Опоясанная Луна. Красивая алтайская легенда
Участников: 2
Страница 1 из 1
Опоясанная Луна. Красивая алтайская легенда
Давным-давно в Курайской степи жил очень бедный человек - кузнечных дел мастер. И беден он был от того, что взамен за свое ремесло он никогда не брал денег. Кому кольчугу кованную, кому нож булатный мастерил, приговаривая, что мы, дети Чуя, и поэтому должны жить друг для друга. Такой был человек Кучук. Пошла о нем молва. Люди полюбили его за доброе сердце и "золотые руки". Так случилось, что его единственный сын полюбил девушку из очень богатого знатного рода Нижнего Алтая. Девушка отвечала ему взаимностью, но ее родители были против их замужества. Отец девушки говорил, что ни за что не отдаст ее в бедняцкий род; не для того ее растили и воспитывали, чтобы где-то далеко в горах, она "баранам хвосты крутила". Но юноша воспользовался традицией и украл невесту. Привез он возлюбленную домой, где хранительница очага его дома (обычно это мама или старшая сестра), преподнесла его избраннице пиалу с молоком, отпив из которой, она подала знак, что согласна остаться в этом роду. Тут же повязали ей белый платок на голову, как символ чистоты и невинности. С этого момента девушка стала считаться невестой этого рода. С этой поры алтайские невесты в дом родителей не возвращаются.
Родителям украденной девушки ничего не оставалось делать, как пойти на очень коварную и жестокую хитрость. Отец невесты огласил свою волю: "Раз моя дочь ушла самовольно в этот бедняцкий род, то я соберу всех до единого членов рода, от старого до малого, и мы все поедем на свадьбу в эту бедную степь". Расчет отца невесты был на то, что отец юноши - маленький бедный человек, который не сможет встретить, накормить, напоить всех гостей, а самое главное - опоясать. Опоясывание почетных гостей - алтайская традиция, которая зародилась со времен "Шелкового пути". На традиционном обряде "сватовства" родственников жениха и невесты обязательно опоясывают материей длиной 3-5 метров. Чем дороже материя, тем считается, что повязывающий уделяет большее уважение гостю. Наоборот, человек, которого не опоясали, считает себя оскорбленным и униженным. На это и была сделана ставка. Отец невесты сказал: "Глава рода жениха не сможет всех опоясать, значит, мы опозорим его род, и, забрав свою дочь, спокойно уедем". С этими словами он разослал гонцов по всем аилам.
В назначенный день собралось огромное количество людей. Все они выдвинулись в Верхний Алтай, растянувшись по всему Шелковому пути нескончаемой вереницей обозов и всадников. Но добрые люди, прознав об этом, рассказали кузнецу планы богача. Кучук был человеком маленьким, бедным. Он начал горевать. Слишком уж жестокий выбор перед ним встал. С одной стороны - судьба единственного сына, а с другой - угроза быть опозоренным и оказаться под гневом Духов Верхнего Алтая. Он, понимая, что не сможет всех встретить и опоясать, решил, что лучше его не станет, тогда по традиции любое торжество может проводиться не менее, чем через год после трагедии в семье, а он - глава семьи. С этими мыслями взобрался на гору Ак-Туру и решил сброситься с нее. Но как только он поднялся на вершину, то увидел, что со всей округи к его маленькой, серой и бедной юрте собираются люди; женщины и дети несут пояса. Он видел, что из Чуйской степи выходит большое количество людей и гонят впереди себя скот. Кучук понял, что прожил не зря свою жизнь. Сделанное им добро вернулось к нему в десятки, сотни и тысячи раз большей наградой. Воспрянув духом, кузнец спустился и увидел, что возле его юрты люди развернули огромный белоснежный стан, у которого горят сотни костров с кипящими котлами мяса, строятся столы, протянувшиеся через всю степь. Кучук увидел, с какой теплотой, отзывчивостью, благодарностью, люди помогают ему в приготовлении этой свадьбы.
А в это время с Курайского взвоза подъезжали первые всадники, во главе с отцом невесты. Оглядевшись, грозный отец не поверил своим глазам и подумал, что он проехал бедную степь и оказался в богатой Монгольской степи. Сомнение закралось в его душе, и он решил дождаться всех своих родственников. Ждать пришлось очень долго, до глубокой ночи. И вот, наконец, все подтянулись и собрались. Спустившись, гости были изумлены тем, что именно их ждало такое большое количество народа. Именно для них были накрыты бесчисленные столы и горели костры, на которых варилось мясо. Отец невесты увидел, с каким гостеприимством, радушием, люди их встречали. Он увидел то, насколько этот Курайский род душевно богат, гостеприимен, сплочен. Ему стало стыдно за свою гордыню, надменность, высокомерие. И он попросил сыграть свадьбу этой же ночью, чтобы люди, а именно его близкие родственники, не видели смятения на его лице. И духи благословили его просьбу.
Именно в полнолуние сыграли свадьбу. В это время в Курайской степи светло и тепло. Свадьба удалась на славу. Именно с тех пор переплелись роды Нижнего и Верхнего Алтая. Но, самое главное, принесенных людьми поясов хватило не только приветствовать и опоясать всех родственников, но и хватило бы опоясать ту самую Луну, что зависла в это время над степью.
Так вот, с тех пор эти места стали называться Курчаган-Ай, Курлу-Ай, Чаган-Ай или просто Курай - пояс Луны, подпоясанная, опоясанная Луна.
А в традиции народа так и осталось то, что не совсем важно к кому ты идешь на свадьбу (родственнику или другу), ты должен принести в помощь несколько поясов, потому что алтайские свадьбы очень многолюдные.
Записано со слов Андрея Сопо, село Курай.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Re: Опоясанная Луна. Красивая алтайская легенда
Ох... Я аж прослезилась
_________________
You can do this! ;-)
Irene- Эзотерическое направление : Мастер, ремесленник
Сообщения : 629
Дата регистрации : 2018-08-19
Возраст : 39
Откуда : Altai
Re: Опоясанная Луна. Красивая алтайская легенда
И все-таки любовь, любовь и сплоченность, чувство благодарности, благие дела дают прекрасные плоды и побеждают. Так должен жить весь мир.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Алтайская легенда
» Манжерок. Алтайская легенда
» Алтайская легенда. Кезер-Таш
» Хозяйки реки Улегем. Алтайская легенда
» Слёзы Кадын. Алтайская легенда
» Манжерок. Алтайская легенда
» Алтайская легенда. Кезер-Таш
» Хозяйки реки Улегем. Алтайская легенда
» Слёзы Кадын. Алтайская легенда
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения