяка́ — название Аждархи у татар-мишарей
Аидахар — вариант названия Аждархи у казахов
Айдага́р — вариант названия Аждархи у казахов
Айдахар — вариант названия Аждархи у казахов
Эжде́р — одно из названий Аждархи у турок
Эждерха́ — одно из названий Аждархи у турок
Представители тюркоязычных племен Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, Поволжья и Западной Сибири под именем аждархи с его вариациями знают злого демона в виде многоглавого дракона. Как и все другие драконы аждархи трепетно относятся к богатствам и водной стихии (что в засушливых условиях Азии совершенно неудивительно). Исходя из этого аджархи селятся в озерах или пещерах. Поведение сей твари во многом типично для разбойника и развратника, познавшего сладость своей безнаказанности. Хотя набор его "преступлений" традиционен, — от тотального уничтожения человеческих поселений до избирательного киднеппинга наиболее симпатичных дочерей местных правителей, — есть и некоторая специфика. Так, азербайджанцы рассказывают, что аждарха может поселиться в чреве беременной женщины и убить ребенка. А татары-мишары утверждают, что аждарха может частенько принимать облик огненного змея*, который пробирается в дом к вдове в образе ее умершего мужа, дабы сожительствовать с ней. Однако, не смотря на эти нюансы, финал существования аждархи незамысловат. Клинком своего меча его прописывает очередной борец за социальную справедливость, чаще всего по отношению к одной отдельно взятой принцессе.
Более интересен генезис аждархи, причем, как с точки зрения фило-, так и онтогенеза. В переводе на общедоступный язык это значит, что особенность аждархи и его/ее отличие от прочих драконоподобных тварей заключается в происхождении как каждой твари по отдельности, так и всего их вида в целом. Дело в следующем. Считается, что в аждарху превращается змея, прожившая много-много лет. Одни говорят — 100 (174), другие — 40, но при условии, что сей серпент за все это время не будет видеть людей и даже не услышит человеческого голоса (*). Чем дольше живет змея, тем больше она становится, с течением времени приобретая не только устрашающую величину, но и необычные магические свойства оборотня, способного принимать вид различных живых существ.
То был онтогенез — что касаемо одного существа. А вот филогенез — развитие роду-племени — у аждархи восходит к временам далеким, легендарно-мифическим. Прародителем всех аждархов азиатского континента (от турецких эджеров через армянских вишапов-аждахаков до казахских айдагаров), да и не только азиатского, кстати (вспоминаем сербского аждайя и болгарского аждера), является полумифическая-полулегендарная фигура иранского Ажи*-Дахака. Понятно, что сия персона имеет ведийские (Ахи Будхнья) и древнегреческие (Эхидна) этимологические параллели и множество соответствий в индоевропейской мифологии, но сама по себе является треглавым драконом, правившем в Иране после падения первого царя сей страны — Йимы (174). Его, конечно, победил соответствующий герой... Но не окончательно, ибо Ажи-Дахака был не умерщвлен, но закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Поговаривают, что перед концом мира он вырвется на волю... Как бы то ни было, его своеобразные инкарнации являлись свету и до конца мира. Одни из таких явлений случилось в ту пору, когда арабы распростерли свои зеленые крылья на золотыми иранскими песками. Здесь всплывает имя принца Заххака, сына арабского царя Мардаса, который (Заххак) оказался нестоек перед лестью Иблиса (видимо, в этой форме проник в мир Ажи-Дахака), что в итоге привело к следующему:
И бес, принявший облик человечий,
Поцеловал царя, как равный, в плечи.
Поцеловал Заххака хитрый бес
И — чудо! — сразу под землей исчез.
Две черные змеи из плеч владыки
Вдруг выросли…
Фирдуоси "Шахнаме" (708)
Ну а обыкновенные аждархи — это так, даже и не инкарнации. Мелкие отблески инфернального зла в текучем зеркале современности... Хотя видится мне иное — изначально были они духами живительной влаги и небесных вод, повелевали тучами и обеспечивали земное плодородие. Да вот как-то не задалась карьера, ибо не в Китае они были да не в Японии с Кореей. Это только там драконы сохранили почитание человеческое. В иных же местах забывчивость человеческая да нетерпимые религии "миролюбия" превратили их в демонов...
P.S. Люди верят, что если аждарха доживет до глубокой старости (40, 100 или 1000) лет и ни разу не увидит человека, то она превратится в Ювху, почти совершенную змею-оборотня.
Источники
Мифы народов мира. В 2-х тт. — М.: Советская энциклопедия, 1980 (174)
Фирдоуси "Шахнаме". Т.1-6 — М.: Издательство АН СССР, Наука, 1957-1989 (708)
Березкин Ю.Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам (1105)
Онлайн источники
Драконы в туркменской мифологии (*)
Подготовка статьи: Геннадий Коршунов
Источник: https://www.bestiary.us/adzharha
Аждаha — название Аждархи у казанских татар, азербайджанцев, казахов
Аждархо́ — название Аждархи у узбеков
Ажыдаа́р — название Аждархи у киргизов
Аздаха — название Аждархи у ногайцев
Аздяка́ — название Аждархи у татар-мишарей
Аидахар — вариант названия Аждархи у казахов
Айдага́р — вариант названия Аждархи у казахов
Айдахар — вариант названия Аждархи у казахов
Эжде́р — одно из названий Аждархи у турок
Эждерха́ — одно из названий Аждархи у турок
Представители тюркоязычных племен Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, Поволжья и Западной Сибири под именем аждархи с его вариациями знают злого демона в виде многоглавого дракона. Как и все другие драконы аждархи трепетно относятся к богатствам и водной стихии (что в засушливых условиях Азии совершенно неудивительно). Исходя из этого аджархи селятся в озерах или пещерах. Поведение сей твари во многом типично для разбойника и развратника, познавшего сладость своей безнаказанности. Хотя набор его "преступлений" традиционен, — от тотального уничтожения человеческих поселений до избирательного киднеппинга наиболее симпатичных дочерей местных правителей, — есть и некоторая специфика. Так, азербайджанцы рассказывают, что аждарха может поселиться в чреве беременной женщины и убить ребенка. А татары-мишары утверждают, что аждарха может частенько принимать облик огненного змея*, который пробирается в дом к вдове в образе ее умершего мужа, дабы сожительствовать с ней. Однако, не смотря на эти нюансы, финал существования аждархи незамысловат. Клинком своего меча его прописывает очередной борец за социальную справедливость, чаще всего по отношению к одной отдельно взятой принцессе.
Более интересен генезис аждархи, причем, как с точки зрения фило-, так и онтогенеза. В переводе на общедоступный язык это значит, что особенность аждархи и его/ее отличие от прочих драконоподобных тварей заключается в происхождении как каждой твари по отдельности, так и всего их вида в целом. Дело в следующем. Считается, что в аждарху превращается змея, прожившая много-много лет. Одни говорят — 100 (174), другие — 40, но при условии, что сей серпент за все это время не будет видеть людей и даже не услышит человеческого голоса (*). Чем дольше живет змея, тем больше она становится, с течением времени приобретая не только устрашающую величину, но и необычные магические свойства оборотня, способного принимать вид различных живых существ.
То был онтогенез — что касаемо одного существа. А вот филогенез — развитие роду-племени — у аждархи восходит к временам далеким, легендарно-мифическим. Прародителем всех аждархов азиатского континента (от турецких эджеров через армянских вишапов-аждахаков до казахских айдагаров), да и не только азиатского, кстати (вспоминаем сербского аждайя и болгарского аждера), является полумифическая-полулегендарная фигура иранского Ажи*-Дахака. Понятно, что сия персона имеет ведийские (Ахи Будхнья) и древнегреческие (Эхидна) этимологические параллели и множество соответствий в индоевропейской мифологии, но сама по себе является треглавым драконом, правившем в Иране после падения первого царя сей страны — Йимы (174). Его, конечно, победил соответствующий герой... Но не окончательно, ибо Ажи-Дахака был не умерщвлен, но закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Поговаривают, что перед концом мира он вырвется на волю... Как бы то ни было, его своеобразные инкарнации являлись свету и до конца мира. Одни из таких явлений случилось в ту пору, когда арабы распростерли свои зеленые крылья на золотыми иранскими песками. Здесь всплывает имя принца Заххака, сына арабского царя Мардаса, который (Заххак) оказался нестоек перед лестью Иблиса (видимо, в этой форме проник в мир Ажи-Дахака), что в итоге привело к следующему:
И бес, принявший облик человечий,
Поцеловал царя, как равный, в плечи.
Поцеловал Заххака хитрый бес
И — чудо! — сразу под землей исчез.
Две черные змеи из плеч владыки
Вдруг выросли…
Фирдуоси "Шахнаме" (708)
Ну а обыкновенные аждархи — это так, даже и не инкарнации. Мелкие отблески инфернального зла в текучем зеркале современности... Хотя видится мне иное — изначально были они духами живительной влаги и небесных вод, повелевали тучами и обеспечивали земное плодородие. Да вот как-то не задалась карьера, ибо не в Китае они были да не в Японии с Кореей. Это только там драконы сохранили почитание человеческое. В иных же местах забывчивость человеческая да нетерпимые религии "миролюбия" превратили их в демонов...
P.S. Люди верят, что если аждарха доживет до глубокой старости (40, 100 или 1000) лет и ни разу не увидит человека, то она превратится в Ювху, почти совершенную змею-оборотня.
Источники
Мифы народов мира. В 2-х тт. — М.: Советская энциклопедия, 1980 (174)
Фирдоуси "Шахнаме". Т.1-6 — М.: Издательство АН СССР, Наука, 1957-1989 (708)
Березкин Ю.Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам (1105)
Онлайн источники
Драконы в туркменской мифологии (*)
Подготовка статьи: Геннадий Коршунов
Источник: https://www.bestiary.us/adzharha
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Асьтаха - злой дракон в чувашской мифологии.
» Гэсэр в мифологии монгольских народов
» Богини весны в мифологии разных народов
» ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШ В ВИДЕ ЖИВОТНЫХ
» Глаз дракона
» Гэсэр в мифологии монгольских народов
» Богини весны в мифологии разных народов
» ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШ В ВИДЕ ЖИВОТНЫХ
» Глаз дракона
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения